Урок на тему Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Васина Ирина Анатольевна

Урок на тему Деепричастие как часть речи в 7 классе с технологической картой по программе Предметная линия учебников Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Урок включает в себя мотивацию к действию, групповую работу, составление кластера, первичное закрепление изученного в речи, письменное задание, рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon деепричастие 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деепричастие как часть речи

Класс: 7 

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки

Развивающие : создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные : воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.

Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.М.: Просвещение, 2013 г.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

Мотивация к действию

Слайд 1 (приветствие)

Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.

Читает стихотворение:

Все уроки , как люди, и похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный мучительный сон.

- А когда уроки проходят быстро , интересно? Что для этого нужно?

Включение в урок

Ответы на вопрос

Личностные УУД: формирование осознанного положительного отношения к учению

Актуализация знаний

Слайд 2

Чтение стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад»

- Что необычного вы увидели в построении этого стихотворения?

- Как вы думаете, случайно ли я в качестве эпиграфа к уроку взяла это стихотворение ?

( «отсроченная отгадка»)

Читают стихотворение, отвечают на вопрос учителя.

Запись даты урока и темы

Познавательные УУД:

 объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Постановка учебной задачи

Слайд 3

Создание проблемной ситуации.

Мы записали тему урока. Сформулируйте,  какие цели стоят перед нами ? Что мы с вами должны узнать?

-Вы , вероятно, заметили, что своим названием тема сегодняшнего урока сходна с изученной нами. Какую тему мы закончили изучать?

-Чем различаются темы?

-Какие ассоциации у вас возникают , услышав сочетание букв «дее»?

- Каким словам они созвучны?

- Какая часть речи в русском языке обозначает действие?

Слайд 4

-Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова.

-Что оно обозначает?

Слайд 5 («причастность к действию»)

Самостоятельно формулируют цели урока.

Активно работают при ответах на вопросы

Предметные УУД:

Знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу по исследованию проблемной ситуации в группах (приложение 1)

Слайд 6

Слайд 7

Делятся на группы.

Повторяют правила работы в группах.

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. Каждая группа выполняет индивидуальное задание.

Создают кластера по итогам выполнения заданий.

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

Реализация проекта.

Открытие нового знания.

Заслушивает представителей от групп.

Подводит итоги групповой работы.

Слайд 8

Слайд 9

Предлагает интсрукцию по выявлению деепричастий.

Слайд 10

Представляют результат выполнения групповой работы.

Устный ответ представителя группы и созданной группой кластер по теме.

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Физкультминутка

Организует музыкальную физкульминутку

Слайд 11-12

Под музыку выполняют упражнения на восстановления внимания

Личностные:

Формирование мотивации к обучению через игровые моменты

Первичное закрепление во внешней речи

Организует работу по закреплению материала, используя приём

 1. «Отсроченная отгадка»

Возврашаемся к эпиграфу урока. (стихотворение Р.Саути)

Слайд 13

-В чём же необычность стихотворения?

-Что такое деепричастие?

-Для чего деепричастия нужны в речи?

2. Найти в словосочетаниях деепричастия.

Слайд 14

Закрепляют полученные самостоятельно знания.

Работают со стихотворением Р.Саути для выявления роли деепричастий в речи.

Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи

Предметные УУД:

различать деепричастия, глаголы и наречия.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД:

Использовать адекватные языковые средства для выступления перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Слайд 15

Предлагает учащимся самостоятельную письменную  работу с последующей самопроверкой: списать, найти деепричастия,

определить их вид.

Слайд 16 (проверь себя)

Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой

Обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа, выставляют оценку

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Предметные УУД:

знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении

Рефлексия учебной деятельности

1. Организует работу по подведению итогов урока.

Предлагает учащимся отгадать загадку по теме урока:

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно!

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

- Чем деепричастие похоже на глагол? На наречие?

Выставление  оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

 (Слайд 17)

2. Рефлексия деятельности.

- К каким урокам мы отнесем сегодняшний урок, вспомнив стихотворение –шутку , звучащее в начале урока?

- Чем запомнился, понравился , не понравился урок ответьте, продолжив предложения.

(листочки с началом предложения : Теперь я знаю, что… Урок понравился тем, что… и т.д.

Слайд 18 (спасибо за работу)

Отгадывают загадку, делают вывод о том, что такое деепричастие.

Оценивают свою работу в группах и индивидуально, выставляя оценку.

Проводят рефлексию деятельности на уроке, оценивают урок.

Записывают дифференцированное домашнее задание.

Регулятивные УУД:

осознание самого себя как движущей силы своего учения, формирование способности к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Данный урок проводится в 7 классе по учебнику под редакцией М.Т.БАРАНОВА.  Это первый урок с системе "Деепричастие". Он включает в себя изучение нового материала, первичное закрепление работу с т...

Урок по теме «Деепричастие как часть речи» . 10 класс.

Урок по теме «Деепричастие как часть речи» разработан в соответствии с программой курса по русскому языку для 10-11 классов (Авторы Н.Г.  Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина) для общеобразователь...

Урок по теме "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот"

Цель урока: повторить тему "Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте"...

Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи"

В материале даны поурочный план и наглядная презентация для изучения новой части речи - деепричастия в 7 классе....

Презентация к уроку по теме: "Деепричастие как часть речи"

Дидактический материал для урока в 7 классе по теме: "Деепричастие как часть речи"...

Открытый урок по теме " Деепричастие как часть речи "

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию....

Урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Урок-закрепление по теме "Деепричастие как часть речи"  в форме игры-путешествия...