Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) по теме

Брюханова Дарья Юрьевна

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobobshchenie_opyta_raboty_pedagoga_avtosokhranennyy.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая культура человека-

зеркало его духовной культуры.

В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы

   Родной язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи. Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов при прохождении собеседований, сдаче выпускных экзаменов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка.  Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Как было сказано выше, вопросом “ умение говорить ” посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока фрагментарно, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий. А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки. В современных учебных программах не уделяется должного внимания  развитию речевой культуры детей, вследствие этого большинство учащихся не способны воспринимать, перерабатывать большие объемы текстовой информации, не умеют организовать речевое общение в определенной ситуации, слабо владеют нормами языка. Как показывает опыт, это создает большие проблемы при сдаче  экзаменов учащимися  и в новой, и в традиционной форме. Все вышесказанное обусловило выбор моей методической темы.

                                                           

                                                           

Цель:

  Создать условия для овладения учащимися нормами русского литературного языка и осознанного выбора вариантов, соответствующих определенной сфере общения.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал по теме «Развитие речевой культуры школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности».

2. Подобрать  наиболее эффективные упражнения и задания для развития речевой культуры школьников с разным уровнем обученности.

3.Систематизировать дидактический материал по данной теме.

4.Вовлечь учащихся во внеклассную работу по предмету.

   Что же такое культура речи? В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами / в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное /, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры  человека. Само слово “ культура ” /от латинского cultura / буквально значит “возделывание”, “обрабатывание”.

   Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке сформировалась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов.
  Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу.

   Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться ученику? Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование
ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений. Под
ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она
ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

   ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

   И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.
Для школы особенно большое значение имеет
ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной норме. Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Изучив часть теоретического материала, я выбрала некоторые виды заданий и формы работы на уроках русского языка, которые будут представлены далее.

1.Обучающие таблицы в качестве теоретической основы

  Обращение к таблицам помогает продуктивно проводить работу над ошибками. Использую их при подготовеке учащихся (с 5 по 9 класс) к написанию сочинений и изложений и при анализе ошибок, допущенных девятиклассниками при выполнении тренировочных упражнений к ГИА (сочинение и сжатое изложение). Способность разбираться в характере ошибок подсказывает причину их возникновения.

Таблица 1.

Виды ошибок

Условные обозначения

В чем заключается ошибка

Ошибки в содержании

С

а)Тема раскрыта неполно;

б)материал недостаточно подчинен теме и основной мысли;

в) мысли излагаются непоследовательно;

г) искажены факты или события.

Речевые ошибки

Р

а) Слово употреблено не в том значении;

б) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;

в) неправильно сочетаются слова;

г) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания.

Грамматические ошибки

Г

а) Неправильно образовано слово;

б) слово употреблено не в той форме.

Орфографические ошибки

I

Ошибки на месте орфограмм.

Пунктуационные ошибки

V

Неправильно поставлены знаки препинания

     Следующие таблицы помогают школьникам лучше понять требования, предъявляемые к их речи. Лучше воспринимать достоинства и недостатки речи товарищей, составлять рецензии на их высказывания.

Таблица 2.

Свойства грамотной речи

Основные рекомендации

Содержательность

Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно.

Логичность

Говорите последовательно, не допускайте «скачки мыслей». Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

Богатство

Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов.

Точность

Подбирайте слова и выражения, наиболее точно передающие ваши мысли.

Выразительность

Подбирайте слова и выражения, наиболее точно передающие ваши мысли.

Уместность

Выбирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание.

Правильность

Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка

Таблица 3.

Стили речи

Лексические языковые средства

Грамматические языковые средства

Разговорный

Разговорные слова и фразеологизмы (электричка, страх берет), эмоционально-

оценочные слова (умница, болтун)

Простые предложения, разные по цели высказывания.

Односоставные, неполные предложения, обращения.

Частицы и междометия.

Научный

Слова с отвлеченным (абстрактным) значением (осадки, свойство),термины, отглагольные существительные (изучение, анализ).

Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами.

Вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними. Производные предлоги.

Официально-деловой

Речевые штампы (довожу до Вашего сведения).

Повествовательные предложения с рядами однородных членов и причастными оборотами.

Производные предлоги.

Составные союзы.

Публицистический

Общественно-политическая лексика (партия, митинг).

Слова с переносным, подчеркнуто положительным (герой) или отрицательным значением (происки, злодеяние).

Побудительные, восклицательные предложения. Риторические вопросы.

Художественный

Слова, употребленные в переносном значении.

Эмоционально-оценочные слова.

Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени в значении другого.

   2.При работе в 5-7 классах  использую игровой вид деятельности. Игра способствует развитию и совершенствованию познавательных, умственных и творческих способностей детей. Благодаря игре, возрастает интерес к учебному предмету.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических и акцентологических  норм

  - «Составь текст и озвучь его».

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять трудности в произношении (помощник, термос и т.п.) Слова записаны на доске. Используя данные слова, учащиеся должны составить связный текст и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

- «Пригласи на обед».

Учащиеся должны  составить и озвучить меню обеда. В меню должны быть тефтели, щавель, сливовый или грушевый компот.

Игровые задания, применяемые мной при изучении раздела «Лексика»

Данные задания помогают облегчить понимание учащимися тем «Синонимы», «Омонимы», «Многозначные слова».

Первую утром девчонки плетут,

Сено косить все вторую берут,

Третья у речек песчаной бывает.

Кто ж это слово быстрей отгадает?

                                       (Коса.)

  Учащиеся получают информацию об этимологии этих загадок (игр), расширяют свой словарный запас, прослеживают межпредметные связи.

Пример.

Метаграммы «изобрел» английский математик, писатель и логик Льюис Кэрролл.  Шарады с 18 века  вошли в моду у французов. В Средневековье  шарадами назывались повозки на двух колесах. Позже в лексиконе феодалов это слово стало означать «целый воз болтовни».

  Этимологическую справку не только даю сама, но и  использую    в качестве задания для учащихся. Ребята знакомятся с различными словарями  (толковым, этимологическим, фразеологическим), учатся с ними работать. Ученики  готовят небольшие сообщения о  происхождении и значении незнакомых слов. Например, из сообщения, подготовленного Морозовым Михаилом, учащимся 5 Б класса, при помощи "Этимологического  словаря русского языка" М.Фасмера  ребята узнали, что: " Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему (шелому), воин мог упасть без сознания на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить. Со временем это слово приобрело новое значение. Ошеломить – поразить каким – либо известием".

Иногда задания  носят творческий характер. Например, написание акростиха.

Ханты-Мансийск

Хочешь, расскажу тебе, друг добрый,

А еще спою под вьюги свист.

На семи холмах воздвигнут город,

Тих он, светел, юн и золотист.

тЫ пойми, что каждый, кто живет здесь,

Может называться – оптимист.

А кто не отсюда, кто приезжий, говорят…Восторгов их

Не счесть.

Славят нашу снежную столицу – нашу гордость.

И разносится по миру весть.

Й

Спортом славится, туристов приглашает.

Каждый верит в свои силы здесь.

Григорьева Алина. 5 В класс (2008 г.)

   Я веду  работу по расширению словарного запаса учащихся  и в области речевого этикета.  При изучении раздела «Синтаксис» использую ролевые игры.  Для работы отбираю  формулы речевого этикета, которые актуальны для того или иного возраста.

Приветствие:

-здравствуй (-те);

-добрый день (утро, вечер);

-привет.

Прощание:

- до свидания;

- до скорого свидания;

-счастливого пути;

-прощай (-те).

Учащиеся получают следующее задание. Они должны составить словосочетания и предложения с формулами речевого этикета, затем разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (на вокзале, в театре и т.п.).

   Вышеуказанные  формы и методы работы на  всех уроках  я выбираю с учетом уровня подготовки детей, технической оснащенности кабинетов и т.п. Упражнения подбираю в соответствии с темами уроков. Таким образом,  решаю часть стоящих передо мною задач.

    На  уроках я всегда стараюсь заинтересовать детей своим предметом, донести до них мысль о том, что язык - интересный объект для исследования. Материалы моих  исследовательских работ: «Структура и семиотика субкультуры пионерского лагеря», «Антропология детства» в ней проводила исследование быта детей, живших в начале 20 века, на материале литературных произведений, опираясь на лексику: названия блюд, игр, предметов одежды и т.п. вошли в «Энциклопедический словарь русского детства». Их я писала под руководством заведующего кафедрой культурологи ШГПИ, члена Союза писателей России Борисова С.Б.

  Используя полученный ранее опыт написания подобных работ, в следующем учебном году планирую заняться исследовательской деятельностью совместно с Осокиной Юлией, учащейся 9 В класса. Материалом послужат литературные произведения писателей ЮГРЫ.

Результаты

   В 2008-2009 уч. году  ученица  5 В класса  Григорьева Алина заняла второе место на школьной  олимпиаде по русскому языку. 2009-2010 уч. год. Ученица 8 В класса Осокина Юлия заняла на школьной олимпиаде по литературе второе место и стала призером  конкурса чтецов, посвященного 65- ой годовщине Победы в ВОВ.  В  2009-2010 уч. году  все ученики 11-го  Б  класса успешно сдали государственный экзамен по русскому языку,  максимальный результат- 66 баллов. Качество 55 %.  

    Участвовала в проведении декад русского языка и литературы.  Давала открытые мероприятия:  «Брейн-ринг»,  Путешествие в страну «Филология», «Турнир знатоков русского языка и литературы».   Открытые уроки в рамках декад русского языка и литературы.  В рамках декады «Молодых специалистов»  дан открытый урок,  который размещен на сайте школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...

Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.Нестандартные подходы.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...