Орфограммы в корне слова.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Бакума Юлия Алексеевна

Данная презентация содержит материал, который поможет ученикам обобщить знания по теме "Орфограммы в корне слова". Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Орфограммы в корне слова.1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторить орфограммы в корне слова (задание А14); Отработать навык опознавания орфограммы в корне слова.

Слайд 4

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная стала ударной. Например, р о са – р о сы Г о ристый - г о ры Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов: слова с другим значением: частота - чисто, чистота - часто слова с чередованием гласных в корне: загорать - загар, заря - зори глаголы другого вида: опоздать - опаздывать, усвоить - усваивать

Слайд 5

Написание непроверяемых гласных нужно запоминать. В случае затруднения обращаться к словарю. Например, пр е з и дент, к о миссия Подсказка! Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Слайд 6

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок и с легкостью выполнить задание А14. Корни с чередованием. -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-, -ча- // -чин-, -ня- //- ним- -кас-//-кос- -мок-//-мак- -ровн-//-равн- -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан- -зор-//-зар- -плов-//-плав- -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Слайд 7

Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , ч ет//чит , блест//блист , стел//стил зависит от суффикса А. Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется И. Например, выж и г а ть – выж е чь В корнях –ча- // -чин-, -ня- //- ним-, -жа- // -жим- пишется И, если после корня стоит суффикс А Например, нач и нать, предпри ни мать, заж и мать Не путать корень с чередованием с безударной, проверяемой ударением. Например, прим и рение – и безударная, проверяемая ударением. Проверочное слово – мир. Зам и рать – корень с чередованием, так как есть слово, где наблюдается чередование зам е реть

Слайд 8

Чередование гласных в корне - кос-//-кас- Если после корня стоит суффикс А, то пишем корень – кас- к а с а ться Если после корня нет суффикса А, то пишем О. к о снуться Помните: корень с чередованием кос-(-кас-) имеет значение дотрагиваться до чего-нибудь. Омонимичные корни: Коса, косой Чередование гласных в корне – лаг- // -лож- Если после корня стоит суффикс А, то пишем корень -лаг- предл а гать Если после корня нет суффикса А, то пишем О. пол о жить

Слайд 9

Чередование гласных в корне мок//мак. Корень –мок- имеет значение пропитаться жидкостью Пром о кать под дождем непром о каемый костюм Корень –мак- имеет значение окунуть в жидкость М а кать огурец в соль Чередование гласных в корне ровн // равн. Корень -ровн- имеет значение прямой, гладкий, ровный подр о внять выр о внять Исключение - равнина Корень –равн- имеет значение одинаковый Они равны по весу. Они равноправны.

Слайд 10

Командует ударение Под ударением пишется та буква, которая слышится. З о рька, кл а няется, заг а р Без ударения -гор- заг о реть -клон- покл о ниться -твор- тв о рить искл. утв а рь -зар- з а ря искл. з о ревать -плав- пл а вучий искл. пл о вец, пл о вчиха Командуют согласные Корень с чередованием раст(ращ) // рос Перед СТ и Щ пиши букву А р а ст ительность Искл. росток, отрасль Помни: этот корень имеет отношение только к тому, что растет. Корень с чередованием -скак- // -скоч- Перед К пиши А, перед Ч – О подск о ч ить, ск а к ать Искл. Ск а ч ок, ск а ч у

Слайд 11

А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) г..рбарий, раст..рать, засл..нять б) р..скошный, см..риться, отп..лить в) оз..рить, препод..ватель, к..личество г) осозн..вать, зав..ршать, в..негрет А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Прик..сновение, выч..щенный, запл..тить б) г..ристый, симп..тичный, подск..зать в) р..стительность, п..лировать, р..систый г) подп..сать, оп..здание, зап..рать А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) оз..рение, тр..диционный, нап..вать б) сов..стливый, откр..вение, предост..влять в) вл..яние, вел..колепный, разл..чать г) ск..льзить, подгот..вительный, настр..ение

Слайд 12

А4.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) расс.рдиться, кал..ндарь, водор..сли б) бл..городный, зам..реть, эксп..зиция в) поздр..вление, ц..рковный, расцв..тать г) заст..лить, л..скающий, заг..релый А5.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) сож..лея, обозн..чавший, тр..петать б) прик..сновение, оз..рение, сл..ваются в) выт..равший, эл..мент, нак..лив г) в..новен, подг..рело, ор..гинальный А6.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Ок..заться, ут..пический, ч..стоплотный б) ст..рожит, ок..ймлять, приг..рать в) альм..нах, м..ндариновый, распол..жение г) дир..ктива, соприк..снувшись, обог..щение А7.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) б..гровый, изд..лека, конст..туционный б) интелл..ктуальный, герм..тичный, увл..кая в) расст..лить, г..потеза, орн..ментальный г) к..вычки, к..снуться, ор..гинальный

Слайд 13

А8.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) под..вая, р..стительность, р..гламент б) щ..бетать, заб..раясь, об..зательный в) обог..щение, ск..птичный, ч..столюбивый г) приз..млившийся, оз..ривший, акв..рельный А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) покр..снеть, спл..сать, прим..рение б) вин..грет, заг..реть, расп..сание в) созд..вать, уп..ковывать, распол..житься г) ц..почка, рассм..треть, прик..снуться А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Ц..нтральный, напр..вление, зам..реть (от восторга) б) те..тральный, дост..яние, сем..нар в) сопост..вление, увл..каться, уст..ревший г) ре..листический, провозгл..шать, прил..жение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра . Орфограммы в корнях слов

Русский язык. 7-8 класс. Пригодится для повторения....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"

Урок русского языка  по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков"....