Разработка урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Козина Оксана Геннадьевна

Конспект урока-обобщения по теме "Имя прилагательное". 5 класс Дополнительно воспользоваться презентацией к уроку, рабочими материалами к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rasshirennaya.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока. 5 класс.

Тема урока:  Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное».        

Тип урока:  обобщение

Цели:

1.Определение уровня сформированности у обучающихся умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

2. Совершенствование культуры речи, развитие умения анализировать языковые средства.

Структура урока:

1. Определение уровня сформированности  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

2.Развитие умения читать, понимать и озаглавливать текст.

3.Развитие орфографической зоркости.

4.Совершенствование культуры речи (подбор синонимов), развитие умения анализировать языковые средства. Роль прилагательных – эпитетов.

5.Развитие умения осуществлять морфологический разбор имени прилагательного  и синтаксический разбор предложения.

6. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Определение уровня сформированности  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Постановка учебной задачи. Презентация. Слайды 1-2

1. Слова приветствия.

-Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок- это урок-обобщение, на котором мы расскажем все, что узнали нового об имени прилагательном.

- Ответьте, пожалуйста, какой раздел лингвистики мы изучаем? Морфологию.

- Что изучает морфология? Морфология изучает части речи, которые есть в русском языке, их свойства, особенности, как  образуются и как изменяются слова разных частей речи.

- К каким частям речи относится имя прилагательное? К самостоятельным.

- Вспомните, какими свойствами обладает имя прилагательное. Посмотрите на Слайд 1 и ответьте: Что обозначает прилагательное как часть речи? Признак предмета.(ученик может показать на слайде стрелками).

- Перед вами следующий слайд, посмотрите и укажите неверное утверждение.(ученик на экране на слайде указывает «--»).

2.Развитие умения читать, понимать  и озаглавливать текст. Презентация. Слайды 3-4. Работа с текстом. Задание1-4

Слова учителя:

- Следующее задание. Прочитайте текст (кто-то из учеников читает текст).

Текст.(Заглавие: Основание Петропавловской крепости (День основания Санкт-Петербурга).

1. (1)Ранним майским утром 1703 года вниз по реке Неве спускались шлюпки. (2)В одной из них сидели Петр 1 и его верные помощники.

2. (3)Вдруг  они увидели небольшой островок с редкой растительностью.(4)Согласно легенде над ним кружился огромный орел – царственная птица.(5) Это было добрым      предзнаменованием.

3. (6)Петр осмотрел необитаемый остров и решил, что лучшего места для крепости не придумать. (7)Маленький островок защищает    вход в Неву. (8)На этом острове 16 мая (сейчас 27 мая)1703 года состоялась закладка  крепости.

 Ответить на вопросы под текстом. Заячий остров. Петропавловская крепость. Показать слайд 4

Вопрос учителя:

-Что еще вы знаете об этом дне, о Петропавловкой крепости?

Обратно на экране Слайд 3.!

Задание классу(учитель):

-Подумайте и скажите, как лучше озаглавить этот  текст?

1. Озаглавьте текст(текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ).Ученики отвечают и записывают лучшее заглавие или каждый свое.

Задание классу(учитель):

-Подумайте и скажите, что такое тема (текста)? Тема текста (то, о чём ( или о ком) говорится в тексте).

Какая тема здесь , как вы думаете?(Закладка Петропавловской крепости на Заячьем острове).

Задание классу(учитель):

-Подумайте и скажите, что какая основная мысль этого текста? …Ответы учащихся(2-3 ученика)

-Вспомните и ответьте , пожалуйста, что такое Основная мысль текста (это то, к чему он текст призывает, чему учит, ради чего он написан) Какое знаменательное и особенное  событие  в истории нашего государства произошло 16(27) мая 1703 года? День основания и закладки Петропавловской крепости, а сегодня в этот день мы празднуем день нашего города – Санкт-Петербурга, северной столицы России. ???

 Задание классу(учитель):

-Подумайте и определите тип речи?

Ответ: Тип текста. Повествование(это рассказ о событиях, действиях в определенном порядке).

Описание (изображение людей, предметов, животных, природы).

Рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь).

3. Развитие орфографической зоркости. Работа с текстом. Задание 5.

 Слова учителя:

- Прочитайте задание (ученик читает задание):Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и подчеркните их. (кто-то из учащихся выполняет это задание на эл.доске, комментируя свои действия)

1. (1)Ранним майским утром 1703 года вниз по реке Неве спускались шлюпки. (2)В одной из них сидели Петр 1 и его верные помощники.

2. (3)Вдруг  они увидели небольшой островок с редкой растительностью.(4)Согласно легенде над ним кружился огромный орел – царственная птица.(5) Это было добрым      предзнаменованием.

3. (6)Петр осмотрел необитаемый остров и решил, что лучшего места для крепости не придумать. (7)Маленький островок защищает    вход в Неву. (8)На этом острове 16 мая (сейчас 27 мая)1703 года состоялась закладка  крепости.

Вопрос учителя к классу:

- Определение каких пропущенных букв вызвало у Вас затруднение?

*Задание написать на обратной стороне листа Вашей работы алгоритм правила слитного и раздельного написания частицы НЕ с прилагательными(можно в виде таблицы). Комментировать ученику?

Динамическая пауза 1-2 минуты

Учитель напоминает , что ученики должны сидеть, спины распрямить, свободное дыхание, между подбородком и шей прямой угол.

Учитель читает медленно, потом с нарастающим темпом, затем опять медленнее и тише. «ПОЕЗД МЧИТСЯ СКРЕЖЕЩА»

 Ученики  произносят: «Ж-ш-ча-ща»

4.Совершенствование культуры речи (подбор синонимов), умения анализировать языковые средства (роль прилагательных – эпитетов).

Работа с текстом. Задание 6-7. 

Учитель просит Ученика прочитать задание:

6. Подберите синоним к прилагательному царственная (птица) в предложении 4 – величественная.

Ученик читает задание:

7. Подберите эпитет(слово, которое подчеркивает свойства, качества, признаки предмета, явления) к слову крепости из предложения 8  - грандиозная, монументальная, величавая.

5.Развитие умения осуществлять морфологический разбор имени прилагательного  и синтаксический разбор предложения. Работа с текстом. Задание 8-9. 

Учитель просит прочитать ученика задание:

8. Произведите морфологический разбор прилагательного (не)большой (островок) из предложения 3(можно воспользоваться схемой разбора из учебника):

1.Самостоятельная часть речи, прилагательное, отвечает на вопрос: какой? Обозначает признак предмета (размер, величину). Начальная форма – небольшой (Им.пад., муж.род, ед.число)

2. Вин. пад., муж.род., ед.ч.

3. Определение.

Кто-то из учеников читает задание и разбирает предложение:

9. Произведите синтаксический разбор предложения 7 в тексте. 

(7)Маленький островок защищает    вход в Неву.

1.Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) – островок защищает, подчеркнуть одной линией подлежащее___, сказуемое – двумя ===,

2. второстепенные члены предложения – островок какой? Маленький – определение, подчеркнуть волнистой линией,

защищает что? Вход – дополнение (существительное в Вин.падеже), подчеркнуть пунктирной линией-------,

защищает вход куда? В Неву – обстоятельство места -.-.-.-.-..

6. Рефлексия. Экспресс – тест.

Задание классу:

- Выбираем правильный ответ из предложенных 4 вариантов и результаты от мечаем на отдельных листочках в соответствии с номерами заданий А1-А5. (На выполнение задания 2,5 минуты).

Задание А1. На какой вопрос отвечает прилагательное?

1.Кто?Что?         2.Какой? Чей?         3.Что делать?Что сделать?         4. Где?Куда?Когда?Как?

Задание А2. Укажите верное утверждение:

  1. Имя прилагательное – служебная часть речи.
  2. Имя прилагательное согласуется с глаголом.
  3. Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  4. Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.

Задание А3. Как изменяются имена прилагательные?

  1. Только по временам.                2. По числам, родам( в ед.ч.), падежам.

3.Только по родам.                        4. Только по падежам и числам.

Задание А4. В предложении «Как великолепна природа России!» имя прилагательное является:

1.подлежащим        2.сказуемым                3.дополнением                4.определением

Задание А5.  В каком ряду во всех словах не пишется мягкий знак:

  1. Певуч, жгуч        2. Ключ, дочь        3. Полночь, беречь        4.туч, рожь

Домашнее задание:упр.349.

Спасибо за работу на уроке! Заполнение таблицы***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"

Урок разработан с учетом  обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...

конспект Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен   для обучающихся 6-го класса по учебнику Т.А.Ладыженской, Л.А.тростенцовой, после изучения темы " Прилагательное".  Цель урока: повторить, обобщить. и систематизировать ма...

Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»

Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...

Открытый урок - обобщение на тему "Имя прилагательное"

Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...