Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Половинкина Татьяна Александровна

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defis_v_narechiyakh.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цель: познакомить учащихся с дефисным написанием наречий;  формировать навык написания дефиса в наречиях; учить отличать наречия с приставкой  по- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока: 

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: слова на листах (на партах у детей), ИКТ, заранее выученный рассказ-диалог (разд. детям)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

   Вступительное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада

Войти сегодня в этот класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я точно знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок.

Мы все вместе проведем урок!

  1. Инсценировка.

(Действующие лица: два ученика, учитель.)

1-й ученик.  Прилагательные, как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь – новое слово получилось, родилось, называется сложное. 

2-й ученик.  Почему сложное? Ведь сам способ несложный, вот только для учеников не очень приятный.  Думаю,  ты понял, почему – появляется новая орфограмма. Вот смотри: русско-немецкий, железнодорожный.

1-й ученик.   Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было!  Одни слова – так, другие  – сяк!

(Звонит колокольчик.)

Учитель.  Внимание, урок начался. Сейчас мы поговорим немного о сложных словах.

1-й ученик.  А раньше были простые?

Учитель.  Все слова – сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней. Например: паровоз  – везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?

1-й ученик.  Машинист.

Учитель.  Я имею в виду – а или о?

1-й ученик.  А машинист один или есть помощник?

Учитель.  Есть помощник.

1-й ученик.  Тогда а: паравоз. 

Учитель.  А если их трое, то троевоз? Нет, ты все перепутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной.

2-й ученик.  Только о?

Учитель.  Нет, есть еще е. какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик.  Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине-голубой?

Учитель.  Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко-красный, серо-синий, серо-буро-малиновый.

1-й ученик.  А синеглазый?

Учитель. Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами.

2-й ученик.  А рыжеволосый?

Учитель. Так называют человека с рыжими волосами.

1-й ученик.  А рыже-лысый?

Учитель.  Я такого не встречал.

1-й ученик.  А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.

Учитель.  Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (например, бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов  юго-запад, северо-восток – они тоже пишутся через дефис. А теперь мы закрепим материал песенкой, музыку к которой подберем сами.

(Слова песенки на слайде № 3)

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что  лимонно-желтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова,

Знает  сложные слова!».

  1. Повторение правила постановки дефиса в существительных, прилагательных, местоимениях.
  1. Слово учителя.

-  Спасибо, ребята! В нашем рассказе-диалоге  много забавного, но не все сказано. Боюсь, как бы и вы не стали лимонно-желтыми от того, что услышали столько правил сразу. Поэтому я решила вам помочь.  Посмотрите на слайд № 4.

  1. Учащиеся внимательно просматривают слайд  № 4

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, 

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский     и     английский – русско-английский,

Лимонный    и    желтый – лимонно-желтый.

Местоимения, образованные с помощью суффиксов:  -то-,  -либо-,  -нибудь-,  -таки,  -ка и с помощью приставки   кое-:

Кое-кто,    что-либо,    какой-нибудь.

Существительные  с  пол-:

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

  1. На слайде № 5  от числительного  два  и  существительных: знак, лицо, смысл, год,  лето,  этаж образуйте прилагательные.  (Устно.)

(Ответы: двойной, знаковый, лицевой, смысловой, годовой, летний, этажный.)

  1. Орфографическая диктовка.

Пол-Европы, полуостров, кого-то, пол-ягоды,  дикорастущий, школа-интернат.

 (На слайде № 6  появляются по одному слову, затем все слова проверяются.)

  1. Новый материал.

- Перед вами слайд №7 ,  слова какой части речи написаны?  Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой   по-

и суффиксом  -и-,  -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки   во- (в-)  и  суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки  кое-;

перед суффиксами  -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение  (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.    

Большинство наречий пишутся слитно.  Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по-  и  суффикс   -ому (-ему):  по-прежнему, по-моему, по-старому;
  2. приставку по-  и  суффикс     в составе конечных   -ьи, -ски,-цки: по-заячьи, по-русски, по-немецки;
  3. приставку  во- (в)-  и  суффикс   -их  в словах, образованных от числительных: во-первых, в-третьих;
  4. суффиксы  -то, -нибудь, -либо и приставку кое-:  куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа  еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V. Работа с учебником.

- И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

VI. Закрепление. Тренировочное упражнение.

 Выполнение  упражнения 251.

(слайд  № 8)

     -Какой частью речи являются выделенные слова?

     - Можно ли выделенные слова назвать омонимами?

    - Разберите выделенные слова по составу. Как отличаются однозвучные слова-наречия и прилагательные?

   - Первое предложение разобрать синтаксически.

VII. Итог урока.  Рефлексия.

(слайд № 9)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите условия дефисного написания наречий.

VIII. Домашнее задание: п.42, упражнение 253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях

Урок русского языка в 7 классе. Цели:       познакомить с дефисным написанием наречий;формировать навык написания дефиса в нар повторить дефисное написание в существительных, прилагател...

Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Урок русского языка в 7 классе«Дефис между частями слова в наречиях» ...

Наглядный материал к уроку русского языка по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Данная сводная таблица представляет информацию о правописании дефиса в наречиях. Эта тема,  изучаемая в 7 классе, требует особого внимания и тщательной проработки. Для более легкого запоминания п...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" по программе Т.А. Ладыженской. Правописание наречий - одна из самых сложных тем в программе. Конспект урока по...

Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...

Конспект урока в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

На уроке использованы  методы технологии проблемного обучения  и критического мышления....