Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (102 ч.)
рабочая программа (русский язык, 8 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

автор :Ладыженская Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ8.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

Кол.

часов

№ урока

Тема урока

Форма проведения

Дата проведения

Инф.-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата факт.проведения

1. Общие сведения о языке.

1

1.

Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире.

Составить уст.высказывание

Повторение изученного в 5-7 классах.

1

2.

Пунктуация и орфография. №1. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. №2.

№ 1, 2, упр. 10.

1

3.

Знаки препинания в сложном предложении. №3.

№ 3, упр. 20.

1

4.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. № 4.

№ 4, упр. 24.

2

5-6.

Рр Подробное изложение с грамматическим заданием (упр. 27).

Повторить правило.

1

7.

Работа над ошибками.

Повторить не- ни-

1

8.

Слитное и раздельное написание не- ни- с разными частями речи. № 5.

№ 5, упр. 35.

1

9.

Контрольный диктант.

Повторить правила.

1

10.

Рр Сочинение-письмо (упр. 36).

Повторить правила.

1

11.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

71+16

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

3.

4.

3+2

Синтаксис как раздел грамматики.

12.

Основные единицы синтаксиса. № 6.

№ 6, упр. 39)

1

13.

Рр Текст как единица синтаксиса. № 7.

№ 7, упр. 43.

1

14.

Предложение как единица синтаксиса. № 8.

№ 8, упр. 51.

1

15.

Рр Сжатое изложение (упр. 52).

Повторить правила.

1

16.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

5+1

Словосочетание.

1

17.

Словосочетание как единица синтаксиса. № 9. Виды словосочетаний. № 10.

№ 9-10, упр. 60.

1

18.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. № 11.

№ 11, упр. 70

1

19.

Синтаксический разбор словосочетаний. № 12.

№ 12, упр. 71(3, 4).

1

20.

Рр Сочинение (упр. 72).

Конт.вопросы на стр. 38.

1

21.

Контрольный диктант, тестовые задания.

Повторить правила.

1

22.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

5.

6.

3+2

Простое предложение.

1

23.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. №13.

№13, упр. 75.

1

24.

Рр Изложение с грамматическим заданием (упр. 76).

Повторить правила.

1

25.

Порядок слов в предложении. №14. Интонация. № 15.

№ 14, 15, упр. 83.

1

26.

Рр Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. Работа с репродукциями картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли».

Повторить правила.

1

27.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

10+1

Двусоставные предложения.

1

28.

Подлежащее. №17.

№ 17, упр. 93.

1

29.

Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе».

Повторить правила.

1

30.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

1

31.

Сказуемое. №18. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. №19.

№ 18, 19,

1

32.

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. № 19.

№ 19, упр. 100.

1

33.

Составное глагольное сказуемое. №20.

№ 20, упр. 106.

7.

1

34.

Составное именное сказуемое. №21.

№ 21, упр. 110.

2

35-36.

Тире между подлежащим и сказуемым. №22.

№ 22, упр. 118, упр. 117.

1

37.

Контрольный тест.

Повторить правила.

1

38.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

9+2

Второстепенные члены предложения.

1

39.

Роль второстепенных членов в предложении. №23. Дополнение. №24.

 № 23, 24, упр. 122 (7-9).

1

40.

Рр Сочинение (упр. 132).

Повторить правила.

1

41.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

1

42.

Определение. №25.

№ 25, упр. 135 (5-6).

1

43.

Приложение. Знаки препинания при нём. №26.

№ 26, упр. 142.

1

44.

Обстоятельство. №27.

№ 27, упр. 157.

1

45.

Синтаксический разбор двусоставного предложения. №28.

№ 28, упр. 160.

1

46.

Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения».

Конт.вопросы на стр. 82-83.

8.

1

47.

Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения».

№ 17-28, упр. 169.

1

48.

Контрольный диктант.

Повторить правила.

1

49.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

8+3

Односоставные предложения.

1

50.

Главный член односоставного предложения. №30. Назывные предложения. №31.

№ 30, 31, упр. 181.

1

51.

Определённо-личные предложения. №32.

№ 32, упр. 185.

1

52.

Неопределённо-личные предложения. №33.

№ 33, упр. 191.

1

53.

Рр Инструкция. №34.

№ 34, упр. 198.

1

54.

Обобщённо-личные предложения.

Подобрать три пословицы

1

55.

Безличные предложения. №35.

№ 35, упр. 203.

1

56-57.

Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209).

Повторить правила.

1

58.

Рр Работа с репродукцией картины К. Юона

« Новая планета».

Повторить правила.

1

59.

Работа над ошибками. Неполные предложения. №37.

№ 37, упр. 215.

1

60.

Синтаксический разбор односоставного предложения. №38.

№ 38, упр. 216,

1

61.

Контрольный тест по односоставным предложениям.

Повторить правила.

9.

1

Простое осложнённое предложение.

1

62.

Понятие об осложнённом предложении. №39.

№ 39, упр. 222 (5-6)..

10

8+2

Однородные члены предложения.

1

63.

Понятие об однородных членах. №40. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. №41

№ 40-41, упр. 240.

1

64.

Рр Изложение (упр. 242). Текст-сравнительная характеристика.

Повторить правила.

1

65.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

1

66.

Однородные и неоднородные определения. №42.

№ 42, упр. 244.

1

67.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. №43.

№ 43, упр. 252.

1

68.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.№44.

№ 44, упр. 272.

1

69.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. №45. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. №46.

№ 45, 46, упр. 278.

1

70.

Рр Работа с репродукцией картины В. Е. Попкова « Осенние дожди ».

Конт. вопросы на стр. 132.

1

71.

Контрольная работа.

Повторить правила.

1

72.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

11

10+1

Обособленные члены предложения.

1

73.

Понятие об обособлении. №47.Обособленные определения. Выделительные знаки препинания. №48.

№ 47, 48, упр. 298.

1

74.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений. № 48.

№ 48, упр. 299.

1

75.

Рр  Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр. 302).

Повторить правила.

1

76.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

1

77.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. №50.

№ 50, упр. 313.

1

78.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. № 51.

№ 51, упр. 319 (7-9).

1

79.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот.

Составить пять предл.

1

80.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Составить пять предл..

1

81.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. №52

№ 52, упр. 325 (7-9).

1

82.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. №53. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. №54.

№ 53, 54, упр. 333,.

1

83.

Контрольная работа.

Повторить правила.

12

1+1

Обращение.

1

84.

 Назначение обращения. № 55. Распространённые обращения.№56. Выделительные знаки препинания при обращении.№57. Употребление обращений. №58.

№ 55, 56, 57, 58, упр. 355.

1

85.

Рр Составление делового письма. № 58.

Повторить правила.

13

7

Вводные и вставные конструкции.

1

86.

Вводные конструкции. №59.

№ 59, упр. 363.

1

87.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. №60. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.№61.

№ 60, 61, упр. 384.

1

88.

Вставные слова, словосочетания и предложения. №62.

№ 62, упр. 390.

1

89.

Междометия в предложении. №63.

№ 63, упр. 393.

1

90.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. №64.

№ 64, упр. 398.

1

91.

Контрольный диктант.

Повторить правила.

1

92.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

14

6+1

Чужая речь.

1

93.

 Понятие о чужой речи. №65. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть. №66. Прямая и косвенная речь. №67. Косвенная речь. №68.

№ 65, 66, 67, 68, упр. 404.

1

94.

Прямая речь. №69.

№ 69, упр. 412(4-5).

1

95.

Диалог. №70.

№ 70, упр. 417.

1

96.

Рр Рассказ. №71. Сжатое изложение (упр.419).

Повторить правила.

1

97.

Работа над ошибками.

Повторить правила.

1

98.

Цитата. №72. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью.

№ 72, упр. 430,

1

Контрольный диктант.

15

4

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

1

99.

Синтаксис и морфология. №73.

№ 73, упр. 437.

1

100.

Синтаксис и пунктуация. №74.

№ 74, упр. 441.

1

101.

Синтаксис и культура речи. №75.

№ 75, упр. 447.

1

102.

Синтаксис и орфография. № 76

№ 76, упр. 451.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по русскому языку в 8  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 8 классе». Москва «Просвещение», 2000 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана  на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю). Из них     19    на развитие речи.

  В программе основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского отсутствуют некоторые дидактические единицы, которые введены в рабочую программе

Содержание дисциплины.

Разделы

грамматики

Дидактические единицы, которые  введены в рабочую программу

Речевая деятельность

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Синтаксис как раздел грамматики

Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Простое предложение

Трудные случаи согласования определения с определяемым словом.

Вопрос об обобщённо-личных предложениях.

Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

Нормы сочетания однородных членов.

Функции и способы выражения обращений.

Интонация предложений с обращением.

Синонимия вводных конструкций.

Цели обучения в 8-ом классе:

- воспитание гражданственности и патриотизма,  любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих  владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

 - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

- развитие умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса.

 Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

-  дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-  рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

- прогнозировать содержание теста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

письмо:

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

 текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;

морфемика и словообразование:

 - разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);

- уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

   Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

-  проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Литература

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2000.
  2. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева, - М.: - Просвещение, 2004.
  4. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы/ Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи/ И. В. Кусмарская, А.К. Руденко. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».

Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Контроль-

ные

диктанты, контрольные работы и тесты

Сочи-

не-

ния

Изло-

жения

1.

Общие сведения о языке

1

-

-

-

-

2.

Повторение изученного в 5-7 классах

10

3

1

1

1

3.

Синтаксис как раздел грамматики

5

2

-

1

4.

Словосочетание

6

1

1

1

-

5.

Простое предложение

5

2

-

1

1

6.

Двусоставные предложения

11

1

1

1

-

7.

Второстепенные члены предложения

11

2

1

2

-

8.

Односоставные предложения

11

3

1

2

-

9.

Простое осложнённое предложение

1

-

-

-

-

10.

Однородные члены предложения

10

2

1

1

1

11.

Обособленные члены предложения

11

1

1

1

-

12.

Обращение

2

1

-

1

-

13.

Вводные и вставные конструкции

7

-

1

-

-

14.

Чужая речь

7

1

1

-

1

Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Контроль-

ные

диктанты, контрольные работы и тесты

Сочи-

не-

ния

Изло-

жения

15.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

4

-

-

-

-

16.

Итого

102

19

9

11

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...