План - конспект урока по русскому языку на тему : "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Насыбуллина Ильзира Ильгизовна

Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и мышления обучающихся. Одной из актуальных проблем для сегодняшнего учителя является подготовка выпускников к ЕГЭ. Учитывая данные трудности, был составлен сценарий урока в 11 классе по теме «Виды односоставных предложений».

В данном классе оказалась значительной необходимость в повторении изученного по теме и в подготовке к экзамену, поэтому в структуру урока включены все необходимые этапы для систематизации и обобщения изученного ранее. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidy_odnosostavnykh_predlozheniy.ppt2.11 МБ
Файл nasybullina_i.i.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБОУ Базарно – Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского муниципального района РТ

Урок русского языка в русском классе

Тема урока: «Виды односоставных предложений»

Работу выполнила:

Ильзира Ильгизовна

Насыбуллина,

учитель русского языка

и литературы

                                                 Введение

Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и мышления обучающихся. Одной из актуальных проблем для сегодняшнего учителя является подготовка выпускников к ЕГЭ. Учитывая данные трудности, был составлен сценарий урока в 11 классе по теме «Виды односоставных предложений».

В данном классе оказалась значительной необходимость в повторении изученного по теме и в подготовке к экзамену, поэтому в структуру урока включены все необходимые этапы для систематизации и обобщения изученного ранее.

Проверка домашнего задания проводится в форме выборочного диктанта и теста с дальнейшим анализом результатов, что не только настроит учащихся на дальнейшее восприятие темы, но и позволит выявить пробелы. Показ слайдов позволяет интенсифицировать учебный процесс и облегчит работу учителя в течение урока.

Для закрепления теоретических сведений по теме целесообразно провести орфографический терминологический диктант. Практика прежних лет показала, что при сдаче ЕГЭ школьники часто совершают орфографические ошибки в написании терминов в части «В».

Необходимо помнить о здоровьесбережении на каждом уроке, для этой цели разработана тематическая динамическая пауза, где происходит смена вида деятельности, но продолжается поступление информации по изучаемой теме.

Для выполнения цели и задач урока используется работа с текстом. Задания к данному тексту приближены к части «В» ЕГЭ.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При составлении данного сценария использованы фрагменты художественных произведений русских поэтов и писателей, русские пословицы.

Работа на данном уроке русского языка и последующих направлена на выполнение главной цели: подготовить выпускников к успешной сдаче государственного экзамена, -  поэтому домашнее задание приближено по требованиям к части «С» ЕГЭ.


Сценарий урока «Виды односоставных предложений» для 11 класса

Тема: «Виды односоставных предложений»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и привести в систему имеющиеся знания об односоставных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

Образовательные

  • Научиться опознавать односоставные предложения, определять их вид;
  • Закрепить орфографические и пунктуационные знания;
  • Сформировать навыки выразительного чтения;
  • Познакомиться с методикой подготовки к ЕГЭ;
  • Обогатить словарный запас и расширить кругозор.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство любви к малой Родине, к русской литературе, к родной природе, родному языку через использование высокохудожественных текстов

Развивающие

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности;
  • Развитие интеллекта через заучивание терминов;
  • Развитие навыков самоорганизации;
  • Развитие воли через задание посильной сложности;
  • Развитие эмоций.

Оборудование: тест «Односоставные предложения», таблицы для терминологического диктанта, листы с «осколками» стихотворения А.Фета для проведения динамической паузы, текст В.Ганичева для отработки части В, текст А.Вознесенского для подведения итогов урока; сигнальные карточки-картинки для самооценки результата урока,  компьютер и проектор для показа слайдов, экран.


Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

время

Деятельность учителя и обучающихся

Организационный момент

СЛАЙД 1:

(Дата урока и тема) ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Окружающий нас физический мир, все вещества, предметы  - всё состоит из мельчайших элементарных частиц. Это доказано современной наукой. В языке происходит то же: слова состоят из ЗВУКОВ (а при написании – из БУКВ); звуки объединяются друг с другом, и появляются МОРФЕМЫ – это наименьшие значимые части слова. Из морфем состоят СЛОВА. Из слов строятся СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вот о предложении и пойдет сегодня речь на уроке, об односоставном предложении. Мы будем тренироваться опознавать односоставные предложения в тексте, определять их вид, а также продолжим подготовку к ЕГЭ. Запишем в рабочую тетрадь дату урока и его тему.

Учащиеся проверяют готовность рабочего места, после приветствия занимают его. Учитель сообщает во вступительном слове тему и цель урока, дети делают соответственную запись в тетради.

Подготовка к восприятию материала урока: выборочный диктант.

Слайд 2:

1) Хорошая работа и старика молодит 2)Выше головы не прыгнешь

3) Сердцу не прикажешь 4) Под лежачий камень вода не течёт 5) Трудолюбивые руки не знают скуки 6)В лес дрова не возят 7)В Сибири не любят горячку и спешку

Мы знаем, что по строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

- В чём различие этих предложений?

Перед вами 7 предложений, запишите их номера в 2 столбца, расположив слева односоставные, справа – двусоставные.

Учитель  задание объясняет, на экране появляется слайд, учащиеся распределяют № предложений по колонкам: односоставные\\двусоставные.

1 ученик работает у доски

Анализ результатов и работа над ошибками

Слайд 3:

односоставные

двусоставные

2

1

3

4

6

5

7

Без ошибок – 5

1 ошибка – 4

2-3 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2

Проверка теоретического блока, изученного дома, и умения работать с тестом.

Тест «Односоставные предложения» (См. «Приложение»)

Слайд 4:

1

2

3

х

Проверим результаты нашей работы. На экране правильные ответы. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища на оценку, распишитесь.

 - У кого в характеристике предложений ответ неверный? Где именно?

Дома вы изучили теорию вопроса, пользуясь материалом учебника. Насколько хорошо усвоен материал, поможет проверить тест «Односоставные предложения».

Перед вами тест с 9 заданиями. В части «А» ЕГЭ вам предстоит поставить знак «Х» в клетку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. Здесь в листе теста даны 3  варианта ответа, из которых 1 правильный.

Учащиеся делают работу над ошибками, называя грамматическую основу в тех предложениях, где были совершены ошибки

Учитель объясняет, как работать с тестом, напоминает об аккуратности постановки знака в бланке на экзамене. Учащиеся решают тест на специальных листах, подписав их.

Оценивание результата и работа над ошибками

Слайд 5:

1 – 3         6 – 2

2 – 2         7 -  3

           3 – 2         8 – 2

           4 – 1          9 – 2

           5 – 2

Отлично – верно 9

Хорошо – верно 7-8

Удовлетвор. – 6 верно

Неуд. – верно 4-5

Поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга, правильные ответы и критерии оценки вы видите на экране. Выясним, где было труднее всего, проанализируем эти моменты письменно.

Учащиеся проверяют работы одноклассников, что способствует теплой атмосфере на уроке. Учитель помогает проанализировать то, что не удалось сегодня.

Работа над теоретическим блоком темы.

Слайд 6:

- односоставное предложение,  которое утверждает наличие предмета, явления, состояния. Главный член – подлежащее, выраженное существительным, местоимением, цельным словосочетанием

Стук, гром, блеск.

Слайд 7:

 - односоставное предложение, в котором главный член выражен глаголом в форме 3 лица множест. числа наст. или буд. времени или формой множ. числа прош. времени и указывает на действие, совершаемое неопределенными лицами

Наконец-то позвали меня.

Слайд 8:

- односоставное предложение, в котором главный член выражен глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо

Брожу по набережной снова

Слайд 9:

- односоставное предложение, главный член которого – сказуемое – обозначает действие или состояние независимо от производителя действия

И вот в лицо пахнуло земляникой.

Слайд 10:

- односоставное предложение, главный член которого выражен глаголом в форме 2 лица ед. числа наст. или буд. времени и обозначает действие, которое в равной мере относится к любому лицу, т.е. к обобщенному лицу

А сейчас проведём небольшой терминологический орфографический диктант. Перед вами таблица под таким же названием. При выполнении части «В» на ЕГЭ ответы тоже будут записываться словами или цифрами, как и сейчас на уроке в отдельный бланк, каждую букву пишем в отдельную клетку, если в ответе есть знак, то его также помещаем в отдельную клетку. Я задаю вопрос, вы на него отвечаете словами на бланке.

Назовите и запишите термин вида односоставного предложения, ...

* назывное

* неопределенно-личное

* определенно-личное

*безличное

*обобщенно-личное

Перед вами на доске  правильные ответы,  проверьте и оцените сделанное по 5-тибалльной системе самостоятельно. В чем были трудности?

Учитель показывает таблицу, объясняет задачу, знакомит с нормой проведения части «В» ЕГЭ. 1 ученик для образца работает на доске. Учитель читает термин, характеризующий отдельный тип односоставного предложения. Ученики записывают термин в таблицу словами. После диктовки проверка работы выступающего у доски, самооценка учащихся класса.

Перед оцениванием  учитель проверяет работу учащегося на доске, исправляет ошибки, если они есть, чтобы работа стала для класса образцом.

Тематическая  динамическая пауза.

После того как учащиеся соберут «осколки» и прочитают получившийся текст, появится слайд 11 с полным текстом  стихотворения А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные слова и выражения. Это строки одного стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его. Потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, и постарайтесь собрать «осколки» в строфу. Что получилось у ребят с листами белого цвета, розового и синего? Пусть 1 встанет и прочитает 1 строфу, 2, 3.  

- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?

- Есть ли в этом стихотворении односоставные предложения? Какие?

Учитель объясняет задачу, помогает учащимся узнать произведение. Учащиеся читают выразительно текст, находят в нём, глядя на появившийся слайд,  односоставные предложения и определяют, что они все назывные.

Слово учителя

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в безглагольности посягательства на законы поэтики.

Учитель говорит об использовании безглагольности Фетом и о реакции читателей на появление этого произведения.

Работа с текстом, задания к которому приближены к части В.

Текст по В.Ганичеву дан каждому ученику (см. Приложение)

Слайд 12: ответ заданий 1-3 записать словами, 4 - цифрой

1. Из предложения 17 выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

2. Из предложений 15-18 выписать страдательное причастие.

3. Из 15 предложения выписать подчинительное словосочетание  со связью согласование.

4. Среди 2-7 предложений найти сложное, в состав которого входит односоставное безличное

Слайд 13:

1. прибрежные

2. открыты

3. того дня

4. 3

А сейчас обратите внимание на текст Ганичева, лежащий на парте.

- Прочитаем его выразительно вслух.

- Выполните 4 задания на экране. Такие же вас ожидают в части «В» на экзамене. Ответ нужно написать словами или цифрами, как указано в задании. Напоминаю, что каждый знак, букву нужно оформлять в отдельную клетку, а сейчас ответы записываем в тетради в столбец.

После выполнения работы проверим себя, правильные ответы на экране.

- В чем затруднялись? Поставьте «5» , если у вас нет ошибок, остальные запишут на поле тему раздела или орфограмму для устранения пробела в знаниях.

Учащийся читает выразительно вслух текст из 18 предложений, все слушают чтение. Учитель объясняет задания со слайда, класс выполняет, один выходит со своим текстом к доске и работает.

Если нужно, то отрабатывает ошибки.

Объяснение домашнего задания

Слайд 14:

1.Устранить пробелы по отмеченным темам

2.Выучить § 180-184 и составление памятки  «Односоставное предложение» в виде таблицы

3. По тексту Ганичева написать сочинение-рассуждение не менее 150 слов:

 - сформулируйте проблемы текста

 - прокомментируйте одну из них

 - сформулируйте позицию автора

 - выскажите свою точку зрения( привести не менее 2-х аргументов)

- обозначьте односоставные предложения, их вид.

___________________

Подведение итогов урока.

Слайд 15:

(1)Вечереет. (2)Пишу в Переделкине за садовым столом. (3)Белые рамы дома как бы отдаляются в сумерках. (4)Уж совсем темно…

Опирайтесь на текст, когда пишите рассуждение. При этом аргументы должны быть убедительными. Избегайте пересказа и чрезмерного цитирования.

____________________________________________

Итак, подведем итоги нашей работв:

  • Какие виды односоставных предложений  мы знаем?
  • А в тексте Вознесенского есть односоставные предложения? Назовите их № п и  вид односоставного (1 – безличное, 2 – определенно-личное, 4 – безличное). Охарактеризуйте предложение № 3 (повест., невоскл., простое, двусост., распр.)

Учащиеся отвечают на итоговые вопросы. На примере небольшого текста учитель делает вывод о том, насколько усвоена тема и устранены пробелы в знаниях.

___________________________

 Оценивание работы с помощью сигнальных карточек-картинок (см. Приложение)

Оцените степень усвоения темы урока. Если вы все поняли, то на сигнальной карточке в виде желтого солнышка напишите фамилию, а если что-то осталось непонятым, то выберите красное сердечко. Соберите все оценки свои: за тест, выборочный диктант, терминологическую диктовку, работу с текстом (у кого есть оценка). Выведите оценку урока и поставьте рядом со своей фамилией на выбранной карточке. Кто работает с сердечком, то впишите проблемный вопрос, не разрешенный на уроке.

Дневники на роспись учителю!

Учащиеся оценивают свою работу, проставляют оценку за урок в сигнальную карточку и в дневник.

Слайд  16:

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Все сегодня поработали хорошо. Спасибо за работу!

Учитель благодарит класс за работу, прощается с детьми.

Учащиеся приводят в порядок рабочее место и прощаются с учителем.

Воспоминания Ушакова Ф.Ф.

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

    (По В. Ганичеву)

Материал для тематической динамической паузы

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, и заря!..

А.А.Фет.

Использованная литература

  1. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2009. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Легион, 2006. – 512с. (В помощь выпускнику)
  2. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2009: реальные задания – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 189.
  3. Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях. Учеб.пособие – Казань: Магариф, 2009. – 139с.
  4. Александров А.А.  Русский язык: ЕГЭ-2009: реальные задания – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 225.
  5. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 768с.
  6. Светлышева Н.В., Лещенко В.Л., Воителева Т.М. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 2007 – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Открытый урок по русскому языку на тему "Односоставные предложения"-8 класс.

Какие предложения называются односоставными, виды односоставных предложений.. Что такое предложение? Что та­кое простое предложение?: Предложения, синтаксический разбор ко­торых вы только что про...

план-конспект урока по русскому языку Запятая в сложносочиненном предложении

Изучение нового материала, закрепление навыков  постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении....

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)

Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...