Урок русского языка в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) по теме

Дубоносова Анджелика Викторовна

Ох уж эти – ТЬСЯ и – ТСЯ! Легкое вроде бы правило, а дети в нем вплоть до 11 класса продолжают делать ошибки! И чего только не придумывают учителя, чтобы помочь ученикам лучше усвоить эти написания! Вот и школьная презентация призвана на помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».

Урок разработан учителем

русского языка и литературы,

первой квалификационной

категории

МБОУ « Шварцевская СОШ»

Дубоносовой А.В.

        

Цель урока:  познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного  написания – ться и  -  тся в глаголах.

Задачи: 

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

2) развивать умение  высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм.

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

  - Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада вас приветствовать на  нашем уроке.

Сегодня  мы узнаем много интересного и увлекательного.

 Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал, ответим на несколько вопросов.

Внимательно посмотрите на экран. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану, что вам известно об этой части речи.

СЛАЙД 1.  

СЛАЙД 2  

СЛАЙД 3.  

СЛАЙД 4.  Открыли тетради, записали число

СЛАЙД 5.  

               Внимание, внимание

               Получено СМС послание.  

               Получите распечатку-

               Отыщите опечатку.

(Что странного в объявлении? Исправьте ошибки, назовите орфограммы, спишите текст).

СЛАЙД 6. Проверь себя!

СЛАЙД 7. Составьте из слов предложения. Запишите полученное предложение,

выполните синтаксический разбор, подпишите части речи.

СЛАЙД 8. В нашем саду наступила золотая осень.

СЛАЙД 9. Перед нами приветствие, попробуем определить тему  урока.

Послушайте отрывок из веселого стихотворения Э. Успенского « Окончание глаголов»

Как же быть нам с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтобы сами глаголы

Людям давали  ответ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знака идет речь?

- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Введение  в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

СЛАЙД 10. ТЕМА УРОКА « Правописание   -ТСЯ, -ТЬСЯ»

СЛАЙД 11.

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом?

- Открываем тетради, записываем тему.

СЛАЙД 12. Цели урока:1.

                                          2.

                                          3.

- На уроке вы должны быть внимательными, находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас все получится и вы найдете ответы на многие вопросы.

СЛАЙД 13.

Сначала мы с вами выполним задание и ответим на вопросы:

  1. На какие вопросы отвечают глаголы?

Запишем предложения и вставим пропущенную букву.

  1. От чего зависит написание –тся, - ться?

СЛАЙД 14.

Теперь, ребята, попробуем дать определение, исправим ответы:

- МОЛОДЦЫ! У вас все хорошо получается.

СЛАЙД 15.

Не путайте с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ  на –ЦА- и глаголы на – ТСЯ,-ТЬСЯ.

СЛАЙД 16. А сейчас проведем творческую разминку. Я вам продиктую слова. Ваша задача записать слова в нужный столбик.

В тетрадях делают следующую запись:

        СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.                                        ГЛАГОЛЫ.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

СЛАЙД 17. АЛГОРИТМ.

-От чего зависит написание –тся, -ться ?

 ( ОТВЕТ: От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак?)

ПОМНИТЕ: ВОПРОС- ВАШ ПОМОШНИК,

                      ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЕ ВОПРОС,

                      ТО И ПРАВИЛЬНО НАПИШИТЕ ГЛАГОЛ,

                      ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ- ПО НЕМУ, ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ  С                  

                      ЗАДАЧЕЙ.

СЛАЙД 18. Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы  обменяйтесь  тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА).

Физкультминутка.

СЛАЙД 19. Физкультминутка.

- Вы работали старательно, слушали внимательно

  Ваши глаза, наверное, устали

  Проведем гимнастику для глаз. ( Сначала по часовой стрелке глазами обведем круг, квадрат, и треугольник, затем,  наоборот. Начиная с конца против часовой стрелки, обводим каждую геометрическую фигуру).

СЛАЙД 20.

Молодцы, ребята, отдохнули, продолжим.

А теперь закрепим наши знания.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

СЛАЙД 21 Выполним упражнение по учебнику.

СЛАЙД 22.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Перед вами аукцион пословиц.

Прочтите пословицу, обозначая изученную орфограмму)

СЛАЙД 23.Проверим наши знания.  Посмотрите на экран. Вам нужно исправит ошибки в тексте.

СЛАЙД 24 ЗАГАДКИ.

СЛАЙД 25.

-Пришло время оценить свои знания и умения.

Подведем итоги: 1) Что нового узнали на уроке?

                              2)Что понравилось?

                              3) Что запомнилось?

              ВОПРОС – ТВОЙ ПОМОШНИК,

              Надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание  – тся – ться.

СЛАЙД 28.  Сегодня вы работали очень активно, молодцы!

Домашнее задание.  

Теперь открываем дневники и записываем задание домашнее.

                     1) Выпишите по 10 глаголов на – тся,- ться

                     2) Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –  ться и –тся правило.

        

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему "-ТСЯ-, -ТЬСЯ в глаголах"

Данный урок русского языка проводится в начале учебного года в системе уроков повторения изученного в начальной школе.Направлен на повторение и обобщение изученного о глаголе.Тип урока - ко...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "-тся, -ться в глаголах"

Это, практически, конспект урока. Имеется презентация. Почему именно эта тема? Потому что для пятиклассников это достаточно трудный материал. И для более полного усвоения учащимися материала карт...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) по теме "Повелительное наклонение глагола" , 6 класс. УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Конспект интегрированного урока (русский язык + обж) по теме "Повелительное наклонение глагола", 6 класс. УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Урок получения новых зн...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание -ться и -тся. Виды глагола "

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 29 апреляТемы урока: «Правописание –тся и - ться в глаголах» ( параграф 110), «Виды глагола» ( параграф 111)Ход урока:...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Глагол" , 5 класс.

Презентация к уроку русского языка  "Повторение по теме "Глагол", 5 класс. Работу выполнила Александрова С.С., учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8 г. Старая Русса...