Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Волкова Ульяна Витальевна

·         повторить правила правописания не с разными частями речи;

·         формирование умения находить наречия с приставками не-ни- и применять правила правописания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:    Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

 (Урок русского языка в 7-м классе)

Цель: познакомить учащихся со способами образования  отрицательных наречий и их правописанием.
Задачи:

  • Образовательные:
  • повторить правила правописания не с разными частями речи;
  • формирование умения находить наречия с приставками не-ни- и применять правила правописания.
  • Развивающие:
  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к изучению предмета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие. Запись даты, темы урока. 
2. Проверка домашнего задания (упражнение 226).
– Как озаглавили текст?
– Какова его основная мысль?
– На сколько абзацев  разделили текст?
– Для связи каких предложений использованы близкие по значению слова?
– Назовите наречия, образованные приставочным способом?

II. Объяснительный диктант

– Объясните правописание  не с разными частями речи.

(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма.

Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.

III. Объяснение новой темы на основе опорной записи  в учебнике с.108.

Слово учителя.

– Вспомните и назовите отрицательные местоимения.
– Как они образуются? Приведите примеры.
– Объясните, как образованы данные наречия?

Запись на доске:

Некуда  <––  куда                                          никуда  <––  куда
Некогда  <–– когда                                        никогда  <––  когда
Неоткуда   <––  откуда                                  ниоткуда   <––  откуда

– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-?
– Сравните написание отрицательных наречий.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.

Чтение правила на странице 108, орфограмма № 58.

7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?

IV. Закрепление темы

1. Упражнение 227. Распределительный диктант. Запишите слова с приставкой не- в левый столбик, а с приставкой ни- – в правый столбик. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке). Составьте с 2–3 наречиями из рамочки повествовательные предложения. Ударные буквы выделены.

Н...где, н...откуда, н…сколько, н…откуда, н…где, н…чуть, н…сколько, н…куда, н…мало, н…куда.

2. Упражнение 228. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Какие предложения соответствуют схемам?

[ O, но O].       [      ], ( когда…).

Произведите синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор слову « на местности»; найдите слово, в котором все согласные твёрдые.

1. Петя заблудился в лесу, но __ __ (не)и..пугался.  (Не)сколько групп р..бят пошли на поиски Пет.. . 2. Мальчик р...шил __ __ (не)идти, а ждать, когда наступ..т утро. Сп..шить было __ __, и Петя устро..л себе ночлег. 3. Пет.. всё __ __ было учи(т,ть)ся ор..ентироваться на местност.. . __ __ больше он (не) пойдёт в лес, пока (не)науч..тся  находить дорогу.

Для справок: 1) нисколько, несколько; 2) никуда, некуда; 3) некогда, никогда.

3. Тест. Укажите,  в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:

а) (не)(за)(что) благодарить;
б) работать 
(не)(за)(чем);
в) ждать(
не)(от)(кого).

V. Подведение итогов

– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?

Домашнее задание: правило на странице 108 выучить, упражнение 231 по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока по русскому языку для 10-11 классов.Орфографические нормы.Правописание гласных и согласных в приставках.

Конспект урока разработан для учащихся 10-11 классов.Цель урока-повторить материал по данной теме и обобщить знания учащихся....

Технологическая карта по рус яз Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Данный материал можно использовать при изучении темы Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»...

«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий...