Повторяем вместе (рекомендации на каникулы) 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Потапова Ольга Владимировна

Материал рассчитан на неравнодушных родителей и содержит инструкцию для повторения по темам орфографии и пунктуации в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал для повторения 6 класс60 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Карточки рассчитаны на неравнодушных родителей, готовых помогать детям в освоении учебного материала. Рекомендую объяснить на первом родительском собрании, как работать с подобным материалом. Карточки содержат словарные слова, а также правила, изученные учащимися. На последнем уроке перед каникулами карточка заполняется вместе с учащимися, что даёт возможность повторить и обобщить пройденное. Я рекомендую ученикам хранить эти карточки в дневнике и повторять правила перед контрольными работами и диктантами. Можно использовать их и как основу для создания Тетради правил (или чего-то подобного).

Материал для повторения разделён на 6 частей (учебный год в нашем лицее разбит следующим образом: пять недель учимся, шестая – каникулы).

Карточка № 1 (октябрьские каникулы)

Уважаемые родители!

Прошу вас повторить вместе с __________ данные словарные слова и правила  в течение каникул не менее 3 раз.

 С благодарностью, Ольга Владимировна.

Профессия,   специалист,   соперник,   сокровище,   расчет,   рассчитывать,   ровесник,   сверстник,   сувенир,   обелиск,   пейзаж,   абонент,   фантастика,   библиотека,   иллюстрация,   экземпляр,   стеллаж,   каталог,   брошюра.

Затмевать, застревать, разевать, обуревать, затушевывать, ослабевать, отвердевать, завладевать, повелевать, засевать, преодолевать, навевать, развивать.

І. Как выбрать суффикс -ЧИК- или -ЩИК- (со значением «профессия»)?

ІІ. Как выбрать у существительных суффикс -ИК- или –ЕК-?

ІІІ. Как выбрать у существительных суффикс –ИЦ- или –ЕЦ-?

ІV. Как выбрать написание суффикса глагола –ОВА- (-ЕВА-) или –ЫВА- (-ИВА-)?

V. Как выбрать  О или Ё  после шипящих под ударением?

VІ. Как проверить окончание существительного?

VІІ. Как проверить личные окончания глаголов?

VІІІ. Какие глаголы-исключения вы знаете?

ІX. Как проверить гласную в корне с чередованием?

Карточка № 2 (ноябрьские каникулы)

Уважаемые родители!

Прошу вас повторить с ______________ данные словарные слова и правила  в течение каникул не менее 3 раз.

 С благодарностью, Ольга Владимировна.

І. Поджог (существительное) – поджёг (глагол), бережёт, стережёт, жжёт, сожжёт.

Овчинный, подлинный, старинный, истинный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, данный; стеклянный, оловянный, деревянный; соломенный, клюквенный, тыквенный, пламенный, огненный,  юннат.

Юный, свиной, румяный, синий, зеленый, ветреный (день) – ветряной (двигатель), платяной, дровяной.

Приготовить, приспособить,  приобрести, прибывать (куда-то) – пребывать (где-то, в чём-то),  приёмник – преемник, привилегия, приоритет, пригожий, прискорбный, причудливый, привередливый, преподнести, преимущество, премьера, пренебречь, преодолеть препятствие, президент, президиум

 + глаголы с НЕ- (ненавидеть, недоумевать, недомогать, нездоровится, неможется, неволить, негодовать, неистовствовать) + расчетливый, рассчитывать, бессчетный.

ІІ. Как выбрать И или Е в падежных окончаниях существительных?

ІІІ. Как выбрать личное окончание глагола?

ІV. Как выбрать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголе?

V . Когда пишется дефис  в местоимениях?

VІ. Как выбрать Н или НН в суффиксе прилагательных?

VІІ. Как выбрать суффикс –СК- или –К- (со значением принадлежность) в прилагательных?

VІІІ. Как выбрать З или С на конце приставки?

ІX. Когда в словах пишется Ъ?

X. Как выбрать Ы или И после приставок?

XІ. Как выбрать приставку ПРИ- или ПРЕ-?

XІІ.  Схемы прямой речи.

Подпись родителей _____________

Карточка № 3 (новогодние каникулы)

Уважаемые родители! Прошу вас повторить вместе с _____________ данные словарные слова и правила  в течение каникул не менее 5 раз.  С благодарностью, Ольга Владимировна.

Профессия, специалист, соперник, сокровище, ровесник, сверстник, сувенир, обелиск, пейзаж, абонент, фантастика, библиотека, стеллаж, иллюстрация, каталог, экземпляр, брошюра, расчет, рассчитывать,  расчетливый, бессчетный

Поджог (что?)  –  поджег (что сделал?), бережёт, стережёт, жжёт, сожжёт.

Овчинный, подлинный, старинный, истинный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, данный;                  ветреный, юный, свиной, румяный, синий, зеленый.

Стеклянный, оловянный, деревянный;            ветреный (день) – ветряной  (двигатель),  платяной, дровяной;                    соломенный, клюквенный, тыквенный, пламенный, огненный.

Юннат (юный + натуралист).

Приготовить, приспособить, пренебречь,  приобрести, преодолеть препятствие, пребывать в Москве– прибывать в Москву, привилегия, приоритет, преимущество, пригожий, прискорбный, причудливый, привередливый.

Ненавидеть, недоумевать, недомогать, нездоровится, неможется, неволить, негодовать, неистовствовать.

Корреспондент, университет. Блеснуть, зоревать, зорянка, Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

Учреждение, лаборатория, предприятие, экономить, благодарить, благословить.

Печальный, инициативный, выразительный, бескорыстный, корыстный, аккуратный, алюминиевый, металлический, оранжевый, фиолетовый, бирюзовый, лиловый.

І. Какие группы корней с чередованием гласной изучали? Слова-исключения?

ІІ. Как выбрать Н – НН  в прилагательных и причастиях?

ІІІ. Как выбрать написание  НЕ?

ІV. Мои «любимые» ошибки:

Карточка № 4 (февральские каникулы)

Уважаемые родители! Прошу вас повторить вместе с _____________ данные словарные слова и правила        в течение каникул не менее 3 раз.  С благодарностью, Ольга Владимировна.

Сорокаметровый, но  сороконожка, сумасшедший, вперёдсмотрящий, в течение,

в продолжение,   в отличие от,   в заключение,   вследствие,   впоследствии (наречие),   ввиду,

иметь в виду (фразеологизм),   в виде,   вроде,   вдоль,   вслед,   вблизи,   несмотря на,   невзирая на, насчёт,   навстречу,   наподобие, из-за, из-под, по-над, по-за

І. Как выбрать Н – НН  в прилагательных и причастиях?

ІІ. В каком случае пишется приставка НЕ?

ІІІ. Когда пишется дефис в сложных словах?

ІV. В чём особенность написания  формы повелительного наклонения глаголов?

Карточка № 5 (апрельские каникулы)

Уважаемые родители! Прошу вас повторить вместе с _____________ данные словарные слова и правила        в течение каникул не менее 3 раз.  С благодарностью, Ольга Владимировна.

Сорокаметровый, но  сороконожка, сумасшедший, вперёдсмотрящий, в течение,

в продолжение,   в отличие от,   в заключение,   вследствие,   впоследствии (наречие),   ввиду,

иметь в виду (фразеологизм),   в виде,   вроде,   вдоль,   вслед,   вблизи,   несмотря на,   невзирая на, насчёт,   навстречу,   наподобие, из-за, из-под, по-над, по-за,   одно и то же, в то же время, а также, и также

1. Как проверить написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ?

2. Какие составные союзы вы знаете?

3.Когда в местоимениях пишется дефис?

4. Как выбрать НЕ- или НИ- у местоимений?

Карточка № 6 (летние каникулы)

Уважаемые родители! Прошу вас повторить  данные словарные слова и правила в течение каникул не менее 15 раз.

 С благодарностью, Ольга Владимировна.

Профессия,   специалист,   соперник,   сокровище,   расчет,   рассчитывать,   ровесник,   сверстник,   сувенир,   обелиск,   пейзаж,   абонент,   фантастика,   библиотека,   иллюстрация,   экземпляр,   стеллаж,   каталог,   брошюра.

        Приготовить,   приспособить,   приобрести,   прибывать (в город) – пребывать (в городе),   в  преодолеть,   пренебречь,   приоритет,    привилегия,   преимущество.

        Лелеять, сеять, блеять,   чуять,   веять,   реять,   таять,   кашлять,   кланяться,   затеять,   лаять,   надеяться.  Клеить.

        Сожжёт,   поджёг (дом),   поджог (дома),   развивать,   развевать,   учреждение,   предприятие,   лаборатория.  Ненавидеть, недоумевать, недомогать, нездоровится, неможется, неволить, негодовать, неистовствовать.

        Печальный,   инициативный,   аккуратный,   выразительный,   бескорыстный,   алюминиевый,   металлический,   оранжевый,   фиолетовый,   лиловый,   бирюзовый,   расчетливый,   бессчетный,   причудливый,   прискорбный,   привередливый,   пригожий,   пиджак,   халат,  перчатка.  Дешёвый.

        Старинный,   подлинный,   овчинный,   нежданный,   негаданный,   нечаянный,   желанный,   данный.  Ветреный (день, человек),   ветряная (мельница),   платяной (шкаф),   дровяной. Юный,   зеленый,  румяный,  свиной.  Соломенный,   огненный,   тыквенный,  клюквенный,   пламенный.

        Стеклянный,   оловянный,   деревянный.

Изжелта-…, иссиня-…, искрасна-…, исчерна-….

 Точь-в- точь, тет-а-тет.

Экземпляр, секретарь, программа, портфель, неделя, декада, квартал, минута, секунда, центнер, килограмм, километр, бассейн, девяносто, триста, четыреста, миллион, миллиард.

Сорокаметровый, но  сороконожка, сумасшедший, вперёдсмотрящий, в течение,

в продолжение,   в отличие от,   в заключение,   вследствие,   впоследствии (наречие),   ввиду,

иметь в виду (фразеологизм),   в виде,   вроде,   вдоль,   вслед,   вблизи,   несмотря на,   невзирая на, насчёт,   навстречу,   наподобие, из-за, из-под, по-над, по-за

        Откуда  ни  возьмись,   во  что  бы то ни стало,  как ни в чём не бывало,  как бы то ни было,   ни днём ни ночью, ни рыба ни мясо, ни то ни сё,  не раз,    ни разу не …,    пока не… , чуть ли не…, отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…,  нисколько не

        Недостаёт (чего?)  любви, …-  не достаёт (до чего?) до шкафа

        Недосмотрел (за кем?) за малышом – не досмотрел (что?) фильм

        Недоедают (= голодают)  - не доедают (что-то)

  1. Как выбрать суффикс -ЧИК- или -ЩИК- (со значением «профессия»)?
  2. Как выбрать у существительных суффикс -ИК- или –ЕК-?
  3. Как выбрать написание О или Ё после шипящих?
  4. Как выбрать И или Е в падежных окончаниях существительных?
  5. Как выбрать личное окончание глагола?
  6. Как выбрать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголе?
  7. Когда пишется дефис  в местоимениях?
  8. Как выбрать суффикс –СК- или –К- (со значением принадлежность) в прилагательных?
  9. Как выбрать З или С на конце приставки?
  10. Когда в словах пишется Ъ?
  11. Как выбрать Ы или И после приставок?
  12. Как выбрать приставку ПРИ- или ПРЕ-?
  13. Какие схемы прямой речи вы знаете?
  14. Какие группы корней с чередованием гласной изучали? Слова-исключения?
  15. Как выбрать Н или НН в суффиксе прилагательных, образованных от существительных?
  16. Как выбрать Н – НН  в отглагольных прилагательных и причастиях?
  17. Когда пишется дефис в сложных словах: существительных, прилагательных?
  18. В чём особенность написания  формы повелительного наклонения глаголов? Условного?
  19. Как проверить написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ?
  20. Какие составные союзы вы знаете?
  21. Когда в местоимениях пишется дефис?
  22. Как выбрать НЕ- или НИ- у местоимений?
  23. Как отличить частицы НЕ и НИ?
  24. Какие частицы пишутся через дефис?
  25. Когда НЕ пишется раздельно?
  26. В каком  случае пишется приставка НЕ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаем ЕГЭ вместе Рекомендации родителям

Экзамен  всегда несет   эмоциональное и физическое перенапряжение. Волнуются взрослые, передавая  психическую нестабильность старшеклассникам. Что же сделать, чтобы  подготовк...

Наши рекомендации на каникулы

Рекомендации на лето для родителей неслышащих детей с низким уровнем речевого развития...

Повторяем вместе (рекомендации на каникулы) 5 класс

Материал рассчитан на неравнодушных родителей и содержит интрукцию для повторения по темам орфографии и пунктуации в 5 классе (учебник под редакцией В.В.Бабайцевой)...

Повторяем вместе (рекомендации на каникулы) 7 класс

Материал рассчитан на неравнодушных родителей и содержит инструкцию для повторения по темам орфографии и пунктуации в 7 классе....

Повторяем вместе (рекомендации на каникулы) 6 класс

Материал для неравнодушных родителей: словарные слова и правила по орфографии и пунктуации за 6 класс (для повторения во время летних каникул)...

Повторяем вместе (рекомендации на каникулы) 7 класс

Карточки для повторения во время летних каникул: словарные слова и  правила. Материал рассчитан на неравнодушных родителей, готовых помогать своему ребёнку в освоении учебного материала....