Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Данный урок проводится после изучения темы в 7 классе. Собранный материал помогает учителю понять насколько усвоен материал учениками, а им ,в свою очередь,насколько важна преподанная тема в жизни.Также отрывки из художественных текстов наглядно показывают, как мастера слова используют художественно-выразительные средства для красочности образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_prichastie_v_7_klasse.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Причастие» в 7 классе

1.Орг.момент.Мотивация на учебную деятельность.

2.Актуализация деятельности. Целеполагание. Вступительное слово учителя.

- На этом уроке мы закрепим полученные знания по теме «Причастие» и подготовимся к сочинению: «Унылая пора! Очей очарованье!»

Осень в России – особенная пора. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Как же причастия могут вам помочь описать увиденную красоту? Вы узнаете об этом на нашем уроке. Начнем с пунктуационно-орфографической разминки.

3.Применение знаний в стандартной ситуации. Работа в тетрадях.

Задание: расставить знаки препинания, объяснить условия обособления причастных оборотов и основные орфограммы в предложении:

В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день, часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью, а по лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

- Вспомним основные условия обособления определений, выраженных причастным оборотом.(Учитель вывешивает таблицу и раздает карточки со схемами, ученики анализируют семы предложений)

1. [о.с.,   |~~~~|, …].

               л.м.

2. [|~~~~|,о.с.   …].

3. […, |~~~~|, … о.с.   ].

4. [о.с.,|~~~~| и |~~~~|, …].

             им. сущ.

5. [|~~~~|,о.с.].

           причина

6. […, |~~~~|,    о.с.  …].

7. […  о.с.,  |~~~~|,  и, |~~~~|, о.с.  …].

8.[О,иО,иО,иО,|~~~~|,-¤…                                                                                                                                                                                4 Устный пунктуационный анализ предложений.                                                                                         - Теперь прокомментируйте знаки препинания в следующих предложениях:  

1) Под деревьями темным настилом лежали листья, намокшие от сырого и влажного воздуха, и густая сеть ветвей, веточек, сучков, полусухая трава, еще (не)успевшая пожухнуть до конца, - все это было покрыто множеством серебристо-белых капель.

2) Сливавшиеся с темнотой леса, надвигались по небу огромные тучи, опускавшиеся почти до земли и словно задевавшие верхушки деревьев.

3) Растрепанные сильным ветром, березы и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядели одинаковыми и словно осиротевшими.

4) Земля, (не)удерживающая осенью весь жар золотого лета, отдает тепло листьям, словно задерживающим на себе солнце.

5) Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, и дни, уходящие на убыль, - признаки приближающейся зимы.

6) В яркую раннюю осень, переполненную обилием вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветра, но золото листвы еще не тускнеет, и даже отражающиеся в зеркале воды звезды кленовых листьев делают огромные прозрачные лужи похожими на ночное небо.

5 Работа на доске.Во время выполнения этого задания один из учеников работает у доски, расставляя знаки препинания в предложении: С самого утра перепадал мелкий снежок, сменяемый по временам солнечным сиянием, и небо, заволакиваемое рыхлыми облаками, расчищалось, и тогда из-за туч, разгоняемых ветром, показывалась ясная и ласковая лазурь.

- Обратим внимание на предложение, записанное на доске. Какова структура этого предложения? (Данное предложение сложное, сложносочиненное, состоящее из трех частей, каждая из которых осложнена согласованным определением, выраженным причастным оборотом). Какие причастия употреблены в предложении? (Страдательные причастия настоящего времени).                                                                                             6.Работа по словообразованию.

- Образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:

танцевать –      (действ.наст.вр.);

подгонять –      (страд.наст.вр.);

осиротеть –      (действ.прош.вр.);

ласкать –         (действ., страд.наст.вр.);

метаться –       (действ.наст.вр.)

стелить –         (действ.наст вр.)

7.Перенос знаний в новую ситуацию.                                                       Подготовка к сочинению. Сбор материала. Анализ текстов.                        - Перед вами стихотворение М.Цветаевой:

Когда я гляжу на летящие листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые словно кистью художника,

Картину кончающего наконец,

Я думаю: почему,

Давно пожелтевший, решительно ржавый,

Один такой лист на вершине – забыт?

- Какова в нем роль причастий? (Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания.)

-Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша.  Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой:

 Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет ещё долго.

- Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей…(Учитель может включить магнитофонную запись журавлиного крика, а затем предложить классу для анализа следующие предложения и отрывок).

1) От кромки леса, едва очерченной горизонтом, долетели (не)застывшие, а живые, такие узнаваемые, щемящее тоскливые и ноюще пронзительные звуки, наполненные чувством как(будто) (не)восполнимой утраты, и каждый, познавший тишину осени, с нетерпением ждет ее прихода.

2) Глядишь на приближающийся журавлиный клин и, очарованный тихой радостью печального расставания, не замечаешь ничего вокруг себя: ни дрожащего парения серебристой паутины, ни дремлющего под прозрачным небом березняка.

3) Сквозь вечерний туман, под небом стемневший,

     Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

     Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

     Из холодной страны, с обнаженных степей.

     Сумрак, тоска, непогода и слякоть,

    .Вид угрюмых полей, вид печальной земли…

     Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

                                                   (А.Жемчужников).

- Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. Рассмотрим цветные репродукции картин И.И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова «Золотая осень» и прочитаем искусствоведческий текст об этих полотнах, выполнив к нему задания:

1)Найдите причастия, назовите и постоянные морфологические признаки.

2)Объясните условия обособления причастных оборотов.

3)Какова роль причастий в этом тексте?

4)Определите, каким членом предложения являются слова что-то настораживающее, тревожное.

От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украш..нные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг…Эта неравномерность движения, так ясно чувству..щаяся в застывш..й тишине, и рождает тревогу.

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

8.Применение умений в нестандартной ситуации.                                              Сбор материала к сочинению. Словарная работа.                                                       - Выступим теперь в роли художников слова: отберем те словосочетания, которые можно использовать в сочинении об осени, и вставим пропущенные буквы, определив условия написания причастий.

1)Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, отчая(н,нн)ый порыв ветра, затумане(н,нн)ые дали, обагре(н,нн)ый, позолоче(н,нн)ый, сея(н.нн)ая под осень рожь, высеребре(н,нн)ый легкой паутиной, хоже(н,нн)ые-перехоже(н,нн)ые тропинки, вызолоче(н,нн)ые перелески, нежда(н,нн)ый морозец, рассея(н,нн)а по полю, развея(н,нн)ы по тропинкам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый, растрепа(н.нн)ый, невида(н,нн)ый багрянец, украше(н,нн)ые позолотой.

2) Вовсе (не)смолкающий гул, (не)паханная под осень земля, (не)уснувшая река, еще (не)потерявшая иголки лиственница, порыв ветра за окном (не)смолкаем; никем (не)замечаемые ягоды, (не)сгоревшие полностью краски осени; (не)езже(н,нн)ая дорога, совершенно (не)закрапле(н,нн)ая листвой гладь озера, уже (не)греющие лучи солнца, (не)забываемое впечатление, почти (не)слышимый крик журавлей.                                                              9.Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия.                                                                                                                                                                                  -Вот и закончилось повторение темы. Подведем итог урока, работая с текстом «Осень – это три различных месяца». Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие».

Русская осень – это три различных месяца.

Сентябрь – это новосел осени, желтый месяц, златоцвет. Сентябрьский лес, по мнению любителей природы, - странный лес. Поблекшие травы и зацветающие цветы, сверкающий иней и порхание бабочки, увядание и расцвет, грусть и радость переполняющие душу – все эти признаки весны и осени вмещает в себя портрет сентябрьского леса.

Грязник, и листопад, и свадебник – это в Древней Руси октябрь. Частые дожди, серебро паутины унизанной (хрустяще)серым жемчугом – признаки погоды в октябре. Но и разноцветная флотилия корабликов из листьев подгоняемая ветерком и вереница деревьев окружающая стеной пруд в парке – это тоже особенности русского октября.

Серое небо, низкие и тяжелые облака, голые сады и парки, (предательски)прозрачные березовые рощи, сохраняющие лишь кое-где увядшие листья, - вот палитра ноября.

Наступает предзимье – время, соединяющее глубокую осень с белоснежной зимой.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание на тему «Унылая пора! Очей очарованье!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....