Подготовка к ЕГЭ Часть С Сочинение по тексту С. Лукьяненко
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Клюева Наталья Витальевна

Урок русского языка в 10 классе с презентацией по программе и учебнику Г. Хлебинской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_chast_s_sochinenie_po_tekstu_s._lukyanenko.rar498.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать сочинение
(часть С)

Урок русского языка в 10 классе.

Программа и учебник Г.Ф. Хлебинской

Цели урока:

  1. формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно  его излагать;
  2. образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста;
  3. развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих  выводов;  
  4. воспитательный аспект: формирование умения общаться с окружающими, проявлять к ним уважение,  внимание,  терпимость; воспитание чувства сопричастности и ответственности за тех, кто рядом; терпимости к поведению других людей.

ЗАДАНИЕ НА УРОК

Напишите сочинение по  заданной композиционной схеме: основная проблема, комментарий, авторская позиция, согласие / несогласие с позицией автора. 

Какие вопросы возникли у  вас в связи с  заданием?

В результате обсуждения приходим к решению, что нам необходимо

ЗНАТЬ:

 - основные этапы работы с текстом (как сформулировать проблему, как её прокомментировать, как определить авторскую позицию, выразить и аргументировать свою)

УМЕТЬ:

  - выполнять различные элементы комплексного анализа текста

   - создавать отдельные композиционные части  сочинения по заданному  тексту

Особенности  создания собственного текста зависят от стиля текста. Большая часть текстов на экзамене относится к литературно-художественному или публицистическому стилю. В учебнике на стр. 111 представлен текст (фрагмент из романа С. Лукьяненко «Близится утро»), с которым мы будем работать.

ИСХОДНЫЙ  ТЕКСТ

 – Однажды, когда я был молод,  – начал свой рассказ Антуан, –  мой планёр  упал в предгорьях Альп…  Я бродил вокруг планёра, ощупывал разбитые крылья и порванную ткань – так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь…  Моё падение, оказывается, видели.  Это был не пастух или одинокий горец, как я вначале подумал,  это был местный метеоролог, один из тех неисчислимых тружеников, что составляют нам карты, предупреждают о зарождающейся буре  или о просветлённом небе…

Мы приехали к нему домой – в маленький  крепкий дом на откосе горы.  Навстречу мне вышла его жена, простая и скромная женщина,  всю жизнь скитающаяся вместе с мужем по самым глухим уголкам Державы.  Мы прошли в дом и сели ужинать за круглым столом, освещённым керосиновой лампой.  По тому, как бережно достали лампу из шкафа, я понял, что это редкая роскошь для небогатой семьи.  Мы сидели в круге света, пили чай, я беседовал с ними, постепенно понимая, что и впрямь жив.

А за столом вертелся их сын, мальчик лет десяти.  Когда ужин подходил к концу, я понял, что никогда не встречал  столь милую семью – и такого отвратительного ребёнка.  Он дерзил отцу, угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость, капризничал, заставляя мать краснеть и извиняться.  Когда ребёнка наконец-то выгнали из-за стола и он выбежал из дома, всем стало легче.  Мы ещё долго говорили, я рассказывал им о полётах, о суровой жизни военных лагерей, о своих товарищах…

Потом я вышел на крыльцо.  Редкие звёзды сияли в разрывах туч – так подлинная красота пробивается даже сквозь плотную вуаль.  Несносного ребёнка нигде не было видно.  И вдруг я услышал шорох под крыльцом.  Перегнулся  через перила, посмотрел и увидел мальчишку,  сидящего на корточках перед какой-то дырой в фундаменте дома.  Любопытство взяло верх над неприязнью,  я спустился и присел рядом с ребёнком.  Это оказалась нора, укрытие для их мелкой беспородной собачонки,  о существовании которой я и не подозревал.  Оттуда пахло жизнью.  И вдруг мальчик протянул в нору руки, достал что-то  и осторожно вручил мне.  «Смотрите, здесь щенки», – прошептал он.   Крошечный щенок и впрямь слепо тыкался в ладони.  А мальчик смотрел на меня, глаза его были полны восторга и настороженности – что я сделаю,  пойму ли его восторг и то доверие, что он вдруг решился оказать мне, залётному чужаку.   «Замечательные щенки»,  –  только и ответил я.  Мы вернули щенка взволнованной матери и пошли  в дом, уже связанные общей тайной.  Я вдруг понял, как слеп был,  глядя на этого ребёнка.  И ужаснулся, что мог покинуть этот  дом, так и не  поняв его до конца,  приняв волнение мальчика, разлучённого со своими  любимцами, за капризы и нелюдимость.

(С. Лукьяненко «Близится утро»)

Проведём содержательный анализ текста. Определим тему текста, основную мысль, тип и стиль речи.

Напомним отличительные особенности литературно-художественного стиля с помощью таблицы на стр. 87-88.

Характеристика языка художественной литературы

Функция: эстетическая и коммуникативная (воспитание и развитие чувства прекрасного, воздействие на чувства и сознание читателя)  

Сфера применения: эстетическая (общение в широком круге читателей посредством художественной литературы)

Специфические черты

Жанры

Образность, эмоциональность, недопустимость стандарта, использование всех функциональных разновидностей языка,  ярко выраженная авторская индивидуальность.  Наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж;  язык – авторское повествование, язык действующих лиц).

Э п о с:

рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман-эпопея.

Л и р и к а:

ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.

Д р а м а:

трагедия, комедия, драма, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия.

Языковые особенности

Использование  всех средств национального языка – не только литературного, т.е. кодированного языка, но и (при наличии художественной мотивированности) элементов нелитературного языка (диалектных, профессиональных, просторечных слов и т.д.), лексики разных пластов: книжной, высокой, сниженной, разговорной; терминов, оборотов деловой и официальной речи; выражений, характерных для публицистики, и т.д.

Использование  средств художественной выразительности  языка: звуковых (аллитерация, ассонанс, звукоподражание); лексических – тропов (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение и др.); синтаксических – стилистических фигур (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие и др.)

Тип речи – использование всех типов речи

Работаем с текстом.

АНАЛИЗ  ТЕКСТА

  1. Р е ч е в а я   с и т у а ц и я, лежащая в основе создания текста такова:  лётчик Антуан рассказывает о том, как в молодости, потерпев крушение на самолёте, он попал в  семью метеорологов. Впечатление об этой «очень милой» семье портил  только «отвратительный» ребёнок. Однако, когда после ужина  Антуан вышел на крыльцо, он увидел, как мальчик заботится о собаке и её щенках. И тут возникло доверие и понимание. Антуан ужаснулся, что мог уехать с недобрым чувством к ребёнку.  
  2. Т е м а –  рассказ Антуана о случайной встрече с незнакомой семьёй.  И д е я – показать, что друг друга оценить  с первого взгляда непросто: можно легко ошибиться.  Надо понять человека, вникнуть в его проблемы. С ф е р а    п р и-

м е н е н и я – художественная литература.

  1.  Ф у н к ц и я – эстетическая.
  2. С п е ц и ф и ч е с к и е   ч е р т ы   т е к с т а:  образность, эмоциональность, наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов).
  3. Ж а н р – текст представляет собой фрагмент из романа С. Лукьяненко.
  4. С п о с о б   и з л о ж е н и я – эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Я з ы к о в ы е    о с о б е н н о с т и.

Текст представлен в форме воспоминания о произошедшем когда-то случае.  Этому способствуют  глаголы  в форме прошедшего времени.  

 Автор  создаёт живые образы героев: Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно  тонкий;  мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный  оставить своих любимцев, ведёт себя  дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди.  Писатель использует метафоры («звёзды сияли в разрывах туч»,  «пахло жизнью»,  «глаза были полны восторга и настороженности»,  «связанные общей тайной»),  эпитеты («бережно достали лампу»,  «угрюмо смотрел на меня»,  «редкие  звёзды», «несносного ребёнка»).  

В ходе повествования меняется и поведение героев и их отношение друг к другу.  Автор использует  при этом антитезу,  противопоставляя состояние и взаимоотношения  персонажей вначале и в конце.  

Т и п    р е ч и – повествование с элементами  описания.

В ы в о д: это литературно-художественный текст. Через художественные образы, язык произведения автор сумел «воздействовать» на читателя – заставил  переживать  за то, как незнакомый человек воспринимает поведение мальчика, задуматься о том, почему ребёнок так себя ведёт, порадоваться счастливому разрешению ситуации.

Трудность написания сочинения по литературно-художественному тексту заключается в том, что основная проблема часто выявляется не сразу, а по ходу развития событий; позиция автора раскрывается не через прямые авторские суждения  (хотя и они могут присутствовать), а  через созданные автором художественные образы (портреты героев, их поведение, речь и т.д.).

Композиция сочинения:

Проблема

Комментарий к проблеме

Позиция автора

Собственная позиция

Аргументация собственного мнения

Вывод

ЭТАПЫ  РАБОТЫ

  1. На основании содержательного анализа текста (тема, идея, языковые особенности) в ы д е л я е м   п р о б л е м ы.

Главная проблема, на которую  автор обращает внимание читателя,  –  это проблема восприятия человеком окружающих его людей, т.е. проблема  взаимопонимания между людьми, конкретно – между взрослыми и детьми.  

Кроме того, автор затрагивает другие нравственные проблемы:  поведение человека, находящегося в  трудных обстоятельствах, ответственность человека за порученное ему дело.

О чем можно писать в комментарии? (на слайде)

  1. К о м м е н т и р у е м  о с н о в н у ю    п р о б л е м у.

Проблема  раскрывается  через повествование о том,  как лётчик (в романе  летун), потерпевший крушение в Альпах,  попадает в семью метеорологов. Автор  намеренно представляет нам хороших, положительных персонажей. И это  позволяет сделать вывод о том, что данная проблема  актуальна  для  широкой публики.

Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно  тонкий (он отмечает многое:  и сложность жизни неисчислимых тружеников, что …  предупреждают  о зарождающейся буре, и их сердечное гостеприимство, способность поделиться последним, и редкие звёзды, сияющие в разрывах туч; в  своём разбитом планёре он видит не  вышедшую из строя машину,  а друга, отдавшего … жизнь);   мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный  оставить своих любимцев, ведёт себя  дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди.

Единственное,  что  омрачает радость героя, что он и впрямь жив, – это дерзкое поведение хозяйского сына.  Но здесь автор как будто просит читателя и героя не торопиться с выводами и оценкой. Мы понимаем, что такое поведение ребёнка не обычно, а чем-то вызвано  (…угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость … заставляя мать краснеть). Чистая случайность – Антуан  вышел на крыльцо – помогает ему понять поведение мальчика и осознать, насколько он был не прав, увидев в мальчике отвратительного ребёнка.

Основным приёмом повествования  является антитеза,  автор противопоставляет состояние и взаимоотношения  персонажей в начале  эпизода и в конце:  вначале Антуан видит отвратительного ребёнка, несносного мальчишку,  в конце – мальчика.  В свою очередь  мальчик вначале относится к Антуану как  к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие.  Конфликт был разрешён:  они пошли в дом, уже связанные общей тайной.

Как определить позицию автора (на слайде)

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов.

Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика.

 Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни. 

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции: 

Цитата, а затем: – в этом и заключается позиция автора...

Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

Авторская позиция понятна…                                                  

Автор уверен (убеждён, считает)…

Несомненно, автору удалось доказать...

Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

А  если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.

  1. Определяем   а в т о р с к у ю   п о з и ц и ю.

Определить  авторскую позицию  нам помогает  наблюдение за поведением  героев,  развитием  их отношений.  Основной  художественный приём – антитеза. Понаблюдаем за героями.

Вначале состояние мальчика описывается глаголами, несущими отрицательную характеристику,  затем – положительную (вертелся, дерзил, капризничал – осторожно вручил, прошептал, решился оказать доверие).

Состояние Антуана меняется несколько раз: 1) ошеломлён – спокоен (разбитые крылья, порванная ткань; так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь – падение … видели, крепкий дом, и впрямь жив); 2) приятные чувства от общения с хозяевами – неприятные от поведения их сына  (милая семья – отвратительный ребёнок);  3)  спокоен – потрясён  (вокруг  редкие звёзды, подлинная красота,  любопытство взяло верх над неприязнью – ужаснулся,  поняв, что был не  прав).

Обратимся к комментарию.

Взаимоотношения героев также меняются:  вначале Антуан видит отвратительного ребёнка, несносного мальчишку,  в конце – мальчика.  В свою очередь  мальчик вначале относится к Антуану как  к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие.  Конфликт был разрешён:  они пошли в дом, уже связанные общей тайной.

Таким образом,  а в т о р с к а я    п о з и ц и я   состоит в следующем.

Общение с людьми, тем более хорошими  (а именно таких представляет автор), – радость. Чтобы не лишить себя этой радости (что чуть не произошло с Антуаном),  человек, общаясь с окружающими,  должен проявлять к ним уважение,  внимание,  терпимость;  нужно помнить, что в один и тот же момент  люди,  оказавшиеся рядом,  могут находиться  в совершенно разном психологическом состоянии:  один (Антуан),   пережив потрясение,  с честью выдержав испытания,  чувствует удовлетворение,  испытывает наслаждение от  общения  с хорошими людьми;  другой (мальчик),  вынужденный заниматься  совсем не тем,  чем нужно и хочется ему,  удручён, взволнован,  раздражён.  Описывая данную ситуацию,  автор предостерегает нас   от  скоропалительных выводов, привычки вешать ярлыки.  Чтобы составить правильное мнение о человеке,  нужно узнать его поближе,  вникнуть в круг его проблем.

Определение собственной позиции (на слайде)

Строится по типу речи – рассуждение

Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо,  укрепить или изменить  его мнение.

Ваша цель –  не только высказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.

КАК сформулировать ТЕЗИС?

Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. В этом случае  можно использовать высказывания автора, либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. Но

вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте,  вам необходимо  привести свои.

  1. Выражаем  с о б с т в е н н о е    м н е н и е.

Оно может  быть таким.  

Проблема  взаимопонимания  между людьми,  тем более  между взрослыми и детьми,  актуальна во все времена.  

Я согласен с  позицией  автора: необходимо быть внимательным  и чутким в общении.  Известно, что картина мира у взрослых и детей разная: взрослый человек сумел много испытать и понять;  ребёнку недостаёт опыта, зато ему свойственны  искренность  и открытость.  И хорошо, если взрослый человек мудрый и добрый, такой, как Антуан в данном отрывке.  Или как герой (тоже лётчик)  сказки Экзюпери «Маленький принц»:  находясь на краю гибели, он тем не менее  пытается понять  внутренний мир Маленького принца и благодаря этому  обретает душевные силы и почти чудесное спасение.

В качестве примеров используйте

1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость;

3. Факты, события истории и современности;

4.  Примеры из художественной литературы и публицистики.

5. Примеры из телевизионных передач и фильмов.

6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

Если в вашей  памяти не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.

Следует осторожно использовать клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз!

Д.з. Закончить сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту А.Чехова "Моя она"

Выстроена структура сочинения по тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, вывод....

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"

Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту...

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Сочинение по тексту В. Астафьева

Урок подготовки к сочинению по тексту В. Астафьева "Домский собор"....

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ часть С ( сочинение)

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количеств...