РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме

Ивановская Ольга Ивановна

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов..

            Общность лингвометодической концепции является несомненным достоинством этой программы, т.к. позволяет сохранить преемственность в преподавании русского языка, обогащать и развивать методику и приемы, проверенные практикой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от «___»_________2013 г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

___________Г.Ф. Малахова

   

«____»____________2013 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогичес-кого совета

Протокол № _____

от «___»_________2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ

 «СОШ №33 с УИОП»

от «__»_августа_2013 г.

   

 № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Литература»

Ивановской Ольги Ивановны,

учителя русского языка и литературы,

9-в класс (базовый уровень)

Старый Оскол

2013

  Раздел 1. Пояснительная записка

Статус документа

      Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка в 5 – 9 классах (Автор В.В. Бабайцева. – М., Дрофа, 2010) и в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

      Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

    Общность лингвометодической концепции является несомненным достоинством этой программы, т.к. позволяет сохранить преемственность в преподавании русского языка, обогащать и развивать методику и приемы, проверенные практикой. 

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

         Углубленное изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений.

           При незначительном увеличении (расширении) понятийно-терминологической системы  осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи.

Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.

Цели и задачи программы:

  1. изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;  развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
  2. развитие языкового чутья;
  3. воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
  4. патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.

Содержание программы обусловлено следующими принципами:

1.  Принцип системности. Обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. Систематизация теоретических сведений облегчает усвоение учащимися строения и значения языковых единиц.

 2.  Принцип изоморфизма – наличие общих признаков у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.

 3.   Принцип интеграции языка и речи. Совершенствование речи должно быть тесно связано с изучением теории, раскрывающей систему языка, его закономерности.

 4. Структурно-семантическое направление. Определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Такое триединство определяет характер построения программы.

5.  Функциональный подход. Требует учета функции единиц языка при обучении речи. Объектом  внимания здесь является текст. Овладение комплексным анализом текста – важнейшее условие формирования умения строить тексты разных типов и жанров.

6.  Принцип историзма. Его задачи:

- показать связь истории языка с историей общества;

- показать источники обогащения словарного состава, причины этого явления;

- выяснить причины богатейшей русской синонимики;

- объяснить многие фонетические явления.

7. Переходные явления в русском языке. Заставляют учащихся     размышлять над живыми процессами, постоянно происходящими в речи и изменяющими систему языка.

       Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Однако имеются и некоторые особенности:

        Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.

      При составлении программы учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня.

 Изменения, внесенные в авторскую программу В.Бабайцевой:

  1. В начале изучения курса добавлены часы на повторение и систематизацию изученного в 5-8 классах;
  2. В конце учебного года предусмотрены часы на повторение и систематизацию изученного в 5-9 классах.

Раздел II. Требования к уровню подготовки

  К концу 9 класса учащиеся должны уметь:

  • составлять схемы сложных предложений разных типов;
  • различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
  • правильно ставить знаки препинания;
  • строить схемы предложений разных типов, особенно СПП;
  • употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
  • соотносить члены предложения и придаточные предложения;
  • производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
  • различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
  • строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
  • составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
  • писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
  • писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета. Уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 9 «В» КЛАССЕ

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5 – 9 классы. Автор В.В. Бабайцева. – М., Дрофа, 2010.

Комплект учебных пособий для школ и классов с углубленным изучением русского языка:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник. Предпрофильное обучение.- М.: Дрофа, 2009;
  2. Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д., Дрозд Н. В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка. - М.: Дрофа, 2009;
  3. Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д.,Глазков А. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Бабайцевой В. В. «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для углубленного изучения русского языка. -  М.: Дрофа, 2010.

Количество часов:

всего –  136

в неделю –  4

контрольных диктантов – 1

контрольных тестирований – 2

контрольных   сочинений – 4

контрольных изложений – 5

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Примечание

1.

Введение

1

Русский язык среди языков мира. Богатство, образность, точность  русского языка.

1

В1, С2, А-28; А-30; В8, С1

Повторение изученного в 5- 8 классах

16+

1р.р.

2

Р.р. Работа с текстом. Комплексное повторение материала по орфографии, пунктуации, синтаксису

1

С1

А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

3

Тестирование  на повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса.

1

А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

А1, А2

5

Лексика и фразеология

1

А-4; А-7; В-1

В-2; В-3; В-4

6

Морфемика и словообразование

1

А-2; А-11; А-30;

В-7; В-8; В-1;

А6, А 28 ,С, А 29

7

Морфология и синтаксис. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

1

Решение орфографических задач по типу А14, А19

8

Орфография и пунктуация. Трудные случаи правописания.

1

А-10; А-13; В-1; А-14; А-15; А-16; В-2

9

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании

1

10

Главные члены предложения. Сказуемое и его основные типы.

1

11

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

С, А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

12-13

Пунктуация в простом осложненном предложении

2

С1, А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

14-

15

Односоставные предложения и их виды

2

16

Полные и неполные предложения

1

В6, В7

17

Контрольный диктант  №1 с  грамматическим заданием на повторение изученного в 5-8 классах.

1

18

Анализ контрольного диктанта

1

Синтаксис и пунктуация

96

Сложное предложение

2+2р.р.

19

Основные виды сложных предложений

1

А-9, А19,А22,В4,В5

20

Синонимика сложных предложений

1

21-22

Р.р. Контрольное сжатое изложение (№1)  

2р.р.

С1

Сложносочиненное предложение

3+2р.р.

23-24

Союзы и значение ССП. Знаки препинания в ССП

2

25

Р.р. Использование ССП в тексте

1

26

Урок-семинар по теме «Сложносочиненные предложения».

1

В9; В5,В6,В11,В12

27

Р.р.  Комплексный анализ текста

1

С1, А1, А2, А3, А4, А5, А6

Сложноподчиненные предложения

55

+13р.р.

28

Понятие о СПП. Строение СПП. СПП с несколькими придаточ-ными

1

А8,В4, В5, В6,

В9,В12,В13

29

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

А8,В4, В5, В6

30

Роль указательных слов в подчинении предложений.

1

31

Особенности присоединения придаточного предложения к главному

1

А8,В4,В5,В6

32

Р.р.Художественный стиль речи и язык художественного произведения

1

С1, А8,В4

33

Р.р. Строение текста. Изложение текста художественного стиля.

1

С1, А8,В4

34

Р.р.  Использование различных стилей в художественном произведении.

1

С1, С2, А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

35-36

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные

2

В10,  А8,В4

75-38

Р.р. Контрольное  сжатое изложение (№2)

2 р.р.

С1

39-40

Придаточные подлежащные и сказуемные

2

В10,  А8,В4

41

Р.р. Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста.  Типы и стили речи.

1

 С1,

А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

42

Р.р. Публицистический стиль, его признаки.

1

А29

43

Р.Р.Путевой очерк: понятие о жанре

1

С1, А8, В4

44-45

СПП с придаточными определительными

2

В9,В12,В13

46-47

СПП с придаточными дополнительными.

2

А9,В4,В6

48-49

СПП с придаточными обстоятельственными.

2

А9,В4,В6

50-51

СПП с придаточными места

2

А9,В4,В6

52-53

СПП с придаточными времени

2

А9,В4,В6

54-55

Р.р. Контрольное сочинение (№1) по пословице (Р/р, упр. 53)

2р.р.

С1.2

56-57

СПП с придаточными причины

2

А9,В4,В6

58-59

СПП с придаточными следствия

2

А9,В4,В6

60-61

СПП с придаточным образа действия и степени

2

А9,В4,В6

62

Р.р. Научный стиль речи, его особенности. Научное сообщение

1

С1, А29

63,

64

Р.р. Комплексный анализ текста научного стиля

2

С1, А29

65-66

СПП с придаточными сравнительными.

2

А9,В4,В6

67

Р.р. Эссе: понятие о жанре.

1

С2

68

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению  в жанре эссе ( контр.соч.№2)

    1р.р.

С2.2

69-70

СПП с придаточными цели

2

А9,В4,В6

71-72

СПП с придаточными условия

2

А9,В4,В6

73-74

СПП с придаточными уступки

2

А9,В4,В6

75

Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения.

1

76

Повторение темы «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения».

1

В9,В12,В13,  А9,В4,В6

77

Контрольное тестирование (№1)  по теме «ССП и СПП»

1

В9,В12,В13,  А9,В4,В6

78

Р.р. Деловое письмо. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу.

1

С1

79-

80

СПП с придаточными присоединительными

2

В9,В12,В13

81-

82

Р.р. Контрольное подробное изложение (№3)

2р.р

С1

Сложные бессоюзные предложения

13 +2р.р.

83

Понятие о БСП. Смысловые отношения между частями БСП

1

В9,В12,В13, А23

84

Знаки препинания в БСП

1

85

БСП со значением перечисления

1

В9,В12,В13, А23

86-87

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

2

В9,В12,В13, А23

88-

90

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

3

В9,В12,В13, А23

91-92

Синонимика союзных и бессоюзных предложений

2

93-94

Обобщающее повторение БСП

2

В9,В12,В13, А23

95

Тестирование на тему «БСП»

1

96

Р.р.  Рецензия: понятие о жанре

1

С2

97-98

Р.р. Контрольное сочинение - рецензия  (№ 3).

2р.р

С2.

Сложные многокомпонентные предложения

6 +

 4р.р.

99-100

Синтаксический анализ сложного предложения

2

101,102

СП с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

2

А8,А9,А19,А20, А21-26, В4-6

103,

104

Период. Языковые особенности периода.

2

В9,В12,В13, А8,А9,А19,А20, А21-26, В4-6

105,106

Р.р. Комплексный анализ текста

2

С2, А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

107,108

Контрольное сжатое изложение (№4)

2р.р

С.1

Предложения с чужой речью

7

109

Способы передачи чужой речи

1

110

Предложения с прямой речью. Знаки препинания

1

111

Предложения с косвенной речью. Знаки препинания

1

112

Несобственно-прямая речь

1

113,114

Цитаты и способы цитирования

2

115,116

Диктант на тему «Предложения с чужой речью» и его анализ

2

Общие сведения о языке

3 + 3р.р.

117,

118

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

2

119

Русский язык в современном мире

1

120

Р.р. Культура речи – часть общей культуры человека (работа с текстом упр. 5820

1

С2, А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6

121,122

Р.р. Контрольное изложение (№5) с элементами сочинения (Сб.упр.584)

2

С1

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

12+ 2р.р.

123,124

Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфографии

2

А-2; А-11; А-30;

В-7; В-8; В-1;

А6, А 28 ,С, А 29

125,

Повторение и обобщение изученного по морфемике и словообразованию

1

А-4; А-7; В-1

В-2; В-3; В-4

126

Повторение и обобщение изученного по морфологии и синтаксису

1

А8,А9,А19,А20, А21-26, В4-6

127

Повторение и обобщение изученного по лексике и орфоэпии

1

А-4; А-7; В-1

В-2; В-3; В-4

128

Итоговое контрольное тестирование (№2)

1

129

Подготовка к ГИА

1

130,

131

Контрольное сочинение (№4) на лингвистическую тему

2

132

133134135136

Подготовка к ГИА

5

С2.1

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение (1)

Русский язык среди языков мира. Богатство, образность, точность русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах (16+1р.р.) 

Фонетика. Орфоэпия. Графика Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование Морфология и синтаксис. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Орфография и пунктуация. Трудные случаи правописания. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Главные члены предложения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация в простом осложненном предложении. Односоставные предложения и их виды. Односоставные предложения. Полные и неполные предложения.

Синтаксис и пунктуация (96)

Сложное предложение (2+2р.р.)

Основные виды сложных предложений и средства связи между частями. Синонимика сложных предложений.

                                         

Сложносочиненные предложения (3+2р.р.)

Союзы и значения сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Использование сложносочиненных предложений в тексте.  

Сложноподчиненные предложения ( 55 +13р.р.)  

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненных предложений. СПП с несколькими придаточными. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений.

Особенности присоединений придаточных предложений к главному.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения.

Сложные бессоюзные предложения (13 +2р.р.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями БСП Значение сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в БСП.  БСП со значением перечисления. БСП со значением причины, пояснения, дополнения БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. Синонимика союзных и бессоюзных предложений.

Сложные многокомпонентные предложения (6+4р.р.)

Синтаксический анализ сложного предложения Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Языковые особенности периода.

Предложения с чужой речью (7)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь. Цитаты и способы цитирования.

Общие сведения о языке (3+3р.р)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (12+2р.р.)

Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфографии. Повторение и обобщение изученного по морфемике и словообразованию. Повторение и обобщение изученного по морфологии и синтаксису. Повторение и обобщение изученного по лексике и орфоэпии. Подготовка к ГИА.  

Раздел V. Формы и средства контроля

Контрольный диктант

с грамматическим заданием

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль ву разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая, плотно обступившая его тьма.

                                                                                               ( По Б.Полевому.)(126 слов.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.

2. Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор).

3. Подчеркните неоднородные определения в одном из предложений.

4. Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный

   оборот.

_____________________________________________________________________________

Контрольное сжатое изложение №1

По возвращении из краев далеких  засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост. И каждое лето, каждую осень украшалась сверх того одной - двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!

Два года спустя  привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте посадил я еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну – две розетки вымучат, зато уж зелень пышна на них.

А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на  ней ягода выросла.

И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются – вот  какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили все дерево. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгой отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило.                                                                                                    

                                                                                                                               (247 слов) (По В.Астафьеву)

____________________________________________________________________________________

Контрольное тестирование №1

I вариант

1.Какие из следующих утверждений верны?

A.Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б.  Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

B.Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2.Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

A.подчинительным
Б. соединительным

B.разделительным
Г. противительным

3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A.и, да (в значении и), ни ни, тоже

Б. или (иль), либо, то ~ то, не то — не то

B.а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4.Определите вид предложения  Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

A.простое

Б. сложносочиненное

B.сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5.Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A.Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

B.Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A.Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B.Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10.Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11.Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был  похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12.Спишите предложения, расставляя знаки препинания

A,Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B.Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

13.Придумайте и запишите предложения, структура
которых соответствует схемам:

а)[двусоставное], и [безличное];

б)[безличное], [однако ... двусоставное];

в)[безличное], и [безличное].

2 вариант

1.Какие из следующих утверждений верны?

A.Простые предложения, объединяясь в  сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

B.Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2.Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

A.подчинительного союза
Б. союзного слова

B.сочинительного союза
Г. интонации

3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A.
и, да (в значении и), ни ни, тоже

Б. или (иль), либо, то — то, не то не то

B.а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4.Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A.простое

Б. сложносочиненное

B.сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5.Найдите среди данных предложений  сложносочиненное.

A.Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B.Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A.В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

B.Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении  Днем дул легкий ветерок и перепадал  снежок  опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и ..  Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

A.Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B.Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10.Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11.Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12.Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13.Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а)[безличное], [зато ...  двусоставное];

б)[двусоставное], [также ... двусоставное];

в)[неопределенно-личное], и [двусоставное]

_________________________________________________________________________________

Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе на тему «О времени и о себе»

(по упр. 287, учебник 9 класса, автор – М.М.Разумовская  )

_________________________________________________________________________________

Контрольное сжатое изложение №2 по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»…

Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся  лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал.

(По Ю.Нагибину.)

(262 слова)

__________________________________________________________________________________

Контрольное подробное изложение №3

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

 И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

 Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

 Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

                                                                                          (По материалам энциклопедии) (248 слов)

__________________________________________________________________________________

Сочинение-рецензия на прочитанный текст

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом …

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.”

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.              

                                                                                                                               (По Т. Тэсс)

__________________________________________________________________________________

Контрольное сжатое изложение №4

  Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

    Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

    И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

    Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

                                                                                       (По материалам периодической печати)

___________________________________________________________________________________

Итоговое контрольное тестирование №2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1-В14.

            (1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать.  (2)Я, вспомнив про конверт,  подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

        (3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

        (5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу, засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

        (7)— Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - испугается, так вот - принесла.

        (8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но,  в ярости за причинённый мне позор,  я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

        (10)Мать стояла тихо, слушала молча,  виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза.  (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух  дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако  сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.  (13) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне  вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная  и жалкая.

     (16)На дворе  ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла  с письменными рекомендациями».

        (18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам.  (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

        (20)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                  (По М.Агееву)

К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1– А9 обведите кружком.

А1.   Какое значение имеет фразеологизм  ШУТ  ГОРОХОВЫЙ (предложение 16)?

1) весёлый человек;

2) нищий человек;

3) тот, кто шалит, нарушая порядок;

4) тот, кто выставляет себя в смешном или глупом виде.

А2.   Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?


1)  Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую жестокость.

2)  Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень много.

3)  Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны беззаветность, всепрощение, преданность.

4)  Автор считает, что родители должны сделать всё, чтобы их дети никогда не испытывали унижения из-за своей бедности.

 А3.   О чём  говорится в этом тексте?

1) о ссоре между матерью и сыном;

2) об отношении сына к своей пожилой матери;

3) о взаимоотношениях гимназистов;

 4) о высокой плате за обучение в дореволюционной России.

  А4.  Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Мать Вадички была бедной пожилой женщиной.

2) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но всё-таки подошёл к ней.

3) Вадичка учится в гимназии бесплатно, так как он из бедной семьи.

4) При виде матери Вадичка все-таки почувствовал, что у него болит за неё сердце.

  А5.  В каком предложении отсутствует как прямая, так и скрытая информация об   отношении мальчика к своей матери?

1) 9                   2) 13                     3) 19                     4) 20

 А6.  В каком предложении текста содержится скрытая информация об отношении  сына к матери?

1) 5                   2) 8                 3)14                     4) 19

 А7.  Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, спустя годы   вспоминая о своей матери, употребляет слова  волосики, шубёнка, ручка, каблучки

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами говорит о том, что сын любит свою мать и ему больно, потому что у неё такой жалкий вид.

Употребление слов  волосики, шубёнка, ручка, каблучки говорит о том, что у мать рассказчика была маленького роста .

Рассказчик,  спустя годы   вспоминая о своей матери, употребляет слова  волосики, шубёнка, ручка, каблучки, потому что он так и не простил ей стыда, который испытал за неё перед своими молодыми безжалостными друзьями.

Употребление слов  волосики, шубёнка, ручка, каблучки говорит о том, что сыну до сих пор стыдно за мать, за её внешность, жалкий вид, нерешительность.

  А8 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложении 7 -9?

контекстные антонимы

ирония

фразеологические обороты

метафора

 А9.    Какой(-ие) тип(-ы) речи представлены в предложениях 13-18?

рассуждение

рассуждение и повествование

повествование и описание

рассуждение и описание

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1.  Из предложений 7 – 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

_____________________________________________________

В2.  Из предложений 10 – 13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется  –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

_____________________________________________________

В3. Из предложений 16 – 19 выпишите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «В причастии, образованном от глагола совершенного вида,  пишется НН».

_____________________________________________________

В4. Из приведённого ниже предложения  20 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.

Боль эта,(1) которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение,(2) длилась,(3) однако,(4) весьма недолго.

______________________________________________________

В5. Из приведённого ниже предложения 5 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения.

Приблизившись,(1) я хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу, засветясь ласковой,(4) но невесёлой улыбкой,(5) позвала меня.

_____________________________________________________

В6. Из приведённого ниже предложения  2  выпишите цифру(-ы), при помощи которой

(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Я,(1)  вспомнив про конверт,(2)  подумал,(3) что она,(4)  видно,(5)  не стерпела и принесла его с собой.

______________________________________________________

В7.  Из предложения19 выпишите все подчинительные словосочетания со связью  УПРАВЛЕНИЕ.

___________________________________________________________________________

В8.  Из предложения 10 выпишите грамматическую основу. 

_______________________________________________________

В9.  Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

_______________________________________________________

В10.  Среди предложений 8 – 11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

_______________________________________________________

В11.  Среди предложений 15 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________

В12.  В предложении 9 замените косвенную речь прямой. Напишите получившееся предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

  Для учащихся

1.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник. Предпрофильное обучение.- М.: Дрофа, 2009;

2.Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д., Дрозд Н. В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка. - М.: Дрофа, 2009;

3.Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д.,Глазков А. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Бабайцевой В. В. «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» для углубленного изучения русского языка. -  М.: Дрофа, 2009

Для учителя:

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.,1988.

2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000.

3.Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М.,2004.

4.Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. – М., 2003.

5. Валгина Н.С. Современный русский язык.Пунктуация. – М.,1999.

6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.

7. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс /Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по рускому языку к учебнику Власенкова (профильный уровень), 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс углубленное изучение

В программе учтены требования к изучения русского языка в школе в связи с новыми образовательными стандартами. Программа рассчитана на 5 часов в неделю...

рабочая программа по русскому языку 7 класс (углубление)

Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой...

рабочая программа по русскому языку 10 класс (углубленное изучение) по УМК И.В.Гусаровой

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. ...