Рабочая программа элективного курса «Формирование языковых компетентностей».
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Исакова Екатерина Александровна

Рабочая программа  элективного  курса «Формирование  языковых компетентностей» предназначена для подготовки  учащихся 9  классов к государственной итоговой аттестации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №31

Филиал МОУ СОШ  №131

Рабочая программа

элективного курса

«Формирование

языковых компетентностей».

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Учитель: Исакова Е. А.

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

 Рабочая программа по элективному курсу «Формирование языковых компетентностей» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и  на основании следующих документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»

6.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» от 24.07.2013г № 03-02/5639

7.Приказа министерства образования и науки Российской Федерации №889 от 30 августа2010 года  «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»;

8.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».

    9.Учебный план  МОУ СОШ №31 на 2013 – 2014 учебный год.

         Элективный курс  по русскому языку «Формирование языковых компетентностей»  рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

         Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Он  углубляет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА в 9 классе и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

        Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель изучения курса:

   1.Формирование языковой компетенции при подготовке учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы;

  2.Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его    устройстве;

 3.Овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Задачи изучения элективного курса:

Обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

Применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

Углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на подготовку  к решению тестовых заданий    отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 17 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.

       Тема элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

       На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).В основу курса положена идея личностно ориентированного и когнитивно-   коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.

         Таким образом,  элективный курс  создает условия для реализации   деятельностного подхода     к изучению русского языка в  9 классе.

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для

реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного

образования.

Механизм формирования  языковых компетентностей:

  1. Использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-Реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. Извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  3. Анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  4. Анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  5. Анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  6. Тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  7. Создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  8. Редактирование собственного текста;
  9. Применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  10. Соблюдение в практике письма основных норм языка;
  11. Использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

Календарно-тематический план элективного курса

«Формирование

языковых компетентностей»

п/п

Тема

Основное содержание. Понятия.

Виды деятельности (учебные действия)

Диагностика (вид и форма контроля).

1

Введение. Цели  и задачи изучения элективного  курса:

Содержание элективного курса.

Овладение орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

Создание проектов.

Подготовка к сжатому изложению

2

Текстоведение.

Текст. Выразительность русской речи. Понятие о тропах. Анализ выразительных средств языка в предложенном тексте разного стиля. Анализ текстов.

Уметь проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи: тема, основная мысль, типы речи, стиль, языковые и речевые средства предложений, строение текста.

Анализ текста.

3

Речеведение.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Приметы, особенности. Функциональные стили речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности текстов разных стилей речи.  

Уметь создавать монологические высказывания на актуальные темы.

Создание самостоятельного текста.

4

Особенности работы над сжатым изложением.

Изложение. Элементы сжатия текста: упрощение, сокращение, обобщение. 

Уметь применять приемы сжатия текста, следовать плану написания изложения.

Упражнения на восстановление текста

5

Практическая работа «Сжатое изложение»

Практическая работа «Сжатое изложение»

Анализ текстов, предложенных для написания сжатого изложения.      

Уметь адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; уметь обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; уметь письменно передавать обработанную информацию.

Индивидуальный проект: «Создание микротем».

Подготовка к сочинению-рассуждению

6

Практическая работа. Особенности написания сочинения- рассуждения.

Практическая работа № 1

Практическая работа № 2.

Сочинение – рассуждение.

Функциональные стили и типы речи. Рассуждение. Текст. Анализ текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенной цитате. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания пред-ного текста.

Уметь анализировать предложенный тест. Уметь писать сочинение-рассуждение, знать алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Групповой проект  по теме: «Особенности написания сочинения- рассуждения»

7

Практическая работа.

 Сочинение-рассуждение.

Практическая работа.

Сочинение-рассуждение.

Написание сочинения-рассуждения на одну из пред-нных тем, с анализом учени-ких работ.

Сообщение учащихся. «Основные способы сжатия текста».

«Основные средства связи между предложениями в тексте»

8

Предэкзаменационная работа.

Учащиеся пишут пробную работу.

Контрольная работа

9

Анализ экзаменационных работ.

Система оценивания пробной экзаменационной работы.

Повторение изученного в 5-8 классах. Подготовка к решению тестовых заданий.

10

Фонетика. Орфография.

Понятие о звуках речи. Гласные и согласные. Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. Гласные после шипящих. Разделительные знаки. Буквы о-е после шипящих.

Закрепить понятия о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании. Уметь анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Составление кроссворда.

Исследовательская работа по тексту.

11

Фонетика. Орфография

Понятие о морфеме как значимой части слова. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слов.

Закрепить понятие «морфемика». Знать основные морфемы слова. Уметь различать способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Создание презентации.

12

Лексикология. Фразеология.

Лексика с точки зрения происхождения, сферы употреб-ления. Фразео-логические обороты.Понятие о лексике. Лекси-ческое значение слова. Одноз-начные и многоз-начные слова. Синонимы. Виды синонимов. Антонимы.

Уметь толковать лексическое значение слов и фразеологизмов.

Все виды словарей.

13

Морфология. Орфография.

Синтаксис.

Понятие о самостоятельных и служебных частях речи. Морфологический анализ слова.

Правописание приставок. Неизменяющиеся приставки. Приставки на з- и с-. Правописание приставок пре- и при-.

Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний: сочинительные и подчинительные. Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Простое предложение. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь указывать морфологические признаки различных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы. Уметь объяснять написание соответствующих слов и обнаруживать изученные орфограммы.

Уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Создание таблицы

Реферат (работы учащихся)

14

Пунктуация.

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обособленными  и уточняющими членами. Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах. Осложненное простое предложение. Предложения с вводными словами и обращениями. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Уметь применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, проводить синтаксический и пунктуационный анализ текста, аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Практические занятия: «Средства выразитель-ности»

15-18

Практическая работа «Решение тестовых заданий»

Выполнение заданий с выбором ответа и кратким открытым ответом.

Защита проектов (работы учащихся).

Требования к уровню подготовки учащихся

                                    В результате изучения элективного курса  ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;
  • пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий.

                                      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Методические рекомендации

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить части 3, так как есть изменения в демоверсии 2013 г.

        

Подготовка к сжатому изложению

            Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля.

     Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

        Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

        Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

        При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

        При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание С2, где ученик должен используя прочитанный текст из части 2, выполнить задание С2.  Задание проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

        Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

        Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

        При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание в демоверсии 2013 г. изменилось, поэтому рекомендуется писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.    

Характеристика контрольно-измерительных материалов

 Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

 Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся. Трёхчастная структура работы по русскому языку обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.

 Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту.

 Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

 Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с открытым ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.

 Семь заданий типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

 Четырнадцать заданий типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

 Третья часть работы содержит  творческое задание (С2). Данное задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

 

 Задание С2. направлено на самостоятельный ответ на поставленный вопрос., наличие примеров - аргументов интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

 С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение  излагать связно и последовательно,  давать письменный развернутый аргументированный ответ.

 Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

 Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

При подготовке к ГИА, кроме известных учебников,  имеющих гриф Министерства образования РФ используются методические и практические материалы учебных пособий:

1. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.-М.:Издательство «Экзамен», 2013. Пособие содержит теоритический материал об особенности сжатого изложения, спообах и приемах сжатия текста, требованиях к работе. Практикум состоит из 4 разделов: анализ текста, упражнения на восстановление текста, анализ «псевдотекстов», варианты экзаменационных изложений.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. -М.: Интеллект-центр, 2013. 2013. В пособии представлена пошаговая система подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, излагается необходимый теоретический материал, рассматриваются типичные ошибки, содержатся методические рекомендации по написанию сжатого изложения, сочинения на лингвистическую тему, образцы сочинений. Содержит набор типовых тренировочных заданий.

3. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирований лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. (С2.1):учебное пособие.- Ростов н/Дону :Легион, 2012. В пособии представлен дидактический банк (от лингвистической сказки к рассуждению на теоретической основе), цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и памятка для учащихся по написанию сочинения-рассуждения.

 4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Сборник экзаменационных тестов. М.: Издательство «Экзамен», 2013. Пособие содержит 10 типовых тестовых заданий, даны ответы на все варианты тестов.

5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части С.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.Пособие содержит методические рекомендации по написанию сжатого изложения, консультации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, сочинения-рассуждения на заданную тему и практический материал, позволяющий проверить знания.

6. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост. Л.С. Степанова.- М.: Астрель, 2013. Пособие содержит инструкцию по выполнению работы, тренировочные варианты экзаменационных работ и ответы к ним.

Литература

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирований лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. (С2.1):учебное пособие.- Ростов н/Дону :Легион, 2012.

Повторение и контроль знаний. Русский язык. 9 класс. Тесты, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова. – М.: Планета, 2011.

Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.

Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В.Верескун, С.С.Грачева (и др.). – М.: Планета, 2011.

Русский язык. 8-й класс. Тематические тесты: учебное пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева. – М.: Планета, 2011.

ЦОР. Интерактивный курс подготовки к ГИА. Русский язык.  – М.: Экзамен, 2012.

Ю.В. Дубовицкая. Русский язык. Элективные курсы. Москва. Материк-Альфа. 2007.

Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания. Л.М.Серегина, О.А.Хорт. Волгоград.2007.

Н.Н.Соловьева. Диктанты и изложения. Пособие для учителей 8 класс. Москва. «Просвещение». 2012.

Н.Н.Соловьева. Диктанты и изложения. Пособие для учителей 9 класс. Москва. «Просвещение». 2012.

Работы учащихся.

  1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  6.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  7. Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Рабочая тетрадь по формированию информационной компетентности на уроках обществознания

В рабочей тетради представлены различные типы заданий по формированию информационных умений учащихся...

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...