Орфограммы в корне слова.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Данная презентация содержит материал, который поможет ученикам обобщить знания по теме "Орфограммы в корне слова". Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Орфограммы в корне слова. | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторить орфограммы в корне слова (задание А14); Отработать навык опознавания орфограммы в корне слова.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная стала ударной. Например, р о са – р о сы Г о ристый - г о ры Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов: слова с другим значением: частота - чисто, чистота - часто слова с чередованием гласных в корне: загорать - загар, заря - зори глаголы другого вида: опоздать - опаздывать, усвоить - усваивать
Написание непроверяемых гласных нужно запоминать. В случае затруднения обращаться к словарю. Например, пр е з и дент, к о миссия Подсказка! Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.
Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок и с легкостью выполнить задание А14. Корни с чередованием. -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-, -ча- // -чин-, -ня- //- ним- -кас-//-кос- -мок-//-мак- -ровн-//-равн- -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан- -зор-//-зар- -плов-//-плав- -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-
Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , ч ет//чит , блест//блист , стел//стил зависит от суффикса А. Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется И. Например, выж и г а ть – выж е чь В корнях –ча- // -чин-, -ня- //- ним-, -жа- // -жим- пишется И, если после корня стоит суффикс А Например, нач и нать, предпри ни мать, заж и мать Не путать корень с чередованием с безударной, проверяемой ударением. Например, прим и рение – и безударная, проверяемая ударением. Проверочное слово – мир. Зам и рать – корень с чередованием, так как есть слово, где наблюдается чередование зам е реть
Чередование гласных в корне - кос-//-кас- Если после корня стоит суффикс А, то пишем корень – кас- к а с а ться Если после корня нет суффикса А, то пишем О. к о снуться Помните: корень с чередованием кос-(-кас-) имеет значение дотрагиваться до чего-нибудь. Омонимичные корни: Коса, косой Чередование гласных в корне – лаг- // -лож- Если после корня стоит суффикс А, то пишем корень -лаг- предл а гать Если после корня нет суффикса А, то пишем О. пол о жить
Чередование гласных в корне мок//мак. Корень –мок- имеет значение пропитаться жидкостью Пром о кать под дождем непром о каемый костюм Корень –мак- имеет значение окунуть в жидкость М а кать огурец в соль Чередование гласных в корне ровн // равн. Корень -ровн- имеет значение прямой, гладкий, ровный подр о внять выр о внять Исключение - равнина Корень –равн- имеет значение одинаковый Они равны по весу. Они равноправны.
Командует ударение Под ударением пишется та буква, которая слышится. З о рька, кл а няется, заг а р Без ударения -гор- заг о реть -клон- покл о ниться -твор- тв о рить искл. утв а рь -зар- з а ря искл. з о ревать -плав- пл а вучий искл. пл о вец, пл о вчиха Командуют согласные Корень с чередованием раст(ращ) // рос Перед СТ и Щ пиши букву А р а ст ительность Искл. росток, отрасль Помни: этот корень имеет отношение только к тому, что растет. Корень с чередованием -скак- // -скоч- Перед К пиши А, перед Ч – О подск о ч ить, ск а к ать Искл. Ск а ч ок, ск а ч у
А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) г..рбарий, раст..рать, засл..нять б) р..скошный, см..риться, отп..лить в) оз..рить, препод..ватель, к..личество г) осозн..вать, зав..ршать, в..негрет А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Прик..сновение, выч..щенный, запл..тить б) г..ристый, симп..тичный, подск..зать в) р..стительность, п..лировать, р..систый г) подп..сать, оп..здание, зап..рать А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) оз..рение, тр..диционный, нап..вать б) сов..стливый, откр..вение, предост..влять в) вл..яние, вел..колепный, разл..чать г) ск..льзить, подгот..вительный, настр..ение
А4.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) расс.рдиться, кал..ндарь, водор..сли б) бл..городный, зам..реть, эксп..зиция в) поздр..вление, ц..рковный, расцв..тать г) заст..лить, л..скающий, заг..релый А5.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) сож..лея, обозн..чавший, тр..петать б) прик..сновение, оз..рение, сл..ваются в) выт..равший, эл..мент, нак..лив г) в..новен, подг..рело, ор..гинальный А6.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Ок..заться, ут..пический, ч..стоплотный б) ст..рожит, ок..ймлять, приг..рать в) альм..нах, м..ндариновый, распол..жение г) дир..ктива, соприк..снувшись, обог..щение А7.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) б..гровый, изд..лека, конст..туционный б) интелл..ктуальный, герм..тичный, увл..кая в) расст..лить, г..потеза, орн..ментальный г) к..вычки, к..снуться, ор..гинальный
А8.Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) под..вая, р..стительность, р..гламент б) щ..бетать, заб..раясь, об..зательный в) обог..щение, ск..птичный, ч..столюбивый г) приз..млившийся, оз..ривший, акв..рельный А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) покр..снеть, спл..сать, прим..рение б) вин..грет, заг..реть, расп..сание в) созд..вать, уп..ковывать, распол..житься г) ц..почка, рассм..треть, прик..снуться А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) Ц..нтральный, напр..вление, зам..реть (от восторга) б) те..тральный, дост..яние, сем..нар в) сопост..вление, увл..каться, уст..ревший г) ре..листический, провозгл..шать, прил..жение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра . Орфограммы в корнях слов
Русский язык. 7-8 класс. Пригодится для повторения....
Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...
Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"
Урок русского языка по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков"....