учебно-методическое пособие по русскому языку для 5 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме

Баева Виолетта Анатольевна

Данный материал можно использовать при проведении итоговой аттестации по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ucheb-metod.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой

Учебно-методическое пособие по русскому языку для 5 класса

Баева Виолетта Анатольевна, учитель русского языка и литературы, лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт- Петербурга

Пояснительная записка.

     Сегодня основной задачей учителя-словесника является подготовить учащихся к ГИА и ЕГЭ. Начинать эту работу, на мой взгляд, нужно уже с 5 класса. Поэтому в качестве итоговой работы по русскому языку в конце учебного года вместо традиционного контрольного диктанта с грамматическим заданием предлагаю работу по предложенному тексту в виде теста. Работа построена так, что учащиеся выполняют задания по следующим разделам русского языка: текстоведение, фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.

  1. вариант

Прочитайте текст и выполните задание           

        (1)В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография. (2) Основал ее в Москве Иван Федоров вместе со своим другом и советчиком Петром Мстиславцевым. (3) Иван Федоров был на все руки мастер. (4) Он слыл замечательным рассказчиком, переводчиком. (5) И в книгах хорошо разбирался, и разные ремесла знал. (6) Был столяром, чеканщиком, литейщиком, копировальщиком, резчиком, переплетчиком, резальщиком. (7) Первые книги печатались долго, но они были очень большими и красочными. (8) Заказчиком книг являлась, прежде всего, церковь.  

      (9) Сегодня книги печатаются на новейшем оборудовании. (10) Современные машины  нельзя сравнить с первопечатным станком, но основы книгопечатания сохранились. (11) Книги есть и будут важной частью духовной жизни народа. (12) Книга – разумный советчик человека. (13) Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

  1. Первая типография появилась в 16 веке.
  2. Иван Федоров был на все руки мастер.
  3. Основы книгопечатания не сохранились.
  4. Книги – важная часть духовной жизни народа.

А2. Определите тип речи текста.

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. повествование с элементами рассуждения.

А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ОСНОВАЛ ( предложение 2).

  1. положить начало чему-нибудь, учредить.
  2. сделать, осуществить на какой-нибудь основе.
  3. предложить что-то.
  4. выполнить какое-нибудь поручение

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МОРЯ все согласные звуки звонкие
  2. В слове ЦЕРКОВЬ все согласные звуки глухие
  3. В слове ЗНАНИЯ совпадает количество букв и звуков
  4. В слове ЕЕ звуков больше, чем букв

А5. Укажите слово  с чередующейся гласной в корне.

  1. Печатались
  2. Замечательный
  3. Разбирался
  4. Ремесла

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется звонкая согласная, если после нее стоит гласная или звонкая согласная буква.

  1. Рассказчик
  2. Сравнить
  3. Разбирался
  4. Сохранились

В1. Замените слово СЛЫЛ ( предложение 4) нейтральным синонимом. Напишите это слово

В2. Из предложения 2 выпишите местоимение.

В3. Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

В5. Среди предложений 5-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

В7. Среди предложений 9-13 найдите сложносочиненное предложение. Напишите его номер.

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задание.

  1. Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.
  2. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже. (4) Сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие телевизионные передачи. (5) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (6) Но я говорю: смотрите с выбором. (7) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (8) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (9) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (10) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (11) Может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (12) Не забывайте одну вещь. (13) Книга – наш друг и советчик.

А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

  1. Читать нужно с величайшим выбором.
  2. Без книг можно жить.
  3. Смотреть передачи по телевизору нужно с выбором.
  4. Телевизор отвлекает от забот.

А2. Определите тип речи текста.

  1. Повествование
  2. Описание
  3. Рассуждение
  4. Повествование с элементами рассуждения

А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ДИКТУЕТ (предложение 2)

  1. Медленно произносить что-то, чтобы слушающий записывал.  
  2. Предлагать для беспрекословного выполнения.
  3. Внушать, подсказывать.
  4. Заставлять что-либо выполнить.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ВРЕМЯ все согласные звуки звонкие.
  2. В слове ВЕЩЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СВОЕ букв меньше, чем звуков
  4. В слове НЕЛЬЗЯ все согласные звуки мягкие.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

  1. Человечество
  2. Выбирать
  3. Величайший
  4. Отвлекитесь

А6. Укажите слово, которое является союзом.

  1. Наш
  2. Чтобы
  3. Это
  4. Всего

В1. Замените слово СООБРАЗУЯСЬ ( предложение 9) нейтральным синонимом.

В2. Из предложения 13 выпишите местоимение.

В3. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное сложением.

В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

В5. Среди  предложений 10-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

В7. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

УМК - Русский язык и литература. Литература. Для обучающихся по профессии "Парикмахер", "Повар, кондитер", "Мастер по обработке цифровой информации"Автор-составитель: Уянаева Евгения Викторовна - преп...

Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе

Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПО

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык адресован обучающимся очной формы обучения.УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Учебно - методический комплект по дисциплинам русский язык и литература

Рабочие программы и календарно-тематические планы...