Учение с увлечением
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Мельникова Наталья Игоревна

Уважаемые коллеги! Призываю к сотрудничеству! Как сделать урок увлекательнее и продуктивнее? Как добиться неугасаемого интереса к предмету? Как сделать так, чтобы обучающиеся находились в постоянном поиске новых знаний? Предлагаю обмениваться находками  в методической копилке «Учение с увлечением». Итак, к урокам русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_s_uvlecheniem.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Призываю к сотрудничеству! Как сделать урок увлекательнее и продуктивнее? Как добиться неугасаемого интереса к предмету? Как сделать так, чтобы обучающиеся находились в постоянном поиске новых знаний? Предлагаю обмениваться находками  в методической копилке «Учение с увлечением». Итак, к урокам русского языка и литературы…

                                             УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

  1. В каких литературных произведениях мы встречаемся с шифрами? (1балл за каждое названное произведение).

Расшифруйте эту запись:

                   Ф Мфлпнпсъа ефв иемжоьк;

                   Имбуба черъ об ефве упн:

                  Й еожн й опшъя лпу фшжоьк

                  Гтж цпейу рп черй лсфдпн…

  1. На сложно проходимых тропах могут повстречаться различные представители живой природы. Найдите их внутри строчек и между ними. Приведите примеры литературных произведений, где встречаются эти герои (по2-3 и больше названных произведений).

       1)Была гроза. Я целый час

          Не открывал от страха глаз.

       2) Гуляю в роще, но к пруду

        Через болото не пойду.

      3) Притих камыш, мелькнула птица,

       Всё спит, ничто не шевелится.

     4) Смотрите, лён около ив,

        Как голубой ковёр, красив.

     5) Знакома рыбам тень моя,

        Над гладью рек танцую я.

     6) Меня пронырой совы дразнят,

        Нырять и плавать плохо разве?

    7) Внутри снопа, укрыт от глаз,

       Спокойно спал я целый час.

    8) Вдали зарница – пляска света:

       Гроза шумит, наверно, где-то.

    9) Как птицы с юга, тучек стаи,                  

       Струясь, плывут над лесом в мае.        

   10) Высоко летает стриж,                                

       Но со мною не сравнишь.    

   (заяц, щенок, шмель, телёнок, комар, выдра, паук, цапля, аист, сокол)

ИГРА «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

  • После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть минусы, плюсы и дефекты.
  • Из передовой бригады он перешел в отставку.
  • В центре города построен памятник герою.

Кто быстрее и точнее отредактирует заметки.

  • В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
  • Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

  • Западня – квартира с окнами на запад.
  • Гривенник – юноша с модной гривой.
  • Маховик – регулировщик на перекрестке.
  • Застрельщик – браконьер.

Найди лишнее слово.

  • Петя ушиб колен ноги.
  • Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  • Собрание будет в декабре месяце.
  • Многие города были превращены в руины и развалины.
  • Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  • Он написал свою автобиографию.

ИГРА «Бумеранг»

Найди синоним: простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая),  простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним: близкий берег (далекий), близкий человек (чужой), веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное), глубокий колодец (мелкий), глубокий знания (поверхностные), мелкая река (глубока).

Замени прилагательное таким словом, чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете: березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и др.), трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая), вьюга февральская (злая, дикая, сердитая), туча грозовая (зловещая, хмурая), русский язык (богатый, могучий, яркий, образный), сорока пестрая (болтливая, суетливая, хитрая).

ИГРА  «Эрудит»

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

  • Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).
  • Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).
  • Городская наземная электрическая железная дорога (трамвай).
  • Красная строка, отступление в начале строки (абзац).
  • Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).
  • Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине (патриот). 
  • Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

Дополни примерами из стихов поэта (см.учебник) …

Эпитеты, метафоры

« солнце садилось…»

«лазурное небо…»

«звезды смотрят вниз…»

«убогие лица…»

«сердце поет…»

Сравнение

«Волки, как санитары, подошли…»

«Снег, как белый пух…»

«Как листья, улетают годы…»

Гиперболы

«В сто сорок солнц закат пылал…»

«Целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям…»

Анафора

«Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река…»

«Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь…»

Ассонансы, аллитерация

«Волга! Волга! Весной многоводной…»

«Швед русский колет, рубит, режет…»

«Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою…»

Инверсия

«…в июль катилось лето...»

«Отзвучала последняя нежная ласка…»

«Отговорила роща золотая…»


1.Найти примеры из современной поэзии на все выше изложенные тропы.

2.Узнать тропы в прозаических текстах, сделать вывод о применении.

«Была она высокая, немного сутулая; ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинками и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке…»(Горький «Мать»).

«Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плыла царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь  ее смуглые тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками. А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…»(Горький «Макар Чудра»).

«Судорожным движением всего тела Клим отполз подальше от этих опасных рук, но, как только он отполз, руки и голова Бориса исчезли, на взволнованной воде качалась только черная каракулевая шапка, плавали свинцовые кусочки льда и вставали горбики воды, красноватые в лучах заката…»(Горький «Жизнь Клима Самгина»).

«Погода была июньская, хоть и свежая: высокие, резвые облачка по синему небу, сильный, ровный ветер, дорога не пылит, убитая вчерашним дождем, ракиты шумят, блестят и струятся, все движется, все летит, перепелиный крик приносится жидким посвистом с отдаленных холмов, через зеленые овраги, точно и у этого крика есть крылья, и он сам прилетает на них, грачи лоснятся на солнце» (Тургенев).

Опоры к формулировке выводов: …введение тропов в речь повествователя;…выбор их художественно оправдан;…помогают полному выражению содержания произведения;…заключена потрясающая сила этого отрывка, особенно это проявляется в эпитетах;…интонация повествования предельно проста, но именно на фоне этой выдержанной интонационной монотонности с особой яркостью и выделяются все самые нужные слова;…перед нами пример взаимосвязи различных средств организации повествования, художественное единство их;…писатель добивается большой художественной силы при помощи прямых значений слова, в других случаях он обращается к тропам;…вплетение в повествование сравнений (название другого тропа) позволяет автору еще более отчетливо выделить наиболее сильное место отрывка;…одним из путей индивидуализации стиля писателя является конкретизация, достигаемая при помощи тропов;…они придают речи более резкий субъектно-оценочный характер, поскольку сопоставление явлений между собой зависит от отношения к ним писателя, позволяет ему дать определенную оценку их;…какова же роль тропов в усилении меры определенности непосредственного содержания произведения.

Кроссворды

Вспомни словарные слова

После темы «Повторение пройденного в начальных классах»

  1. Антоним к наречию налево.
  2. Человек, занимающийся спортом.
  3. Антоним к наречию направо.
  4. Игра на льду в шайбу с клюшкой на коньках.
  5. Антоним к наречию влево.
  6. Здание большой станции на путях сообщения.
  7. Антоним к наречию внизу.
  8. Заплечный вещевой мешок.
  9. Синоним к наречиям внезапно, неожиданно.
  10. Антоним к наречию вперед.
  11. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах.
  12. Спортивное состязание в игре, например, в футболе.
  13. Антоним к наречию вправо.
  14. Антоним к наречию справа.
  15. Наречие, образованное от числительного три.
  16. Антоним к слову назад.
  17. Наречие, образованное от числительного два.
  18. В скором времени.
  19. Спортивная игра в мяч двух команд, каждая из которых стремится забить его в ворота противника.
  20. Антоним к наречию слева.
  21. Игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную корзину.
  22. Небольшая книжка.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

 

  1. Ветхие, старые вещи.
  2. Молодое поколение, молодые люди.
  3. Часть здания – ряд помещений, расположенных на одном уровне.
  4. Бьющий из земли источник, родник.
  5. Специалист с высшим образованием, лечащий больных.
  6. Согнутая в кольцо пластина, стержень, прут.
  7. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
  8. Ребенок, маленький мальчик.
  9. Легкое, обычно непромокаемое пальто.
  10. Ползучее растение, цепляющееся за опору, которую оно обвивает.
  11. Шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом.
  12. Письменная принадлежность – графитная палочка, оправленная в дерево.
  13. Изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости.
  14. Злак, из молодых зерен которого выпекают черный хлеб.
  15. Разговор, беседа, публичное выступление.
  16. Лицо женского пола по отношению к своим родителям.
  17. Глухое место, удаленное от людей, оторванное от культурных центров.
  18. Пролом в стене, в корпусе корабля.
  19. Частое сокращение мышц (от холода).
  20. Неправда, намеренное искажение истины.
  21. Дикие животные, на которых охотятся.
  22. Каменное или металлическое сооружение для приготовления горячей пищи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

"Учение с увлечением"

Книга для чтения...

Учение с увлечением на уроках физики.

Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...

Инновационный проект "Учение с увлечением"

Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея  проекта заключается в создании проблемных ситуаций  ...