Текст и работа с ним
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Мельникова Наталья Игоревна

Комплексный анализ текста и работа с ним на уроках русского языка в среднем звене

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в основной школе

Все задания условно можно разделить на три группы:  

1-я группа – задания  по теме «Речь и текст». В этот блок вошли задания на осмысление содержания текста, работа над художественными средствами выразительности. Анализ текста включает в себя составление плана, определение главной мысли, озаглавливание, выделение частей.

2- я группа – вопросы и задания по основным изучаемым темам:

  1. «Синтаксис и пунктуация»
  2. «Лексика»  
  3. «Фонетика»  
  4. «Словообразование»
  5. «Морфология: имя существительное, прилагательное, глагол».

3- я группа  - задания по теме «Повторение», позволяющие  систематически повторять трудные разделы программы.

Оценка ставится в зависимости от качества и количества выполненных заданий.

Тема: «Словосочетание и предложение»

1. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с необычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на тёмной лазури.

( По Л.Н. Толстому)

               Задания.   1. Докажите, что перед нами текст.

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
  3. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.
  4. Объясните значение слова лазурь.
  5. Подберите синонимы к словам: лиловый, багровый.
  6. Укажите номер предложения с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.
  7. Из предложения 1 выпишите дополнение, выраженное существительным в В. п.
  8. Из предложения 2 выпишите именные словосочетания.
  9. Из предложения 1 выпишите глагольные словосочетания.
  10. Выпишите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
  11. Из предложения 4 выпишите слово с парной согласной в корне слова. Подберите проверочное слово.
  12. Из предложения 3 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

                 

   2.    Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Вот и солнце спряталось. (2) Стало темно. (3) И лес, дальние деревни, и трава – всё облеклось в безразличный, какой-то зловещий цвет.

(4) Деревья перестали покачиваться и задевать друг друга сучьями. (5) Они выпрямились, только изредка наклонялись верхушками между собой, как будто взаимно предупреждали себя шёпотом о близкой опасности. (6) Туча уже обложила горизонт и образовала какой- то свинцовый непроницаемый свод. (7) Наступила минута всеобщего торжественного молчания.

(И.А. Гончаров)

Задания    1.  Укажите признаки текста.

  1. Определите тему и главную мысль.
  1. Предположите, о каком явлении природы может идти речь в данном тексте. Аргументируйте свой ответ.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль текста. Какие стилевые приметы подтверждают ваш ответ?
  4. Укажите номер предложения, в котором грамматическая основа предложения состоит только из     одного члена предложения.
  5. Продолжите утверждение:    Тире в предложении 3 ставится  1) между подлежащим и сказуемым; 2) между однородными членами и обобщающим словом; 3) в неполном предложении.
  6. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.
  7. Из предложения 6 выпишите глагольные словосочетания.
  8. Из предложения 7 выпишите именные словосочетания.
  9. Из предложения 4-6 выпишите сущ., состоящее из корня, суффикса и окончания.
  10. Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание согласных в корне слова».
  11. Выпишите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

  1.  Прочитайте текст и выполните задания.

                                Живой барометр.

  1. Кто не знает белую ворону? (2) Но что эта птица может предсказывать погоду, наверное, не всем известно.

(3)К ненастью голос у неё звучит глухо, а к ясной погоде, наоборот, приобретает звонкий, металлический тембр.(4) Да и сама птица становится очень подвижной и проворной. (5) К ненастью же сидит она на суку, нахохлившись, застыв, словно чучело.

(6) В предсказании погоды ворона никогда не ошибается и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальней лесной прогулки.

Задания.   

  1. Объясните смысл заглавия текста.
  2. Какие ещё вы знаете приметы, в которых говорится о предсказании погоды птицами, насекомыми?
  3. Объясните значение слов: барометр, тембр.
  4. В каком значении употреблено в тексте слово чучело?
  5. Подберите синонимы к словам: предсказывать, проворный.
  6. Укажите номер предложения, в котором подлежащее выражено местоимением.
  7. Из предложения 4 выпишите глагольные словосочетания.
  8. Выпишите из текста  слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
  9. Из предложения 1 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

4. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Помните, каким шумным и оживлённым был лес весной и летом? (2) Теперь он стоит перед нами застывший в какой-то таинственной тиши. (3)Но даже в этой тишине есть своеобразная привлекательность. (4)Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветви, одетые пушистыми снежными гирляндами. (5) Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6) Кое-где возвышаются старые сосны с ярки буро-красными стволами и раскидистой старой хвоей. (7) От деревьев, освещённых косыми холодными лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мягкого снега, и свежо дышится острым морозным воздухом.

            Задания    

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
  4. Объясните значение выражений: снежные гирлянды, в таинственной тиши.
  5. Укажите номера сложных предложений.
  6. Из предложения 7 выпишите глагольные словосочетания.
  7. Укажите номер предложения с однородными подлежащими.
  8. Выпишите из текста  слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
  9. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова, подчеркните её.

                                5. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Среди множества ремёсел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. (2) Она всё может. (3) Я утверждаю: она сильнее атомной бомбы!  (4) Ведь это разрушающее и творящее слово.

(О.Ф.Берггольц)

 Задания.    

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Согласны ли вы с мнением поэтессы О.Берггольц? Аргументируйте свой ответ.
  3. Объясните значение слов: ремесло, искусство.
  4. Укажите номер сложного предложения.
  5. Какими бывают предложения по цели высказывания? Свой ответ прокомментируйте примерами из текста.            
  6. Из предложения 4 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Тема: «Фонетика».

                       1.  Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Умеете ли вы слушать музыку?
  2. Слушать музыку можно только в тишине. (3) Это первое необходимое условие.(4)Ведь музыка – искусство, выражающееся в звуках, в сочетании их. (5) Слушать музыку в шуме – это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то.

(6) Второе важное для понимания музыки условие – внимание. (7) Только в полной тишине и при полной сосредоточенности перед вами раскроется идея музыкального произведения.

(По Д.Д.Шостаковичу)

Задания.   

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.
  3. Составьте план.
  4. А вы какую музыку предпочитаете? Как вы её слушаете? Согласны ли вы с автором в      том, что музыку надо слушать в тишине?
  5. Из предложения 1 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.
  6. Из предложения 2 выпишите слова, в которых все согласные твёрдые.

              2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Среди жителей наших лесов есть растения – «комбинаты». (2) Они многообразно используются человеком. (3) К ним по праву можно отнести кипрей, или иван-чай. (4) Да,да! (5) Вас это удивило? (6) Обыкновенный иван-чай.

(7) Высушенные листья иван-чая заваривают и получают крепкий и вкусный напиток. (8) От этого и название – иван-чай. (9) Из молодых листьев и побегов делают салат или пюре. (10) Семена его с пухом могут употребляться для набивки подушек и перин. (11) Цветки иван-чая дают больше мёда, чем цветки других растений. (12) Из стеблей вьют верёвки, из волокон делают ткани.

(13) Это замечательное растение! (14) Как жаль, что ещё мало используют его свойства!

                Задания.   

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ аргументируйте.
  3. Объясните значение слов: комбинат, волокно.
  4. Составьте план текста.
  5. Из 12-го предложения выпишите слово, в котором буква ю обозначает два звука.
  6. Из 12-го предложения выпишите сущ. с нулевым окончанием.
  7. Выпишите слова с орфограммой «Правописание парных согласных в корне слова».
  8. Из предложения 8 выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
  9. 9. Выпишите предложение, в котором дополнение выражено сущ. в В.п. без предлога. Произведите   его синтаксический разбор.

     

                  3.   Прочитайте текст и выполните задания.

                                                           Ёжик.

          (1) Значительно дольше переносит холод наш хороший знакомый – ёжик.(2) Только в конце            сентября и ли в начале октября ёж приступает к устройству своего логова. (3)Обычно он устраивает его в куче соломы, листьев, мха и внутри выстилает очень старательно. (4) Материал для логова ёж собирает и переносит очень интересным способом. (5) Он катается в опавших листьях и нанизывает их таким образом на иглы.

 Задания.     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Знаете ли вы, как другие звери готовятся к морозу?
  3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласного звука.
  5. Укажите номер предложения с однородными членами.
  6. Из предложения 5 выпишите слово(-а),в котором(-ых) количество букв и звуков не совпадает.

 

Тема: «Лексика»

  1. Прочитайте текст и выполните задания.
  1. Озёра – это удалённые от моря водоёмы, которые заполнили впадины на поверхности Земли.(2) Эти впадины называются бассейнами.

(3)Озёра образовались в результате стекания воды в низкие места. (4) Озёра пополняются в основном за счёт дождей и тающего снега.(5) Вода попадает в бассейн озера с ручьями, подземными источниками и грунтовыми водами.

Задания.     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль и тип речи. Свой ответ аргументируйте.
  3. Выпишите из текста антонимы.
  4. Какие лексические значения имеет слово бассейн?
  5. Выпишите сложное слово.
  6. Укажите номер предложения с однородными членами.
  7. Из предложения 3 выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
  8. Укажите номер сложного предложения
  9. Выпишите из текста  слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых      
  10. ударением».

          2.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Вода в морях и океанах находится в постоянном движении, и её уровень то поднимается, то опускается. (2) Подобные движения воды и называются приливами. (3) Когда уровень воды поднимается, это прилив, когда уровень воды падает, это отлив. (4) Приливы и отливы бывают дважды в день.

(5) Приливы вызываются тем, что Луна и Солнце притягивают морскую воду на Земле.(6) Сила их притяжения поднимает воду, земля же находится в более устойчивом состоянии.

Задания.      

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Что такое прилив? Ответ запишите в виде словарной статьи.
  4. Выпишите из текста антонимы.
  5. Выпишите из текста многозначное слово. В каких значениях это слово употреблено в тексте?
  6. Из предложения 4 выпишите слово, в которых звуков больше, чем букв.
  7. Выпишите сущ. с нулевым окончанием. Укажите  склонение и падеж.

         

                  3.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) История человечества – это история открытий, изобретений, находок.(2) Всё, что окружает нас, всё, чем мы постоянно пользуемся, когда-то, кем-то открыто, найдено, построено, сделано впервые.(3)Имена подавляющего большинства таких изобретателей канули в Лету.(4) Возьмём такую простую вещь, как напёрсток.(5) Без него трудно бы было обойтись.(6) Кажется, напёрсток существовал всегда.(7) Но это не так.(8) Был такой момент, когда безвестного портного, исколовшего себе пальцы, вдруг осенило.(9) Но когда это произошло, не сможет сказать никто.

Задания     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Объясните значения выражения «канули в Лету».
  4. Подберите родственные слова к слову напёрсток.
  5. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.
  6. Из предложения 4 выпишите слова с нулевым окончанием.
  7. Выпишите прилагательное, в составе которого можно выделить приставку, корень, суффикс,
  1. окончание.
  1. Из предложений 2-4 выпишите глагол сов. вида и произведите его морфологический разбор.

Тема «Словообразование»

             1.   Прочитайте текст и выполните задания.

     (1) Книги Пушкин любил с детства.(2) По словам его младшего брата Льва, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.(3) Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям.

    (4) Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой.(5)Пушкин всегда жил в окружении книг.(6) Сосед по имению, навестивший его в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежали журналы, русские и французские альманахи и словари.

   (7) Личная библиотека Пушкина, насчитывающая три с половиной тысячи книг на русском четырнадцати иностранных языках, ныне бережно хранится в Петербурге.

     Задания.   

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Какими способностями обладал А.С.Пушкин? Какие книги он читал?
  3. Составьте план текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Объясните значение слов: журнал, альманах, словарь.
  6. Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова. Графически объясните орфограмму.
  7. Из предложения 6 выпишите глагол без приставки.
  8. 8. Из предложения 2 выпишите прилагательное, в составе которого можно выделить приставку, корень,       суффикс, окончание.

                      2.  Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Ночь жила всеми своими шорохами и звуками, нисколько не нарушая тишины.(2) Всё тонуло в полном мраке, везде черным-черно, однако видно было всё.

(3)Всё здесь, в ночном палисаднике, знакомо, всё известно наизусть и всё казалось необычным, сказочным, удивительным.(4) Вершины клёнов тонули в глубине неба, голубоватые звёзды тускло поблёскивала на широких, еле заметных разлапистых листьях.

Задания.   

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Какие средства художественной выразительности использовал автор?
  1. 3.Объясните значение слова палисадник.
  1. Подберите синонимы к слову сказочный(3).
  2. Выпишите слова с орфограммой «о – ё после шипящих»
  3. Выпишите прилагательное с тремя суффиксами.
  4. Из предложения 4 выпишите глагол с приставкой и произведите его морфологический разбор.

             3.    Прочитайте текст и выполните задания.

 (1)Я не помню утра более глубокого и свежего! (2)Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и сияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (3) В ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня. (4) Он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами. (5) Густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным  дождём.

( По М.Ю.Лермонтову)

   Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры из    
  3. текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Объясните значение выражения серебряный дождь.
  6. Выпишите прилагательное, в составе которого можно выделить два корня. Разберите его по составу.
  7. Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова. Графически объясните орфограмму.
  8. Укажите номер сложного предложения.
  9. Из предложения 1 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

                  4.    Прочитайте текст и выполните задания.

«Борются» ли деревья между собой?

  1. Очень часто среди густого елового леса, на вырубках и на старых пожарищах вырастают берёзовые рощи или густые осинники.
  2. Откуда берутся лиственные деревья в глухом еловом лесу?

(3)Ель – растение теневыносливое и очень медленно растущее.(4) Поэтому вырастают на полянках не ёлочки, а светолюбивые и быстро растущие березки и  осинки, семена которых прилетели сюда издалёка. (5) Под густой листвой – в тени лиственных деревьев – могут расти и молодые ёлочки.(6) Постепенно они подрастают, прижавшись к стройным берёзкам. (7) Молодые ели поднимаются одна за другой.(8) Когда берёзы начинают умирать, на месте берёзовой рощи вновь оказывается еловый лес. (9) Ели отвоёвывают у берёз и осин вырубки и пожарища, которые те первые захватили.

                  Задания  

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. А как вы ответите на вопрос, поставленный автором в заглавии?
  3. Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова. Графически объясните орфограмму.
  4. Выпишите прилагательные, в составе которого можно выделить два корня.
  5. Из предложений 6-9 выпишите сущ. с нулевым окончанием.
  6. Из предложения 3 выпишите слова без окончания.
  7. Укажите предложение, в котором оба главных члена выражены именем существительным.
  8. Из предложения 7 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

                      5.   Прочитайте текст и выполните задания.

       (1) Болотами принято называть избыточно влажные участки земной поверхности. (2) Обычно болота образуются на основе озёр с закрытым водообменном. (3) Процесс этот длится долго. (;) Поверхность озера зарастает водными растениями, а его дно устилают остатки неразложившихся растений, которые медленно превращаются в торф. (5) Водные организмы, другие органические вещества также оседают не дно. (6) Дно озера поднимается всё выше, вытесняя воду, наконец озеро исчезает и на его месте появляется болото.

                         Задания    

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова. Графически объясните орфограмму.
  3. Выпишите слова с приставками на з-с.
  4. Подберите антоним к слову закрытый.
  5. Из предложения 1 выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Тема «Морфология. Имя существительное»

         1.  Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели!

(4)Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) воды в пустыне не хватает. (7) Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается.

(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит.(10) Рот от слюны мокрый (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13) Вот он как воду бережёт!

Задания.  

  1. Как удаётся верблюду не пить две недели?
  2. Озаглавьте текст.
  3. Найдите верное утверждение. По цели высказывания 1 предложение:
  4. побудительное; 2) вопросительное; 3) восклицательное; 4) повествовательное.
  5. Найдите верное утверждение. Слово рот из предложения 9 употреблено в форме: 1) В.п.;  2) И.п.;  3) Р.п.;  4) Т. п.
  6. Из предложения 11 выпишите сущ. в Р. п.
  7. Подберите антоним к слову мокрый (10)
  8. Выпишите из текста сущ. 2-го склонения.

            2.  Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Бирюзовое море нежится в лучах солнца. (2) Лениво набегают волны на берег. (3) Спокойно, мерно и глубоко дышит необозримая водная гладь.

(4)Но вот потемнело море. (5) Сильнее плещутся волны.(6) Над нахмурившейся бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю.

(7) Через несколько мгновений небо и море сольются в одну бушующую стихию. (8) Ревёт море, и тысячами брызг обдают вас волны.

                 Задания     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль текста. Свой ответ аргументируйте.
  4. Объясните значение слов: бездна, стихия.
  5. Подберите синонимы к словам: бирюзовый, резкий (крик).
  6. Выпишите из текста дополнение, выраженное сущ. без предлога.
  7. Выпишите из текста сущ. 2-го склонения.
  8. Из текста выпишите сущ. с нулевым окончанием.
  9. Выпишите сущ. с орфограммой «Правописание парных согласных в корне слова», подберите проверочные слова. Запишите ещё два примера на это правило.
  10. Из предложения 3 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.

           3.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Метель бушевала целую неделю. (2) Колючая снежная карусель без передышки кружилась над крышами изб, над полями и над всем белым светом. (3) Снег замёл все дороги и тропы, насыпал у плетней и заборов высокие острогранные сугробы, вплотную подступил к окнам изб и завалил ворота у ферм и сараев, запер их на тяжёлые замки. (4) Метель выла, посвистывала, пела на десятки голосов. (5) Белёсая снежная мгла застилала горизонт.

                 Задания     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры из  текста.
  5. Объясните значение выражений: снежная карусель (2), запер на замки (3).
  6. Выпишите из текста сущ. с нулевым окончанием.
  7. Найдите верное утверждение.  Сущ. дороги и тропы (3) употреблены в форме:
  1. И.п.;  2) В. п.;  3) Р. п.;  4) Д. п.
  1. Выпишите существительное, в составе которого можно выделить приставку, корень,    
  2. суффикс, окончание.
  3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых буква е обозначает звук Э.

              4.   Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сентябрь – первый шаг осени. (2) Природа, будто на распутье, и с летним теплом прощаться не спешит, и осенней свежести сторониться. (3) На большей части территории нашей страны леса и рощи, сады и парки, бульвары городов и посёлков сменяют в сентябре свой зелёный наряд на багряный. (4) Величава русская золотая осень, и никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.

     Задания     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры из текста.
  3. Как вы понимаете выражение «величава русская золотая осень»?
  4. Подберите синоним к слову багряный.
  5. Выпишите из текста сущ. с нулевым окончанием. Укажите склонение.
  6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание безударных окончаний имён существительных».
  7. Укажите номер предложения, в котором оба главных члена выражены сущ. в И.п.
  8. Укажите номер предложения с однородными подлежащими.

     5.  Прочитайте текст и выполните задания.

                    Наш Пушкин.

  1. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснётся к нему.
  2. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца она воспитывает в нас « чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».
  3. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ, конечно, платит ему ответной любовью. (4) Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка.

(5)Они сопровождают нас с самого раннего детства через всю жизнь.(6) Каждый раз, возвращаясь к ним, мы, к великой нашей радости, находим в них что-то новое.

     Задания             

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Объясните смысл названия текста.
  3. Как вы понимаете смысл высказывания «всем своим творчеством служил народу»?
  4. Какие произведения Пушкина вы читали? Какое значение для вас имеет  творчество Пушкина?
  5. Укажите номера предложений, в которых оба главных члена выражены сущ. в И. п.
  6. Из предложения 3 выпишите имена существительные. Укажите склонение.
  7. Выпишите из текста сущ. с нулевым окончанием.
  8. Из предложения 3 выпишите дополнение, выраженное сущ. в Д. п.

Тема «Морфология. Глагол»

       1.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Природа любит многообразие и разноцветье. (2) Водопады дождей и света, просеясь сквозь радугу, как через призму, окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. (3) Мы живём на разноцветной земле. (4) Видел я красную землю.

(5) Вдруг покраснели дали!. (6) Вчера ещё всё было тускло-зелёным, а сегодня у подножия далёких гор красная полоска – непонятная и неожиданная. (7) Словно кто-то красным карандашом подтушевал снизу синие горы. (8) Что это – отблеск зари? (9) Или россыпи красных камней?(10) Или далёкий степной пожар?

(11) Топочут копыта коня, всё ближе, всё ярче, всё шире загадочная красная полоса. (12) Так вот это что – разливы маков!

(13) Маки, живые маки!.(14) Их видимо-невидимо! (15) Они обступили со всех сторон, они затопили как наводнение! (16) Маки трепещут на ветру пламенем невиданного пожара. (17) От маков рябит в глазах и кружится голова. (18) По сторонам вздымаются красные уваля – как волны багряного моря.(19) На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем багряных лепестков.

(20) Земля горит от цветов – полыхает красная степь. (21) Седые степные луны скользят над красными маками, и белые их крылья отсвечивают розовым. (22) Красные жуки жуют красные лепестки.

(23) Порозовели даже белые облака, даже дали подёрнулись розовой дымкой.(24) Цветы без конца и края. (25) Неистовое буйство красного цвета, кипучая лава цветов!

                                                                                                                                 (Н.Сладков)

     Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры из    
  3. текста.
  4. Объясните значение слов: многоцветье, разноцветная (земля)
  5. Выпишите из текста синоним к слову красный.
  6. Выпишите из текста слова, обозначающие все оттенки красного цвета.
  7. Выпишите из текста однокоренное слово к слову красный.
  8. Из предложений 1-5 выпишите глаголы в настоящем времени.
  9. Из предложений 13-15 выпишите глаголы в прошедшем времени.
  10. Из предложений 20-22 выпишите глаголы 2-го спряжения.
  11. Из предложений 1-4 выпишите глаголы несовершенного вида.
  12. Спишите предложения 13-19. Обозначьте орфограммы.

       

                  2.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Деревьям приходится выдерживать жестокие морозы. (2) Как они справляются с этим? (3) Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза.(4) Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.

Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Расскажите, как деревья готовятся к зиме. Напишите 3-5 предложений по теме, укажите время, лицо и число глаголов, которые вы употребили.
  3. Выпишите из текста глагол совершенного вида.
  4. Укажите номер предложения, которое осложнено однородными сказуемыми.
  5. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
  6. Из 1-го предложения выпишите глагольное словосочетание.

   

              3.   Прочитайте текст и выполните задания.          

(1) Вечереет. (2) По снегу проносится тень. (3) Она движется к сосне. (4) Это сова. (5) Охотники знают, как она охотится на зайцев. (6) Усядется на ветках или на пне и поджидает добычу.

Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Знаете ли вы, как охотятся другие звери или птицы. Напишите об этом небольшой рассказ.
  3. Выпишите невозвратные глаголы.
  4. Выпишите глагол, состоящий из приставки, корня, суффикса и окончания.
  5. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.
  6. Укажите номера нераспространённых предложений.
  7. Укажите номер предложения, в котором нет подлежащего.
  8. Укажите номер сложного предложения.

             

4.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Я вижу, как по ступенькам террасы взбирается наверх маленький лягушонок. (2) Ступеньки высоки, и ему приходится затрачивать огромные усилия, чтобы взобраться. (3) Он делает прыжок, цепляется за кромку ступеньки передними лапками, повисает и подтягивает тельце. (4) Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыхает, потом снова делает прыжок. (5) Наконец он на террасе. (6) Здесь он долго отдыхает. (7) Ему нужно проникнуть в комнаты. (8) Он подбирается к порогу, перепрыгивает, оказывается на застеклённой веранде, отдыхает, осматривается; потом он перетягивает тело через порог в комнату.

   Задания     

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите тип речи, свой ответ аргументируйте.
  3. Объясните значение слов: терраса, веранда.
  4. Выпишите из текста слова, которые помогают показать, что лягушонку «приходится затрачивать огромные усилия».
  5. Выпишите слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием».
  6. Из 1-го предложения выпишите слово с орфограммой «о-ё после шипящих в суффиксах сущ.»
  7. Из 2-го предложения выпишите глагол в неопределённой форме.
  8. Выпишите глагол 2-го спряжения.
  9. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

5.  Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Приведите в его подтверждение пример из жизни.

Составьте небольшой рассказ, используя соответствующее высказывание.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опаса(е,и)ш…ся, на друга наде(е,и)ш…ся.

Задания    

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  2. Найдите глаголы с орфограммой «Мягкий знак в глаголе 2-го лица ед. ч.». Обозначьте её.
  3. Образуйте форму 2-го лица ед. ч. от глаголов видеть, увидеться, приклеить, приклеиться, веять, развеять. Обозначьте орфограммы.

6. Прочитайте высказывание Н. Сладкова. Укажите в нём глаголы в будущем времени. Укажите их начальную форму.  

Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше и больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.

Задания    

  1. Напишите, какую пользу приносит людям лес.
  2. Обозначьте орфограммы в глаголах.
  3. Как вы думаете, какую пользу приносит людям чтение книг? Расскажите об этом, используя такое же по форме предложение, как у Н. Сладкова, т.е. начните его так: Чем больше вы будете читать…»

                              Тема «Морфология. Имя прилагательное»

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

                Снежная сова.

(1)Снежная сова – хищник, дерзко нападающий на врагов и не дающий никому пощады. (2)Но любопытно: самые беззащитные на острове Врангеля, где живёт сова, - белые гуси – выводят потомство под её покровительством. (3) Посредине гусиной колонии на возвышенности обязательно увидишь сидящую на гнезде сову. (4) Гуси не будут селиться, если не видят вблизи белой заступницы. (5) Всё объясняется просто: сова, обороняя своё гнездо, не подпускает песцов, ворон и чаек к гнёздам гусей. (6) Зарвавшегося песца сова-отец хватает в лапы , подняв вверх, бросает. (7) При такой защите гуси, никого не опасаясь, спокойно сидят на яйцах. (8) А сова, как и все хищники, вблизи гнезда не охотится. 

(По В.Пескову)

Задания      

  1. Письменно ответьте на вопрос: Почему белые гуси выводят потомство под покровительством белой совы?
  2. Объясните постановку тире в 1-ом предложении.
  3. Выпишите из текста словосочетания сущ. + прил.        

  1. Прочитайте текст и выполните задания.
  1. Даже вдали от лесов и полей, в шумном городе, весна начинает чувствоваться рано. (2) Слышится бодрый, громкий говор. (3) Мутные потоки воды несутся по краям мостовой, весело манит к себе яркая, далёкая синева неба. (4) Ощущается теплота в блеске солнечных лучей. (5) Молодая весна так и тянет в пробуждающийся от зимнего сна лес. (6) А в городских садах…

        Задания 

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Продолжите текст (напишите на заданную тему 4-6 предложений).
  3. Подберите антоним к слову громкий.
  4. 4.Произведите морфологический разбор выделенного слова.
  5. Выпишите слова, распределив их по видам орфограмм:
  6. правописание окончаний прилагательных;
  7. правописание личных безударных окончаний глаголов;
  8. безударная гласная в корне;
  9. правописание непроизносимых согласных в корне.

  1. Прочитайте текст и выполните задания.
  1. Сказки Андерсена – одно из значительнейших явлений мировой литературы 19 века. (2) Великий датский писатель обогатил литературную сказку, сделал её одинаково интересной как для взрослых, так и для детей. (3) Удивительное смешение забавного и серьёзного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. (4) Его сказки проникнуты верой в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.

 Задания 

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  1. Какие сказки Андерсена вы читали? Есть ли у вас любимая сказка Андерсена? Чем интересны сказки Андерсена?
  2. Как вы понимаете значение выражений: мировая литература, литературная сказка.
  3. Выпишите из текста антонимы-прилагательные.
  4. Подберите синонимы к словам: забавный, серьёзный.
  5. Выпишите 2 словосочетания «сущ. + прил.»

4.   Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном прозрачном горизонте. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший месяц начинал белеть на тёмной лазури.

           Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль речи, свой ответ аргументируйте.
  3. Объясните значение слова лазурь.
  4. Подберите синонимы к словам: багровый, лиловый.
  5. Выпишите слово, которое обозначает признак предмета, стоит в форме мн. ч. В. п.
  6. Выпишите прилагательные с безударными окончаниями и объясните их написание.

 

 5.  Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Чудесен, сказочен русский лес зимой. (2) Белый, пушистый повис на ветвях снег. (3) По осыпанным смолистыми шишками вершинам перелетают красногрудые клесты-еловики. (4) Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. (5) На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы.

                        (И.С. Соколов-Микитов)

           Задания       

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Определите стиль речи, свой ответ аргументируйте.
  3. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры из текста.
  4. Объясните значение выражений: пухлые сугробы, следы написаны хитрым узором.
  5. Подберите синонимы к словам: хлопотливые, хитрый (узор).
  6. Выпишите прилагательные, окончания которых нельзя проверить вопросом. Укажите форму этих прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с текстом. Практическая работа.

Урок - практическая работа, по обработке текстовой информации, на проверку умений анализировать и обобщать несистематизированную  информацию и представлять её в виде  таблицы....

Текст экзаменационной работы по английскому языку в 5 классе

Данная работа используется в качестве экзаменационного материала при проведении промежуточной аттестации в 5 классе....

Текст контрольной работы по английскому языку за 7-ой класс по темам: "Условные предложения" и "Сложное дополнение"

Контрольная работа осуществляет проверку знаний по  английскому языку, полученных учащимися 7-ых классов за год. В начале теста даётся текст с последующим после него заданием....

Тексты контрольных работ

Тексты контрольных работ составлены с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ....

«Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста».

План-конспект урока по инфоратике  «Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста», с применением электронных образовательных ресурсов...

Стилистика. Функциональные стили и типы речи.Работа с текстом. Практическая работа

В работе подобраны тексты, относящиеся к разным функциональным стилям и типам речи с тем, чтобы учащиеся определили стиль и тип речи...