Конспект урока "Звонкие и глухие согласные" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ченкина Нина Борисовна

 Цель этого урока не только закрепить полученные учащимися в начальной  школе знания о парных звонких и глухих согласных, но и расширить их представления о роли этих звуков и в обиходной речи, и в художественных произведениях. Развитию метапредметных умений способствует  работа с таблицами, нахождение соответствующей пары к предложенным словам развивает речь учащихся и абстрактное мышление. Сведения о богатстве выразительных возможностей согласных помогают увидеть красоту русской речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по теме  «  Звонкие и глухие  согласные».

Цели урока.  1.Образовательные :научить различать глухие и звонкие согласные, показать их  смыслоразличительную роль;

2. развивающие:  учить    определять  роль  согласных в создании художественного образа  в литературных  произведениях;

3. воспитательные: показать  богатство  и красоту звуков русского языка.

Оборудование: экран, медиапроектор.

I. Работа с таблицей. На экране  таблица. Учащиеся вычерчивают по образцу таблицу в тетрадях.

Вопрос.  1)Как в начальной школе вы учились отличать гласные и согласные звуки?                                                          

                 2)А  участвует ли голос в образовании согласных звуков?

                 3) Какую роль  играет  «доля»  голоса  в образовании согласных?

                 4) Какие согласные называются шипящими? Запишем это в таблицу.( Вспомним , как пишутся жи, ши!) Записываем в 4-ю графу.

                  5) Как  называются  согласные, состоящие только из шума? Запишите их в 3-ю колонку с указанием  пар по мягкости.

                   6)Что же такое звонкие звуки? Впишите  это во 2-ю колонку. Перечислите их.  

Сравните свою работу с таблицей на экране.  Обратите внимание на предложения в самом низу таблицы. Зачем они даны здесь?

                                                             Согласные  звуки.

Голос + шум ( с преобладанием голоса).

Шум + голос.

Шум.

Шипящие

Сонорные.

Звонкие.

Глухие.

                                   

  Р                               Р

                       

    Б                Б

   

                           

           П             П

             Ж

       Н                        Н

    В                В

   

                         ’

       Ф             Ф

    Ш

    М                        М

    Г                         Г

                         ’

      К               К

         Ч

      Л                      Л  

       Д                Д

                              

      Т                   Т    

                 

                   Щ  

                  Й  

        З               З

                           

     С                    С

                     Ж

            Ш

(Ранний    малый)

де же забавы?)

-Петька, хочешь поесть щец?

- Факт!

 

II. Прочитайте  на доске стихотворный текст.  К какому выводу он вас подводит?

Что случилось? Не  пойму!

Растолкуйте, что к чему!

Деньги стали нашивать,

А заплаты –наживать!

Лук скосили мы козой,

Козлик бегает с косой…

Луг нам подали к обеду.

Папу сделали из снега…

На сосне в гнезде –софа,

У стены стоит сова.

У больного снова шар,

К  небесам  поднялся  жар.

Баба ходит с бородой..

           ……

Расшалился звук глухой,

С парным  звонким поменялся –

И над нами посмеялся!

 Каков же вывод?

А что говорит нам учебник? (Чтение параграфа)

III. Вновь составим таблицу из 6 делений. В каждую графу впишите  пары  согласных по звонкости-глухости. (Работа в парах)

В каждую колонку  выпишите слово со звонкой, а затем сами подберите к нему пару с глухой.

На доске.

 Бочка, бот, борода, ваза, гладь, голос, гора, гуща,  день, дом, дол, дело, жить, злой.                                        

Самопроверка  по эталону на экране.

Б /П

В /Ф

Г /К

 Д /Т

Ж /Ш

З /С

Бочка-почка,

бот-пот,

борода-порода.

Ваза-фаза.

Гладь-кладь, голос-колос,гора-кора,гуща-куща.

День-тень, дом-том, дол-тол, дело-тело.

Жить-шить.

Злой-слой.

IV.  Запишите в соответствующие колонки таблицы свои ответы на  вопросы.

1.Как превратить  музыкальное поздравление в  водные струи? ( Туш-душ). 2 Когда зверёк, любящий жить под землёй, превращается  в небольшую пещеру? (Крот-грот). 3. Как без живой воды превратить  часть скелета в желанного посетителя? (Кость-гость). 4.Как из пароходной лесенки  сшить тёплое пальто? (Трап- драп). 5.Как превратить инструмент для сверления в приятное птичье пение? (Дрель-трель)

V  Какова роль согласных в художественном тексте?

Вспомните первое 4-стишие стихотворения «Зимний вечер».  Какие звуки помогают автору передать злой нрав бури?

Какие звуки преобладают  в  «Зимнем утре»? Почему?

 Теперь послушайте  .Отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Камыши»

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

 О чем они шепчут? О чем говорят?

 Зачем огоньки между ними горят?

  Какую картину  при их чтении рисует воображение?

VI.Каков же вывод  вы сделаете из прослушанного урока?

Домашнее задание желательно  дать на выбор:

1)в форме работы со словарём, чтобы подобрать 8-10 пар аналогичных примерам, I использованным на уроке;

2) Упражнение в учебнике. Знать пары согласных звуков по глухости- звонкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме: Рассказ "Медведь зимой".

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Медведь зимой"....

Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф".

Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф"....

Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.

Цели:; (Слайд2) -  различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, 5 класс

Урок русского языка в 5 классе, с использованием сингапурских обучающих структур....

Открытый урок по русскому языку "Согласные звонкие и глухие" ( 5 класс )

- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;- совершенствовать речевую и п...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Урок русского языка "Согласные звонкие и глухие". 5 класс.

Урок русского языка "Согласные звонкие и глухие". 5 класс....