Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихсяю Статья.
статья (русский язык, 8 класс) по теме

Статья о методах работы на уроках русского языка и литературы со слабоуспевающими учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statia.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкина Е.Г.

учитель русского языка и литературы

Гимназия №441

Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся

Статья

Работа со слабоуспевающими предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся. Это связанно с тем, что каждый ученик представляет из себя определённую личность: со своим характером, манерами поведения и отношением к учёбе, вообще, и, в частности, к таким предметам как русский язык и литература.

Остановлюсь на работе в своём классе, который сформирован, в основном, из учеников, уровень которых равен трём баллам, а чаще – и ниже!.

Ну, естественно, чтобы добиться какого-то результата на уроке, необходимо заинтересовать!!! ученика предметом, то есть суметь вовлечь его в работу на уроке, которая предполагает очень много аспектов:

а) это и правильное произношение слов с точки зрения орфоэпии;

б) точное интонационное прочтение текста, над которым необходимо работать;

в) пунктуация;

г) орфография;

д) Лексика, морфология и многое другое.

Каким же образом строится работа?...(в таком слабом классе).

А это работа по системе карточек и наработанных алгоритмов, т. е. выявления последовательности действий для выполнения какой-либо задачи и поставленной на уроке цели.

Так вот, цель и задача работы со слабоуспевающими заключается в том, чтобы дать возможность слабым ученикам хоть чуточку сдвинуть «гранит науки», т. е. понять что-то непонятное, труднодоступное, исправить свои «двойки», а самое главное, я считаю, это возможность самоутвердиться, доказать всем одноклассникам и даже учителю, что Он «не хуже других», что Он «может учиться», что Он «тоже знает предмет» и может иметь по предмету «твёрдую тройку».

Каким же образом всего этого добиться?...

Ну, во-первых, надо найти то общее, что связывает два предмета – русский язык и литературу. Это литературные тексты.

Например, итогом работы по изучению какого-либо литературного произведения является сочинение.

Чтобы как-то «подключить» слабого ученика к этой работе, необходимо дать или предложить ему такое задание, которое ему было бы интересно, доступно и сравнительно, для него, легко выполнить! А раз интересно, значит, это «увлекательная», «легкая» ( сточки зрения ученика!) работа отвлекает учащегося от пустого времяпрепровождения на уроке и настраивает его на деловой лад.

Для этого, «чтобы убить двух зайцев», т.е. вовлечь ученика в полезную работу и поставить ученику положительную оценку, ученик получает вот такую карточку, где (пока класс пишет сочинение) (а я тому же знаю, что ученик ничего не читал и кроме работы в классе ничего не делал!) необходимо написать не сочинение, а – отзыв на прочитанную книгу.

На карточке даны готовые словосочетания, которые, как опорный план помогут учащемуся выполнить задание.

Каким образом?

Такой учащийся  знает, что он может пользоваться учебником, находить для своей работы нужную информацию и в качестве ответа на поставленные в карточке вопросы «создавать» текст отзыва о произведении.

Карточка «фантазируем и размышляем!»

На уроках же русского языка можно использовать такую форму работы:
это задания с образцами их выполнения, а также проверочные работы с «подсказкой», т.е. на карточках данные примеры и правила для использования в (работе) выполнении задания.

Вот, например, такая карточка: задание №56 (опираясь на вышеприведенную таблицу образовать по образцу от полных прилагательных краткие); задание №57 (по образцу: перестроить словосочетания); задание №67 (по образцу: вставить пропущенные буквы в слова, в скобках указать глаголы от которых они образованы); задание №51 (где сформировано правило и даны суффиксы, которые необходимо использовать для выполнения задания).

Используя так называемые «подсказки», слабоуспевающие учащиеся справляются с заданиями, получают «хорошую» или «»удовлетворительную» оценку и таким образом исправляют свои ранее полученные «двойки».

У учащихся в процессе урока не возникает чувства скуки, своей «ненужности», неудовлетворенности уроком, он заинтересован, а значит, готов к дальнейшей работе (пусть только на уроке!) и на урок идет с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе ка...

Статья "Использование ИКТ для индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе с слабоуспевающими детьми и обучающимися на дому"

Использование информационных и коммуникационных технологий  для индивидуализации обучения русскому языку и литературе  при работе   с слабоуспевающими детьми и  обучающим...

Исследование вопроса системы оценивания результатов обучения в психолого-педагогической литературе

В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей. Известные учё...