Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Кириллова Ольга Васильевна

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и; соответственно, к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и; соответственно, к обучению.

Сейчас школьник является объектом обучения, он пассивен. Образование же должно быть  двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь не только обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникнет, но он будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным «внешним эффектам», и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка, как всестороннее развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешней относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежав неприятностей с учителями и родителями, и тому подобное. Среди внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям.

Для формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним.

  Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое в свою очередь, достигается с помощью стимулов. В отличие от мотива стимул рассматривается как внешний фактор. Мотив более индивидуален в своих проявлениях, чем стимул.

Перечислю основные стимулы и средства из создания.

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель рассказывает о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты. (Удивление может быть связано с историческим комментарием – рассказом учителя об истории языкового явления).
  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников (На преодоление трудностей построено проблемное обучение).
  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой (Переключению внимания помогают средства наглядности).
  4. Получение эстетического наслаждения (Эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило, а также выбором тем изложений. Это могут быть тексты, в которых присутствуют описание природы или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы, актуальные для школьников).
  5. Эмоциональное благополучие ребенка в классе. (Эмоциональное благополучие ребенка в коллективе обеспечивают: индивидуальный подход к каждому ученику: самостоятельная работа, самоконтроль, основанные на доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая ребенку раскрепоститься, поверить в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение)

Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тысяч уроков. И почти все они как близнецы похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания. Как же добиться результативности и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний? В этом могут помочь методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой шторм» и т.д. Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушивать другие точки зрения. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами.

Такая форма обучения психологически привлекательна для учащихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Учащиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения. Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной, но включает следующие этапы: 1. Индивидуальная работа; 2. Работа в парах; 3. Принятие групповых решений.

Группы организуются по усмотрению учителя или же по желанию. Есть в группах и «должности»: наблюдатель, мудрец, хранитель знаний и т.д., при этом каждый из учащихся может побывать в той или иной роли.

Через работу в постоянных и временных микрогруппах уменьшается дистанция между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята группа.

Одной из признанных технологий интерактивного обучения (обучения через опыт), получившей довольно широкое распространение в международной практике, является технология, названная развитие критического мышления через чтение и письмо. Она разработана группой американских ученых-педагогов - Дженни  Стилл, Чарлз Тепл и др. Американские специалисты выделили в познавательной деятельности три стадии: Итоги теоретических исследований и практической апробации привели к возникновению базовой модели организации или учебной деятельности школьников.

  1. Вызов – одна из важнейших целей стадии – актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме.
  2. Осмысление – на этой стадии предъявляется ученикам материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией.
  3. Размышление – это соотнесение полученных знаний, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее, выявление возможных ошибок в процессе усвоения, а также причин этих ошибок.

На этой стадии можно организовать с помощью еще одного приема из методики критического мышления. Этот прием называется синквейн. Синквейн – стихотворение, состоящее из 6 строк

  1. существительное, обозначающее тему
  2. два прилагательные, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки, явления предмета.
  3. три глагола, свойственные данному предмету
  4. фраза, раскрывающая суть явления, предмета
  5. существительное, выступающее как итог, вывод.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации, развития речи. Использование синквейна позволяет создать хорошую атмосферу на уроке и также получить в непроизвольной форме эмоциональный срез и информацию о предмете изучения.

Друг

Старый и новый

Помогает, ценит, поддерживает

Он познается в беде

Опора

 Проблема формирования интереса к изучению школьного предмета всегда актуальна, так как заинтересованность ученика – один из ведущих мотивов к обучению. Русский  язык среди других учебных дисциплин имеет особое значение, так как интерес к родному языку способствует не только решению частно-предметных задач, но и воспитанию гражданина-человека, понимающего и любящего родной язык, родную культуру.

Первое условие интереса к учебе – это понимание необходимости. Поэтому в начале курса и в начале каждого раздела выделяется время на объяснение важности, нужности изучаемой темы.

Когда очередь дойдет до синтаксиса и пунктуации, можно на примерах показать, к каким печальным результатам приводит неправильная расстановка знаков препинания или их отсутствие.

В конце пришлого столетия один чиновник, который не освоил  расстановки знаков препинания, составил докладную записку о падеже скота. Записка начиналась словами: «Осталась одна больная скотина помощник начальника». С тех пор сослуживцы, встречая незадачливого чиновника, всегда осведомлялись о его здоровье.

Итак, приступая к каждому новому разделу программы, нужно убедительно и интересно доказать, что предлагаемый материал нужен, полезен, и показать, где найдут применение  эти знания.

Работа, не требующая умственного напряжения, как правило, не вызывает интереса учащихся, а такой механической работы при изучения русского языка очень много: списывание слов или предложений с доски, запись под диктовку – эти виды работы не вызывают активного интереса, интенсивной работы мысли и выполняются в силу необходимости, но без удовольствия. Совсем другой характер принимает урок, когда эти виды работы даются с увеличением интеллектуальной нагрузки. Например, словарную работу можно строить не только в расчете на механическую память учащихся, но и на сообразительность, понимание смысла слова, умения употребить его в живой речи, развитие способности точно сформировать мысль.

Различают такие виды словарного диктанта: словарный диктант с подсказкой, с грамматическими заданиями, с самопроверкой, с элементами игры.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

  1. В слове «соленый» Петя написал гласную а. «Проверочное слово сало» - объяснил он. Прав ли он?
  2. «Ненавидел» в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
  3. Цыган Петя написал через и. «В корне слова после ц пишется и. это я точно помню» - сказал он. Почему он не прав?

Словарный диктант может проводиться на основе загадок.

Можно позавидовать учителям биологии, географии, математики, потому что у них есть возможность наглядно, зримо преподнести детям новый материал. И это очень важно: ведь то, что ребенок увидел, эмоционально пережил, то действительно становится «своим», становится настоящим знанием. Но что можно показать на уроках русского языка? Как проиллюстрировать орфографические правила, грамматические понятия? Можно использовать ассоциативные рисунки. Эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. Правила, которые объясняются с помощью таких рисунков, запоминались надолго.

Программирование – прекрасный способ интеграции русского языка и основ информатики, вплоть до создания детьми обучающих программ в среде BASIK, PASCAL.

В комплексе все положительные аспекты программирования позволяют отчасти решить одну из главных проблем обучения русского языка в школе – проблему формирования непроизвольного запоминания материала и осознанного его закрепления.

На первом этапе работы необходимо просто оговорить некоторые моменты игры с учениками. Например, при повторении темы «Род имен существительных» в 5 классе договориться обозначать его фигурками, представленными в алгоритме.

Изучая тему «Склонение имен существительных». Отправьте фигурки в полет на остров, поделив каждую чемоданчиком с окончаниями и рассадив их в самолет по 1,2,3-му  классам (соотносительно склонениям).

Средствами наглядного обучения русскому языку могут быть не только таблицы, схемы, рисунки, окружающие предметы, но и учитель, а также ученики. Предъявление в учебных целях человека, его действий, состояний мы условно называем живыми демонстрациями.

Живые демонстрации на уроках русского языка не самоцель, а один из возможных способов объяснения новой темы, развития речи, контроля за знаниями и речевыми умениями.

Живые демонстрации – основа немого диктанта. Учитель не диктует текст, а совершает действия, как актер немого кино. Можно использовать при изучении глагола. Сейчас мы с вами будем писать немой диктант. Немым  называется потому, что я ничего не буду произносить, т.е. ничего не буду диктовать. Вы будете описывать то, что я стану делать. Допустим так. (Подхожу к двери класса, открываю ее, заглядываю в коридор и вновь прикрываю дверь, после чего руки закладываю  за спину. Что я делала?). или другой пример. В начале урока по теме «Обращение» учитель просит какого-нибудь ученика:

 - Коля, дай мне учебник

Не дожидаясь выполнения просьбы, спрашивает:

 - К кому я обратилась с просьбой?

 - К Коле

 - Вот мы и будем на сегодняшнем уроке изучать слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, то есть обращение.

Предложения с обращениями составить совсем нетрудно, если повернуться к соседу по парте и вежливо попросить что-либо, называя полное имя: Надя, дай мне, пожалуйста, карандаш. Заслушав подобные примеры, начинаем отрабатывать особый литературно-художественный прием – обращение к предметам. Учитель в шутливой форме предлагает обратиться к своим канцелярским принадлежностям, обуви и другим вещам. Мой любимый карандашик, я торжественно обещаю заточить тебя.

В самой замечательной методике невозможно описать все конкретные учебные ситуации, возникающие на уроках русского языка. Опытный словесник всегда найдет возможность целесообразного применения живых демонстраций, потому что у него, как у хорошего доктора, «лекарство» не только в аптеке, но и в голове.

Ум учителя-словесника – не просто хорошо выученная книга, а вечный генератор методических идей и решений.

Описанные приемы помогают разнообразить уроки русского языка, дают детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно.

Дети любят русский язык. А если ребенок любит предмет, если он почувствовал, что у него получается, то мне кажется, появляется естественное желание расширить и углубить свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пути повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку

Цель ЕГЭ по английскому языку: оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Итоговая аттестация выпускников школ,   призвана установить соответствие между реальным уро...

Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика

Презентация к выступлению: "Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика"....

Высокая мотивация - залог успеха в обучении английскому языку.

Статья, посвящена проблеме мотивации и интереса к изучению английского языка. Написана при участии в международной научно - практической конференции  "Современное общество, образование и наука"....

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....