Современные подходы к управлению инновационными процессами.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

 ФГОС - системная инновация, требующая особого процесса управления.0

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к управлению инновационными процессами

Предназначение  процесса внедрения ФГОС  - развитие школы как особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования. Инновационный процесс – это  процесс  превращения идеи в продукт, технологию; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.[1] 

Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию  образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы.[2] 

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

 работу с педагогическими кадрами;  работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся;  работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного  управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов; осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов; осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; осуществление информационного обеспечения  инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения алгоритма.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является разработка  алгоритма  внедрения  инновации.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

  1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований.
  2. Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.
  3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.
  4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.
  5. Выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
  6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
  7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

 Вывод: В рамках управления процессом внедрения ФГОС ООО  необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;  определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;  разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса; подготовка  подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;  обновление структуры  внутришкольного  управления; создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; внедрение методики экспертизы инноваций;  разработка и введение нормативов оценивания  инновационно - педагогической деятельности;

Результат грамотного  управления процессом внедрения ФГОС ООО  – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.


[1] Управление развитием школы: Пособие для руководителей обр. учреждений / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева -М.: Новая школа, 1995

[2] Котлярова И. О., Кутан Б. А., Сериков Г. Н. Модернизация образования на селе: инновационный проект:

Научно-методическое пособие / Под науч. ред. Г. Н. Серикова. - Курган - Челябинск: ГлавУО, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...

Современные подходы к управлению инновационным процессом

       Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формиров...

Проект "Управление инновационными процессами в школе"

Тема проекта:Управление инновационными процессами образовательного учрежденияНаправление проекта - инновационные процессы в образовательном учреждении.Цель проекта: создание модели управления ин...

Современные подходы к управлению инновационным процессом

В статье освещается структура инновационного процесса в образовании, раскрывается понятие инновационного механизма, анализируются различные типы стратегий инновационного развития образовательных учреж...

Управление инновационными процессами в современной школе

В условиях кардинальных изменений, происходящих в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества, современная школа ищет различные пути реализации своих функций, ...

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие...