Наречие.Вводный урок
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Наречие (вводный урок)

 

Цели:  - дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

воспитывать у учащихся интерес  к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_vvodnyy_urok.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Наречие. (вводный урок)

Овсянникова Галина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

 I квалификационной категории

ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Цели:  - дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

воспитывать у учащихся интерес  к изучению русского языка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями

№ пп

Этапы

Дидактические задачи этапа урока

Показатели реального результата решения задачи

Регламент

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Оргмомент.
Оформление записей в тетради

2

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть  достигнут на данном этапе урока)

В плане урока определены цели и задачи, которые учитель ставит перед  собой на данном этапе урока

Установлена правильность выполнения домашнего задания и проведена работа по коррекции пробелов

Один ученик - эксперт работает у доски,  его работу предварительно проверил учитель).

Работа в парах (взаимопроверка).

(3 балла - без ошибок; 2 балла - 1-2 ошибки; 1 балл - 3 и более ошибок)

5

3

Подготовка к основному этапу занятия

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обеспечение мотивации при проектировании учащимися:

  • целей,
  • Задач учебно-познавательной деятельности,
  • актуализации опорных знаний и умений,
  • возможных затруднений  и способов их преодоления

Совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач.

Цели, задачи, возможные затруднения в усвоении знаний и пути их преодоления чётко сформулированы.

- Назовите самостоятельные части речи, которые встретились вам в предложении?
- Какие из них нами уже подробно изучены? (все, кроме наречия)

-  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Какие трудности могут возникнуть при изучении темы?

(за каждый полный развернутый ответ - 1 балл)

3

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения.

Постановка конкретной учебной задачи (какой результат должен быть  достигнут на данном этапе урока).

Учёт возрастных особенностей школьников (применение соответствующих технологий и методов обучения)

Используются на уроке и определены в плане урока различные методы и формы изложения нового учебного материала.

Эмоциональность речи учителя

Активные действия, взаимодействие учащихся с объектом изучения;

Максимальное использование инновационных педагогических технологий:

  • Использование 6 или более методов

(метод структурных схем, SWOT-анализ, метод 6 шляп, кейс-стади, игровое проектирование, тренинг Групповой коллаж, творческие мастерские, проблемные вопросы

и ситуации, эвристическая беседа, дискусси, исследование, проектный метод, решение ситуационных задач, игровые технологии,  другие педагогические технологии).

  • Использование от 3 до 5 методов.
  • Использован 1 метод.
  • Инновационные технологии не использовались.

Использование инновационных педагогических технологий на основе ИКТ и интернет-технологий:

  • Эффективное использование технических средств обучения

(информационно-коммуникационные технологии, веб-квесты, интернет-уроки, мультимедийные средства)

  • Эффективное использование технических средств обучения

(видео-средства, аудио-средства)

  • Эпизодическое , однократное использование ТСО
  • ТСО не используются

Создание ситуации успеха

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

Использованы на занятии и описаны в плане урока  методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные  обозначают предметы, которые "существуют", имена прилагательные - "прилагаются к существительным", местоимения "встают на место" имен. А наречия?

- Давайте послушаем рассказ самого Наречия! (Сараев Д.)

- Что вы узнали из рассказа  Наречия об этой части речи?

Работа с учебником - § 12.

(Кластер)

- Что еще не сказало о себе Наречие?

- В чем особенность наречия как части речи?

- Ребята, вы заметили , что вопросы к наречию чаще всего мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. (1 балл за полный ответ)
Тренировочное упражнение "Творческая мастерская" (волшебники)

Преобразовать словосочетания "прилаг. + сущест." в "наречие + глагол" . Составьте 1-2 предложения, используя преобразованные словосочетания.

Интересный рассказ - рассказывать интересно

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, яркий свет, напряженная работа, толковый ответ, резкий удар, спокойный сон. (8 баллов + дополнит. баллы за предлож.)

Динамическая пауза!!!

10

1

5

Первичная проверка понимания нового материала

Динамическая пауза

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха.

Постановка конкретной учебной задачи (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока)

Проведение динамической паузы с учётом возрастных и физических особенностей учащихся.

Исследование текста

Женя заглянул в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нём - чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола, в облупленных и исцарапанных ножнах, стояла кривая турецкая сабля.

(до 5 баллов - классическая оценка)

- Объясните правописание суффикса в прил. письменный, кожаных, правописание суффикса в причастиях ободранный, облупленных, исцарапанных (ВАЖНО - эти знания нам пригодятся, когда мы будем изучать тему правописания н/нн в наречиях);

- обозначьте СС с наречиями;

- понаблюдайте и сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, каким членом предложения оно является?

11

6

Закрепление новых знаний и способов действий

Закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения  в изменённой ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

Кейс-ситуация. "Дешифровщик"

Самостоятельно выполните синтаксический разбор предложения:  (1 балл за член предложения - мах. - 4)

Дримбул  латко  крипетил  горселёнка.

3

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей.

Активная продуктивная деятельность учащихся по формированию и развитию умений классификации и систематизации, анализа и обобщения, выявления внутрипредметных и межкурсовых связей.

Загадка (если останется время)

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где!

2

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Использование различных форм современной оценки знаний (многобалльные шкалы, накопительная система, взаимооценка, самооценка, оценка экспертов).

Получение достоверной информации о достижении всеми (большинством) учащимися планируемых результатов обучения.

- О какой части речи говориться в стихотворении?

- Какой дополнительный смысл вносят наречия в нашу речь?

- Запомнили ли вы вопросы наречия?

- Как звучит стихотворение - подсказка?*

(Тест ) - 10 баллов

2

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки  учащегося оценке учителя.

Получение учащимися информации о реальных результатах  учения.

Применение поощрения и различных стимулов повышения мотивации учащихся.

Вера в возможности ученика

Подсчитать итоговый  балл

5= 31-27

4=26-22

3=21-17

Рефлексия:

На уроке я узнал...

Я научился...

Затруднение вызвало...

3

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения  домашнего задания.

Использование различных инновационных форм домашнего задания (дифференцированные, опережающие, практические, творческие, частично-поисковые)

  • § 12, выучить определение понятия "наречия".
  • По кластеру уметь рассказать о наречии как части речи.
  • Творческое задание: написать 5 фразеологических оборотов и заменить их синонимичным наречием (поговорим с газу на глаз - наедине), для сильных учеников - составить предложения.


2

  • Тестирование

«Наречие — это...» (+ да; — нет).

  1. Наречие — самостоятельная часть речи.
  2. Наречие — служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие — изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию.
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. Наречие сочетается со всеми самостоятельными частями речи.
  8. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  9. Наречие отвечает на вопрос сколько?
  10. Наречие отвечает на вопрос какой?

  1.  +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -

Приложение для ученика

Задание и его оценка

Мой балл

Д/З:  3 балла - без ошибок; 2 балла - 1-2 ошибки; 1 балл - 3 и более ошибок.

Ответы в течение урока - полный развернутый ответ - 1 балл.

"Творческая мастерская "ВОЛШЕБНИКИ"

Преобразуй и запиши в тетрадь  словосочетания "прилаг. + сущест." в "наречие + глагол" . Составь 1-2 предложения, используя преобразованные словосочетания. 1 балл за каждое правильное "превращение", + дополнительные баллы за предложения.

Интересный рассказ - рассказывать интересно

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, яркий свет, напряженная работа, толковый ответ, резкий удар, спокойный сон.  

"Исследование текста"        

Исследуй текст и выполни задания к нему (до 5 баллов - классическая оценка):

             Женя заглянул в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нём - чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола, в облупленных и исцарапанных ножнах, стояла кривая турецкая сабля.

- Объясните правописание суффикса в словах  письменный, кожаных, ободранный, облупленных, исцарапанных . Какие это части речи?

(ВАЖНО - эти знания нам пригодятся, когда мы будем изучать тему правописания н/нн в наречиях);

- обозначьте словосочетания с наречиями;

- понаблюдайте и сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, каким членом предложения оно является?

"Дешифровщик"

Самостоятельно выполните синтаксический разбор предложения:  (1 балл за член предложения - мах. - 4)

Дримбул  латко  крипетил  горселёнка.

Тестирование (каждый правильный ответ - 1 балл)

«Наречие — это...» (+ да; — нет).

  1. Наречие — самостоятельная часть речи.
  2. Наречие — служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие — изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию.
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. Наречие сочетается со всеми самостоятельными частями речи.
  8. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  9. Наречие отвечает на вопрос сколько?
  10. Наречие отвечает на вопрос какой?

Подсчитать итоговый  балл                     5= 31-27

                                                                          4=26-22

                                                                          3=21-17

Рефлексия

На уроке я узнал______________________________________________________

Я научился___________________________________________________________

Затруднение вызвало__________________________________________________

ИТОГОВЫЙ  БАЛЛ

Список использованной литературы:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2010
  2. Русский язык.7  кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012
  3. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...