Разработка урока по русскому языку для 7-го класса по теме "Деепричастие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Самсонова Юлия Сергеевна

Данный вид урока основывается на визуальной памяти учащихся. При помощи несложных схем для понимания и запоминания, достигается максимальная эффективность усвоения материала.

Цели урока: дать понятие деепричастия, познакомить с грамматическим значением деепричастия, формировать орфографические умения и навыки.

Урок позволяет вкраплять в него и другой гуманитарный предмет - литературу (ищем деепричастия в стихотворении Плещеева), что позволяет расширить кругозор учеников и развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_dlya_7.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок по русскому языку для 7-го класса по теме:              

                       «ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ»

ЦЕЛИ: Дать понятие деепричастия, познакомить с грамматическим значением деепричастия, формировать орфографические умения и навыки.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Упражнение № 159. Определение стиля  и типа текста. Письменное выполнение упражнения (по цепочке у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения; указать слова, обозначающие основное и добавочное действие (при помощи учителя).

4. Объяснение нового материала. Запись учителем на доске, ученики записывают в тетради для правил.

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

ДЕЕПРИЧАСТИЕ                             добавочное действие при основном.

                                                  относится к тому же слову, что и основное действие.

             отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Основное действие – глагол.

Монетка упала на мостовую, /звеня и подпрыгивая/.

                              МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ:

1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида ( решая – решив).

2. Переходные/ непереходные.

3. Возвратные/ невозвратные.

4. Как и наречие в предложении является обстоятельством.

5. Деепричастие распространяется существительным, местоимением и наречием.

     

                                                                              

               Папа-глагол                                                                Мама-наречие

                                                   

                                              Сынок-деепричастие

Итак, самый простой способ  отличить причастие и деепричастие – это задать вопрос.

                        Что делая?

Шёл человек по улице, /спотыкаясь на каждом шагу/.

5.  Запись под диктовку. Стихотворение Плещеева:

Ночь пролетала над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.

Старые мощные дубы,
Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.

Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая.

Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихо звенели,

И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая,
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.

- Выделите деепричастия;

- Отметьте, какие глаголы они поясняют;

* Обратите внимание на то, что используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.

6. Подведение итогов урока:

- Что называется деепричастием?

- К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?

- Изменяется ли деепричастие?

7. Домашнее задание:

§ 26, выучить правила, упр.№161 (исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

разработка урока по русскому языку ФГОС "Определение" 5 класс

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.Цель:  познакомить ...

Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему:«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему:  «Сложноподчиненное предложение  с несколькими придаточными»...

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Буквы З - С на конце приставок»

Используемая технология урока русского языка  "Правописание согласных на конце приставок на з-с" - коучинг, позволяющая ответить на вопросы: чего ты хоченшь достичь? Почему это важно? К...