Урок-мастерская. Подготовка к сочинению на тему «Мой любимый цветок».
методическая разработка по русскому языку на тему

Конахина Ольга Александровна

   Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или читать, слушать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – мастерская на тему «Подготовка к сочинению «Мой любимый цветок». 

(6 класс).

         

          Подготовила и провела

учитель русского языка

                         и литературы

                         Конахина Ольга Александровна.

Тема урока. Подготовка к сочинению на тему «Мой любимый цветок».

Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения – описания любимого цветка.

Задачи урока: развивать интерес к предмету, логическое                                   мышление, умение работать самостоятельно и в группах, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

формировать у учащихся умение писать на выбранную тему, последовательно раскрывая её;

воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок – мастерская.

Формы и методы работы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (показ, иллюстрация) и практические (карточки, самостоятельная работа, ТСО).

Оборудование.

ТСО: компьютер (презентация «Легенды о цветах»),

магнитофонная запись (П. И. Чайковский «Вальс цветов»).

Наглядные пособия: выставка книг (эпиграф: «Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайну разгадать». В. Рождественский), плакаты: «Цветы – наши нежные друзья» и «Созерцание чуда», выставка детских рисунков, памятка «Как работать в группе».

                                   Ход урока.

  1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Творческого вдохновения всем нам!

 - Обращение к выставке книг, плакатов, рисунков.

- Памятка «Как работать в группе».

1. Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.

2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните,  всё ли каждому понятно в нём.

3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

4. Запишите ответ каждый в своём черновике.

5. При необходимости обратитесь за разъяснением к товарищу, словарю.

    Вдохновения, терпения, удачи!

Эпиграф к уроку.

                                    Чтобы жить, нужна свобода, солнце и  

                                     И маленький цветок.                    

                                                                Г.-Х. Андерсен.

  1. Подготовка к сочинению – описанию.

   Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или читать, слушать.

   Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.

   Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья или ученики.

     Наш сегодняшний урок – мастерская, где вы можете рисовать, сочинять, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Я буду выполнять роль подмастерья,  а вы – учеников.

   Цветами восхищались, посвящали стихи многие поэты. Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

       

        Светлеет грусть, когда цветут цветы,

        Когда брожу я многоцветным лугом

        Один или с хорошим давним другом,

        Который сам не терпит суеты.

        За нами шум и пыльные хвосты –

        Всё улеглось! Одно осталось ясно –

        Что мир устроен грозно и прекрасно,

        Что легче там, где поле и цветы.

 - Что для вас связано со словом цветок?

   Запишите слово цветок в левом углу листка, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом цветок, а в правый столбик запишите слова, созвучные слову цветок, рифмующиеся с ним.

   Цветок                                                                     Цветок

   лето, радость, природа,                                          лепесток, звонок, василёк,

   каникулы, счастье.                                                 росток, снежок.

- Цветок? (Демонстрируется рисунок цветка).

Цветок…

        Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек…

- Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь: лепесток, тычинка, пестик…

- Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

Карточка.

  1. Выделите морфемы в данных словах (тычинка, пестик, лепесток, стебелёк).
  2. Подберите однокоренные слова.
  3. Объясните значение слова.

 - О тайне слов говорится и в этюде о слове безуханный.

   При чтении стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»:

           Цветок засохший безуханный,

                Забытый в книге вижу я… -

может вызвать недоумение слово безуханный.

   Тут надо вспомнить хорошо известный нам синоним слова аромат – благоухание, где «ухание» означает «запах», а «благо» указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный обозначает «без запаха».

( «Приключения слов».)

   Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем сами на минутку превратиться в цветы.

   Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Начинается игра – этюд «Из семени в цветок».

   Ребята, представьте, что вы маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками).

   Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает за ними.

   С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети

поднимаются).

   У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

   Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.

   Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

   Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание головой, руками, телом). Ветер срывает лепестки (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. (Сесть за парты). Ему грустно.

   Но вот пошёл снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.

   Скоро опять наступит весна и оно оживёт.

 - Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, попробуйте записать наиболее яркие, понравившиеся слова и словосочетания, характеризующие цветок.

   Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов на земле – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви.

        Цветы, как люди, на добро щедры,

        И, щедро нежность людям отдавая,

        Они цветут, сердца отогревая,

        Как маленькие тёплые костры.

   

Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка…

Презентация «Легенды о цветах».

- Ребята, вам было дано задание подобрать сравнения (наиболее точные и образные слова) для описания цветов.

   Цветок:

- прекрасный, нежный, хрупкий и драгоценный дар;

- поэтичные, живописные; чудесная музыка;

- удивительная красота, тёплые костры и так далее.

- За короткое время вы, ребята, успели выполнить несколько нелёгких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить ещё одно задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение.

   

Игра «Продолжи строчку».

  1. От цветов на полях,                                 Вариант детей.

(Льётся запах кругом,                       Аромат так и льётся,

 И сияет роса                                     Я люблю этот запах

           На траве серебром).                          К нему сердце так рвётся и рвётся.

  1. Всюду цветы за цветами,

(Зреют, колышутся травы,                 Бегу босой по росе,

            Бьёт мне поклоны ветвями               Незабудки, ромашки для мамы

            Лес многошумно –кудрявый).          Заплету, дорогая, в косе.

  1. Поспевает брусника,

(Стали дни холоднее,                           Земляника в лесу,          

            И от птичьего крика                            Я по чистому лугу

            В сердце только грустнее).                 На встречу к солнцу бегу.

     

  1. Давайте сохраним

(Ромашку на лугу,                                  Берёзку и траву,

Кувшинку на реке,                                 Ромашку на поляне,

И клюкву на болоте).                             И лютик в чистом поле.

Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника.

   Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи.

   Цветы приносят нам счастье и радость, и мы должны заботиться об этом маленьком чуде.

   Поэтесса Л. Чарская написала стихотворение «Не рви цветов».

        Не рви  цветов, не надо!

        Их нежный аромат

        Наполнил воздух сада,

        Они так красят сад!

        Ведь у тебя, малютка,

        Есть много, много роз…

        А здесь вот незабудка,

        Вот ландыш, полный слёз;

       

        Левкой – такой душистый,

        Горошек, резеда,

        Ромашки серебристой

        Пахучая гряда;

        И с нивы занесённый

        Прелестный василёк,

        И мак кичливо – сонный

        И белый – белый дрок.

        Не рви  цветов, не надо!

        Их нежный аромат

        Наполнил воздух сада,

        Они так красят сад!

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

   Посмотри на цветы… Помечтай. Есть у моря прекрасный сад. В нём ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчёл и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, синих, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый…

   Расскажите о нём. Итак, тема сочинения «Мой любимый цветок».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему "Мой любимый учитель"

Данная работа посвящена моим любимым педагогам, которые помогли мне определиться в жизни. огромное им спасибо!...

Подготовка к сочинению по теме «Цветок» 5 класс. (с элементами описания и рассуждения)

Интегрированный урок подготовки к сочинению по русскому языку в 5 классе по теме : «Цветок» проходит с применением слайдовой презентации. На этом уроке развивается умение логически мыслить , излагать ...

Подготовка к сочинению по теме "Что такое героизм?" по статье Г. Бочарова "Что человек может?" (7 класс)

Научиться писать сочинение- основная и важная часть в изучении русской литературы. Написать свой текст для учащегося очень трудно. Особенно, в национальной школе, как тувинской, где нет среды, нет воз...

Сочинение на тему: «Мой любимый край»

Родной край – это место, где ты вырос, родился и живешь сейчас. Для меня мой край остается самыми лучшим на этой планете....

Разработка урока "Подготовка к сочинению по теме "Любимый уголок природы"

План - конспект урока соответствует требованиям ФГОС, предназначен для учащихся 6 класса. Может быть использован при изучении материала по теме "Сочинение - описание местности!...

сочинение на тему : "Моя любимая книга"

Сочинение на тему : "Моя любимая книга" с употреблением обращений и вводных слов....

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...