Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Ахмеджанова Татьяна Ивановна

Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 5 кл.17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

«Марьинская  основная  общеобразовательная школа» Торжокского района Тверской области

Открытый урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе».

Разработала и провела: учитель русского языка и литературы

Ахмеджанова Татьяна Ивановна

                                                    2013 год.

Тема урока «Правописание корней с чередованием гласных И-Е»

Цель: 1.Познакомить уч-ся с правилом правописания Е-И в корнях  с чередованием;

2.Развивать умение самостоятельно находить изученную орфограмму; обозначать её графически и объяснять правописание;

3.Развивать у уч-ся орфографическую зоркость;

4.Воспитывать аккуратность.

Оборудование: учебник, записи н на доске, консекты, карточки Е-И, карточки с текстом.

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Орфографическая разминка.

Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

М-чта, д-легат, к-ло(н,нн)а, ар-мат, ц-мент, к-бинет, в-стибюль, б-(р,рр)икада.

III. Проверка.

IV. Основной материал.

Запись числа. Классной работы в тетрадях.

1)подготовка к объяснению нового.

СОБ-РУ                                  СОБ-РАТЬ

ЗАП-РЕТЬ                             ЗАП-РАТЬ

СД-РУ                                      СД-РАТЬ

ВЫТ-РЕТЬ                             ВЫТ-РАТЬ

ЗАМ-РЕТЬ                            ЗАМ-РАТЬ

- посмотрите на слова, записанные на доске.

-как вы думаете,какая буква пропущена в словах первого столбика?

Какая в словах второго столбика?

-почему сомневаетесь?

-не знаете правило.

2) Объявление темы и цели урока.  

3) Посмотрите на слова первого и второго столбика, записанные на доске. Не заметили ли вы отличие?

А этот суффикс –А- имеет какое-нибудь значение для правильного написания корней?

4)Работа с учебником. Читаем параграф 52(теория)

Прочитайте и сделайте вывод, когда пишется Е, а когда И?

Вывод.(уч-ся самостоятельно)

Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

5) Проверка.

6) Работа с конспектом.

7)Работа со стихотворением.

Послушайте шуточное стихотворение, которое ещё раз напомнит вам правило написания гласных Е-И.

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять

Только нужно было знать, как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс А!

И без лишней кутерьмы

Пишет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно ч

Чередующиеся гласные.

-Ещё раз делаем вывод: какая буква пишется в корне с чередованием?

Ж)Закрепление.

Работа с текстом. Упр.621. с.201

8) Проверка.

И)Сценка.(слышен стук в дверь, входит Незнайка.)

-Ребята, помогите. Я ничего не знаю, ничего не понял.

-Что случилось, Незнайка?

- Я опаздываю в школу. Этот умник Знайка задал нам задание очень трудное. Я не мог его выполнить.

- Ну, успокойся. Показывай нам своё задание.

-Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е-И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю. Ничего не понял!

Б-рись дружно – не будет грузно.

Всякий изб-рает по своему нраву.

Когда у человека есть друг, он всегда может опереться на его плечо.

- Незнайка, тебе повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое тебе нужно.

- Ребята, давайте расскажем Незнайки всё, что вы узнали  о правописание корней с чередованием гласных Е-И.

- Спасибо. Я всё понял. Побегу к Знайке . Пусть только не поставит «5».

9) Словарный диктант.

Незнайка ушёл, а нам надо продолжать урок. Пишем по диктовку и выделяем орфограмму.

Блестеть, блистать, расстелить, выберу, забирать, зажечь, протереть, протирать.

10) Проверка.

V.. Домашнее задание.

VI.Итог урока.

VII.Оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап  урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...