Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок, развитие умения отгадывать и сочинять загадки, на примере загадок об олимпийских видах спорта расширить знания учащихся в данной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_uroku_zagadki.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

          Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок, развитие умения отгадывать и сочинять загадки, на примере загадок об олимпийских видах спорта расширить знания учащихся в данной области.

  После определения загадок как жанра, работаем со статьей учебника, составляя опорный конспект:

Загадка = Краткость, конкретность, иносказательное  +  ритмичность, рифмованность,

                 описание предмета                                               форма вопроса

Далее учитель предлагает учащимся  материал о происхождении приставок:

   Ученые предполагают, что происхождение загадок связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам. явлениям. Люди боялись называть какое – либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта и т.д. Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие – либо признаки, например: « Пошел по тух – туху, взял с собой тав – тавту, нашел я храп – тахту; кабы не тав – тавта, съела б меня храп – тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей). Когда – то в глубокой древности загадки служили средством испытания мудрости. Вспомните такие примеры из сказок.

      Затем наблюдаем, как «сделана» загадка. В этом поможет статья учебника.

      Затем учитель предлагает учащимся отгадать несколько загадок о зимних видах спорта. После того как ученики угадывают загадки, учитель дает комментарий, рассказывающий о данном виде спорта.

 

      Несколько примеров.

1) Выйду в поле – благодать.

 Ни травинки не видать.

 Только гладкое стекло

 Из конца в конец легло (каток)

Комментарий:

В 1838 году в России был открыт первый каток. В 1864 году был основан первый клуб конькобежцев. Он подготовил немало способных спортсменов. Этот клуб провел в 1889 году в Москве первый чемпионат России по конькобежному спорту. Наш соотечественник Александр Паншин стал победителем матча скороходов, который состоялся в Амстердаме в 1889 году и стал фактически первым чемпионом мира по конькобежному спорту.

2) Ты попробуй бегать день.

А потом попасть в мишень,

Метясь лежа, из винтовки…

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон,

Спорт зовется…(биатлон)

Комментарий:

Биатлон – зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии.

Прародителем биатлона считаются соревнования военных патрулей – вид спорта, правила проведения которого напоминают современную биатлонную командную гонку. На сегодняшний день существует много разновидностей биатлона, сочетающие лыжную гонку и стрельбу из спортивного лука (арчери – биатлон), гонку на снегоступах и стрельбу из винтовки (биатлон на снегоступах), гонку на охотничьих лыжах и стрельбу из охотничьей винтовки (охотничий биатлон).

3) Трудно что ни говори

Мчать со скоростью с горы!

И препятствия стоят,

Там флажков есть целый ряд.

Лыжнику пройти их надо!

За победу ждет награда,

Хлынут поздравленья валом…

Этот спорт зовется ..(слалом)

Комментарий:

Ряд соревновательных дисциплин спортивного сноубординга. Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен, прошедший дистанцию быстрее, при условии соблюдения правил прохождения трассы.

Домашнее задание: придумать несколько загадок о зимних видах спорта и краткий комментарий о данном виде спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Использование малых форм фольклора на занятиях в социально-реабилитационном центре

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Урок по литературе в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок по литературе  в 5 классе. Цель урока:расширить знания учащихся о русском фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Особое внимание уделяется пословицам и поговоркам. Во внеу...

план-конспект урока по русскому языку по теме « Малые формы фольклора. Загадки».

План-конспект урока по русскому языку  по теме « Малые формы фольклора. Загадки».Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских...