«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку по теме

Куксова Ольга Леонидовна

Материал из опыта работы в рамках проектной деятельности /тезисы/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_-_internet-konkurs_-_kuksova.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной  Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»

   

Куксова О.Л.,  учитель русского языка и литературы

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Технология

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

/тезисы/

Мамоново 2013

                                                     

             

Куксова О.Л.,  

учитель русского языка и литературы

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Мамоново 2013

Дипломом участника награждена Куксова Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы                                                                                       МОУ "Мамоновская ООШ" Пронского района Рязанской

Технология

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

3

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.  За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

- интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск  информации, анализировать информацию, делать выводы);

4

- творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);

- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».  

   Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии.

   Проектная деятельность на уроках имеет следующие преимущества:

- становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;

- расширяется кругозор учащихся;

- формируется позитив в отношении к продуктивной, творческой ошибке;

- возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;

- учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование;

- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям

Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее

5

ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом  в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.

Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа».

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии  в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, -

6

происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.

Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной  деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ.

6. МОНОПРОЕКТЫ.

7.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы".

Целью работы является развитие творческого потенциала школьников. Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор

7

необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников.

Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение:

Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.

Нашим первым опытом работы стал проект "Художественные особенности в повести И.С.Тургенева "Ася". Нам было трудно. Сейчас мы многое сделали бы по-другому: опыт приходит со временем. Мы "взрослели" вместе: ученики и учитель.

Метод проектов я использую и в изучении русского языка, и в изучении литературы. В прошедшем учебном году ко мне пришли пятиклашки, мои "старые" ученики окончили 9 классов. "Пятачки" начинают осваиваться в проектной деятельности. За этот учебный год мы по моему предложению создали два коллективных проекта: по русскому языку - "Второстепенные члены предложения. Способы их выражения", по литературе - "Изобразительно-выразительные средства в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино".

С учениками 9-го класса проводилась работа с опорой на выбор тем самими школьниками. По русскому языку был создан проект "Сложные случаи орфографии", ребята самостоятельно предлагали трудные для усвоения темы из курса русского языка, исследовали учебный материал, формулировали правила, приводили примеры, составляли тесты для практических работ, брошюры и буклеты по темам: "Не с разными частями речи", "-Н- и -НН- в различных частях речи", "Правописание глаголов".

Проектов по литературе в этом учебном году у нас было много. Изучая поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души", мы создали проект "Образы помещиков в поэме "Мертвые души". Способы их изображения". Он состоит из пяти презентаций. Каждая презентация иллюстрирует образ одного из помещиков. В работе над проектом принимал участие весь класс. Результатом работы стали семь буклетов, литературная газета и тест-брошюра.

Еще один долгосрочный и, по-моему, интересный проект носит название "Погиб поэт: Кто виноват?". Целью исследования стало ответить на вопрос: почему, по каким причинам рано ушли из жизни русские литераторы 19-20 вв. (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Фадеев)? Извечный русский вопрос: кто виноват?

8

Нами создано семь презентаций и литературная газета. Был у нас в этом году и индивидуальный проект "Я вас любил: Женщины - адресаты пушкинской лирики". Этот проект состоит из двух больших красивых презентаций. Результат - литературная газета и брошюра, посвященные женщинам-современницам А.С.Пушкина, которые дарили вдохновение великому поэту, в них он был влюблен.

В рамках областного конкурса создана презентация "Горжусь я малой родиной своей!" и литературная газета. В них мы рассказали о наших земляках, о людях, которыми можно по праву гордиться.

Результаты нашей работы вызывают живой интерес у учеников и учителей. Мы создаем творческие работы. Поверьте - это интересно!

Уже в этом учебном году у нас стартовал семейный долгосрочный проект "Дворянские гнезда", в нем будет рассказываться о родовых усадьбах русских писателей и поэтов 19 - 20 веков. А материалы ученикам помогут собрать родители.

Подводя итог, могу сказать, что, работая над проектами-исследованиями, ребята овладевают навыками системной поисковой работы, они умеют выдвигать гипотезы (иногда спорные), они стараются доказательно отстаивать свою точку зрения, быть логичными и последовательными. А главный мой результат - горящие глаза моих учеников, их слова: "Давайте придумаем новый проект!" И придумаем! У нас много планов!

Формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы на уроках русского языка и литературы

    Ведущие представители педагогической общественности отмечают, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: на смену техногенного типа общества идёт посттехногенное, которому предстоит создать новую, современную парадигму образования. Традиционная система  в том виде, в котором она до сих пор существует, себя исчерпала и эволюционным путём, путём внутреннего преобразования, должна перейти в новое качественное состояние, о чём и говорится в «Стратегии модернизации содержания общего образования»

          Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть

9

сформировать у него коммуникативную компетенцию.

   Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности,  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.    

      Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и  формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.    

      Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет  соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

              Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Безусловно, культура речи связана с общей культурой человека, которая прививается и в семье, и в школе. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности – русский язык и литература.        

      Сегодня обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной  ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.

      Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но, прежде всего - воспитание  человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.  

      Именно поэтому  при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.

10

    Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень  речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения. Но отсутствие в методическом арсенале обучения русскому языку и литературе приёмов устойчивого формирования коммуникативной компетенции школьников, достаточно глубоко продуманной системы непрерывного речевого тренинга в непростом искусстве общения привело к мысли о создании своего методического опыта.

Стал вопрос об изменении имеющихся методов и форм работы, инновационных технологий с целью формирования   коммуникативной компетенции учащихся средней школы на уроках русского языка и литературы. Актуальность этой проблемы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.      

   Доминирующей идеей  стало интенсивное (наравне с интеллектуальным) речевое развитие учащихся.    Обучение школьников было сориентировано не только и не столько на изучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой культуры школьников, умения мыслить, грамотно и хорошо говорить в разных ситуациях общения.

    В процессе работы были выяснены основные причины низкого уровня коммуникативной компетенции обучающихся:

     1) в практике преподавания предмета недостаточно внимания уделяется работе с текстом;

     2) традиционные методы и  приёмы обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся;

     3)основное содержание предмета «русский язык» сводится  к обучению орфографии и пунктуации, а литературы  - к пересказыванию уже выведенных кем-то догм и суждений.1.3. Сущность опыта

   

Исходя из этого анализа, была выстроена концептуальная модель

 формирования коммуникативной компетенции:

11


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...