Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мясоедова Галина Валентиновна

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в группах как возможный вариант проведения таких уроков. Определены цели и задачи уроков, подробно описан ход уроков и творческие задания, предложенные каждой группе (составление словарика живописи; поиск сведений о художнике и картине; поиск необходимых сведений о картине; подбор созвучных художественных произведений), в конце даны сводная таблица, варианты плана сочинения, материалы для эпиграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_razvitiya_rechi_po_opisaniyu_kartiny.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи по описанию картины

И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (5-6 классы)

        Учитель русского языка и литературы

Мясоедова Г.В., школа №307

Цели уроков: 1) научить ребят самостоятельно планировать подготовку к уроку-описанию картины и самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа (согласовывая подготовку с учителем на консультациях); 2)развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; 3)учить смотреть, наблюдать и переводить зрительное восприятие в словесную форму (по возможности яркую и эмоциональную).

        На одном из уроков, предшествующих написанию сочинения, учитель делит ребят на четыре группы для обсуждения, как подготовиться к сочинению-описанию картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Поскольку ребята уже писали сочинения по картине, обсуждение не вызывает особых затруднений. Они говорят, что нужно заранее познакомиться с картиной, узнать сведения о художнике, об истории создания картины, составить словарик живописи, найти в энциклопедиях, книгах об искусстве, Интернете сведения о самой картине, подобрать художественные произведения, созвучные данному пейзажу, выбрать из них эпиграф, продумать план сочинения. Договариваемся: если им встретятся непонятные слова, они выписывают их значения из словарей.

        После выяснения направлений работы каждая группа берёт себе конкретное задание:

        первая группа – составить словарик живописи (применительно к         данному полотну);

        вторая группа – найти сведения о художнике (применительно к         данному пейзажу) и об истории создания картины;        

        третья группа – найти важный и интересный материал о содержании         самого         пейзажа;

        четвёртая группа – подобрать художественные произведения,         созвучные пейзажу, объяснить свой выбор, найти строчки, которые         могли бы стать эпиграфом к сочинению.

        В течение недели ребята ищут нужные сведения, консультируются у учителя и приносят их на урок в печатном виде.  Учитель вместе с ребятами готовит слайд с репродукцией картины, слайды с портретом художника, сведениями о нём и с репродукциями названных ниже полотен художника, слайд с таблицей по картине, слайд с указанными ниже стихотворениями.

Ход урока.

        

  1. Ребята разделены на четыре группы в зависимости от полученных ранее заданий. На экране появляется слайд с репродукцией картины. Учитель говорит, что сегодня мы напишем сочинение по картине, которая радует  людей вот уже 105 лет и считается одним из лучших  зимних пейзажей. Это знаменитый пейзаж И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Мы с вами попытаемся разгадать секрет притягательности этого полотна и  попробуем ответить на вопрос: сделал ли нас живописец духовно богаче? Может быть, он научил нас чему-нибудь?..

                Урок сегодня не совсем обычный. Вы его готовили сами,         разбившись на группы. Первая группа познакомит нас со словариком живописи, который она составила применительно к  «Февральской лазури» и без которого не обойтись в сочинении; вторая даст нам небольшую справку о художнике и об истории создания пейзажа; третья группа опишет нам саму картину (это наши «экскурсоводы»), а четвёртая подобрала нам художественные произведения, созвучные «Февральской лазури», чтобы мы выбрали из них эпиграф для сочинения.

         Слушайте внимательно выступление каждой группы и записывайте самое важное – вам будут говорить, что нужно обязательно зафиксировать на черновиках.

  1. Выступление первой группы. Ребята раздают свои материалы  (словарик живописи) каждой группе и знакомят их с ними, комментируют их:

художник                                картина                        изобразил

живописец                                полотно                        нарисовал

автор картины                        пейзаж                        запечатлел

        мастер живописи                холст

                                                произведение живописи

композиция картины (размещение на ней предметов)

передний план                                

второй план

задний (дальний) план

выделил композиционно

выделил цветом

выделил названием пейзажа

колорит пейзажа

палитра картины  - какая? (бедная,   богатая,  светлая,  тёмная,                 цветовая гамма                       радужная, тусклая, сдержанная, нарядная,                                               праздничная…)        

настроение пейзажа (праздничное, светлое, мажорное, приподнятое,                                        восторженное, грустное, горестное, тягостное,                                        безысходное, тревожное, смятенное…

замысел художника (идея пейзажа)

3. Выступление второй группы. Ребята знакомят  одноклассников с личностью художника и историей создания пейзажа.  Учитель показывает соответственные слайды. Одноклассники записывают самое важное.

                Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960гг.) – мастер русского зимнего пейзажа, поэт русской зимы. Художник много лет прожил за рубежом, изъездил всю Европу, обучаясь живописному искусству, но был влюблён именно в родную природу, особенно в русскую зиму. Он признавался: «Нет нигде таких чудесных берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев».У живописца много полотен, посвящённых русской зиме и снегу: «Белая зима», «Разъяснивает», «Снежные сугробы», «Иней», «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимний пейзаж»… Но самым известным его произведением стала знаменитая «Февральская лазурь».

                Как же у мастера возник замысел этого пейзажа? Что его подтолкнуло к созданию этой удивительной картины?

                Живописец гостил зимой 1904-ого года в Подмосковье у своих друзей и на одной из прогулок увидел зрелище небывалой красоты. Вот как вспоминал он об этом дне (на экране появляется слайд со следующими словами):        

 «Я стоял около  дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от  открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Мне захотелось передать хоть десятую долю этой красоты».

                Именно этот волшебный день и запечатлел  мастер на своём полотне. 

4. Работа  с вышеназванным высказыванием И.Э.Грабаря  под руководством учителя.        

                Учитель:

- Можно сказать, что автор картины владел не только кистью, но и  словом? (Конечно, он очень выразительно, красочно описал словами красоту февральского дня, его яркие и нежные  радужные краски.)

        - Что делает текст особенно выразительным? (Метафоры, олицетворения, эпитеты.)

        -  Запишите наиболее яркие образные выражения, которые вы бы хотели использовать в сочинении. (Перезвоны и перекликания всех цветов радуги (то есть один  цвет переходит в другой, краски  красиво сочетаются друг с другом), голубая эмаль неба (небо плотное, а не прозрачное), ритмичное строение ветвей (ветки расположены не как попало, а в определённой последовательности), природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу...)

-А как по-другому можно назвать этот праздник? (Праздник  яркого февральского дня, радужных февральских красок.)

                

Один из учеников третьей группы поясняет значения цветов:

Лазоревый, лазурный – светло-синий, ярко-голубой

жемчужный – белый с серебристым оттенком и белый с желтоватым оттенком

коралловый – ярко-красный или ярко-розовый

сапфировый – цвета сапфира, сине-голубого камня

ультрамариновый  - ярко - синий

-Где находятся строчки о замысле мастера?(В последнем предложении.)

-Запишите их, они нам пригодятся.

5. Работа  над описанием картины при активном участии третьей группы. 

- Перечислите изображённые предметы. (Берёзовая роща, небо, снег, отдалённый лес.)

-Попробуйте описать их, не забывая о словах Грабаря. (Учитель сначала спрашивает  другие группы и только потом третью.)

Далее третья группа подробно описывает каждый объект изображения, а остальные записывают самое важное:

                Живописец запечатлел чудную берёзовую рощу в ясный февральский день. Художник композиционно выделил самую красивую берёзу, поместив её на передний план по центру. Берёза прямая, чуть изогнутая внизу, с ритмичным строением ветвей. Солнышко играет на стволах,  ветках деревьев, поэтому все берёзы кажутся жемчужными, серебристо-белыми и желтоватыми, а ветви с прошлогодней листвой – коралловыми. Берёзы напоминают застывшие фонтаны, которые вознесли свои брызги к лазурному небу. А ещё они похожи на людей, которые тянутся своими руками к яркому солнышку.

                В роще ещё много снега. Он ноздревато-хрустальный, потому что солнце теперь пригревает сильнее, и снег подтаивает. Вот почему вокруг берёз образовались небольшие ямки. Лазурь с солнышком отражаются на снегу, поэтому он радужный, цветной. В тени от деревьев снег синевато-голубой, сапфировый, а на солнце – розовато-сиреневый и беловато-розовый..

                На заднем плане на горизонте узкой полосой тянется красновато-коричневый лес, тоже освещённый ярким февральским солнышком..

                Но самым главным «действующим лицом» является именно небо – ярко-голубое, лазурное, в верху полотна переходящее в ультрамариновое, а около горизонта - в желтовато-зеленоватое. И.Э.Грабарь выделил небо и ярким цветом, и названием, потому что именно лазурь делает пейзаж праздничным и нарядным, преображая всё вокруг: и берёзы, и снег, и тени, и лес…

После выступления этой группы учитель  показывает слайд с таблицей, которой ребята будут пользоваться при написании работы:

берёзовая роща

снег

лес

небо

чудная берёзовая…              

в ясный…;

композиционно

выделил…,

выдвинув её…;

каков ствол?

строение ветвей? стволы всех деревьев… (цвет),

а ветви берёз с

прошлогодней

листвой…(какие?),

потому что…;

похожи на …, которые вознесли свои оледеневшие брызги к …;

А ещё они напоминают…

ноздреватый;

хрустальный;

ямки (почему?);

… отражаются на

снегу, поэтому он…;

в тени от берёз он…, а на солнце…

(где?);

узкая полоса;

… от лучей солнца

     но

главное

«действующее лицо»…;

(какое оно?);

(а в верху

холста?),

(а ближе

к горизонту?);

выделил его и…,

и…, потому что

именно лазурь делает пейзаж…

 (каким?),  преображая…

(что?)

  1. Работа с художественными произведениями, созвучными пейзажу (выступает четвёртая группа). Ребята выразительно читают подобранные стихи, объясняя свой выбор. Среди них могут оказаться стихотворения Иосифа Бобровицкого «Февральская лазурь» и Сергея Есенина «Берёза».  Появляется слайд:

     Февральская лазурь                                         Берёза

Зима не скупится на краски.                                Белая берёза

Снега не пустой контраст-                                Под моим окном

Они преисполнены ласки                                Принакрылась снегом,

И прячут мазки под наст.                                Точно серебром.

Поэтому краски нежнее                                 На пушистых ветках

Ложатся на снежный холст…                                Снежною каймой

Иду не спеша по лыжне я –                                Распустились кисти

Леса распушили хвост…                                Белой бахромой.

Синеют прозрачные тени                                И стоит берёза

Берёз. Бирюза. Снегири.                                В сонной тишине,

Оттенки весенней сирени                                И горят снежинки

И отсвет вечерней зари.                                В золотом огне.

Снега даже пахнут сиренью                                А заря, лениво

В февральский лазоревый день,                        Обходя кругом,

Когда голубой полутенью                                Обсыпает ветки

Цветёт на сугробах сирень.                                Новым серебром.

                

                Иосиф Бобровицкий                                        Сергей Есенин

                Прочитав стихотворения И.Бобровицкого и Сергея Есенина, ребята из группы просят ребят найти созвучия между стихотворениями и картиной, а потом устанавливают сходство сами.

                Первое стихотворение наиболее созвучно пейзажу И.Э.Грабаря. Общего очень много: это и название произведений, и настроение (восторженное, праздничное), и цветовая гамма (синий, бирюзовый, лазоревый, сиреневый, краски вечерней зари…), и берёзы, и снега, и прозрачные тени, и  сам февральский день…

                 Прочитав второе стихотворение (Сергея Есенина), ребята, скорее всего, отметят, что оно в меньшей степени созвучно пейзажу И.Грабаря, хотя и прекрасно: у Есенина главным «героем» является берёза, причём заснеженная, а не лазурь, и мы не видим красок И.Э.Грабаря…  

                Ребята из группы предлагают одноклассникам выбрать наиболее подходящие для эпиграфа сочинения строчки. Идёт короткое обсуждение.

        

7. Составление предложений для сочинения по «Словарику живописи», составленному первой группой.

        

  1. Составление плана сочинения. Коллективно составляем и записываем план  сочинения, не забыв  о названии и об эпиграфе. Вот два из его возможных вариантов:

                                        

                                Праздник лазоревого неба и жемчужных берёз                                                                                                                                                                                                        Эпиграф

  1. Вступление:

                а) И.Э.Грабарь – мастер русского зимнего пейзажа. Любовь к родной природе. Цитата  живописца о красоте родного края. Главное полотно его жизни.

                б) Настроение  пейзажа. Цветовая гамма. Праздник ярких февральских красок.

2.  Основная часть. Описать:

                - берёзовую рощу;

                - снег;

                - лес;

                - небо (подчеркнуть его важность!).

3.   Заключение. Цитата мастера о своём замысле. Удалось ли художнику справиться с поставленной задачей? Цитата о празднике природы. Чему учат полотна И.Э.Грабаря?

Радужный февраль Грабаря

                                                                                Эпиграф

  1. Вступление. Несколько слов о мастере и истории создания пейзажа.

                                Настроение, которое создаёт эта картина (+потому                                                                                                         что…).

2.  Основная часть. Описать:

                а) берёзовую рощу;

                б) снег и тени;

                в) лес;

                г) небо (главный объект изображения!).

3.  Заключение. Удалось ли живописцу справиться с поставленной задачей?  Цитата мастера о празднике природы. Чему учат нас полотна И.Э.Грабаря?

  1. Написание сочинений (сначала на черновиках).

Послесловие

        Подводя итоги проделанной работы, с радостью отмечу, что большинство моих пятиклассников успешно (на «4» и «5») справились с сочинением по этой картине. К тому же каждый из них получил ещё одну оценку за личный вклад в подготовку и проведение этого урока (половина класса получила «5», остальные  «4»).

        Приведу наиболее интересные отрывки сочинений:

«Никогда не думал, что снег может иметь какие-то оттенки, но живописец убедил меня в этом. Когда смотришь на это полотно, понимаешь, как много красок существует в мире. Какой же надо иметь талант, чтобы выразить это на холсте!» (Капаца Д.)

«Эти чудесные берёзы похожи на танцующих с вытянутыми руками девушек». (Мошникова К.)

«Но главное действующее лицо картины – небо. Без него и лес, и роща выглядели бы тёмными и грустными». (Малых И.)

«Ветки с прошлогодней листвой похожи на драгоценные камни красного цвета, которые блестят на солнце». (Смирнова Н.)

«Внизу у лавной  берёзы изгиб, похожий на мушкет». (Плотников С.)

«Деревья на заднем плане как будто выстроились в ряд. Их расположение напоминает мне армейский строй.» (Калоева Л.)

«Солнечные лучи  играют на стройных стволах деревьев, и поэтому кажется, что они загорают, подставив «руки» под солнце». (Бакинов Д.)

«Берёзы замерли в ожидании тепла, ветви с коралловой листвой тянутся к солнышку». (Кашлик К.)

«Мы видим, что автор влюбился в этот чудный пейзаж, в эту удивительную берёзовую рощу!» (Копылов В.)

«Этот пейзаж учит нас беречь такую красоту и по возможности показывать её другим, как это сделал И.Грабарь». (Мошникова К.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине В.Фельдмана "Родина" 9 класс

Урок развития речи по картине В.Фельдмана "Родина" 9 класс...

Урок развития речи по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»». (русский язык, 6 класс)

Место занятия в системе уроков В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходи...

Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.

Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...