Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Моисеева Светлана Викторовна

Статья представляет собой обобщение материалов о формировании универсальных учебных дейтсвий на уроках русского языка в соответствии с ФГОС второго поколения. В работе указываются ссылки на официальные документы, определение УУД, перечень УУД и способы их формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 1»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Формирование

универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы

Автор: учитель русского языка и литературы

Моисеева Светлана Викторовна

г. Киреевск, 2013 год

        Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования не освоение школьниками конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, а формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. По мнению разработчиков стандартов, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эти позиции, а также общие рекомендации по формированию УУД закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

        Что такое УУД? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к «Фундаментальному ядру содержания общего образования». Это базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Именно в нём фиксируются УУД, на формирование которых направлен образовательный процесс.

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Говоря коротко, универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

        Функции универсальных учебных действий включают:  

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена  поликультурностью общества и высокой  профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

        Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

         Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

1) личностные;

и метапредметные, которые направлены на анализ и управление всей познавательной деятельностью, - будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии. Метапредметные результаты подразделяются на три вида:

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

        Рассмотрим в отдельности каждый вид УУД.

        Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

        Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. 

        Познавательные УУД  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

        Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Логические универсальные действия:  

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:  

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

        Формирование всех видов УУД проходит через следующие этапы:

  1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
  2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
  3. далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
  4. в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

        Нас в наибольшей степени интересуют средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы.

        Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются метапредметные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

        Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

        Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

        В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц; подготовка докладов и написание рефератов.

        Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования личностных УУД учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

        «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

        Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

        Ещё дно средство формирования УУД – групповая форма работы. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

        Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы работы позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

         Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

        Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже может найти свое применение, если урок-обобщения знаний превратить в театрализованное действие.

        Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

        Систематически на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений, в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся.

        Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

        Чтобы определить эффективность применяемых приёмов и технологий, по мнению разработчиков, школы должны самостоятельно разработать программу и инструментарий мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся. А авторы стандартов предлагают готовые критерии сформированности УУД. В целях экономии времени я коротко представила эти критерии в виде таблицы. Как вы видите, выделяются три уровня сформированности каждого вида универсального учебного действия: критический, достаточный и творческий. Критический уровень – это тот, с которого мы начинаем свою работу по формированию УУД, а творческий – это тот уровень, к которому необходимо стремиться.

Критерии сформированности универсальных учебных действий.

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

Личностные УУД

  • имеет чувство сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности за благосостояние общества,
  • знает основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость честность, ответственность),
  • демонстрирует доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается,
  • демонстрирует положительное отношение к школе, испытывает чувство необходимости учения.
  • осознаёт свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России,
  • выделяет нравственное содержание поступков на основе различения конвенциональных (житейских, бытовых), персональных (собственных и семейных) и моральных норм,
  • проявляет эмпатию, умеет сопереживать, является эмоционально нравственно отзывчивым,
  • проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий.
  • демонстрирует понимание единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважает историю и культуру всех народов,
  • ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, имеет развитые этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения,
  • ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья личности,
  • предпочитает классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома, предпочитает социальный способ оценки своих знаний.

Регулятивные УУД

  • демонстрирует понимание цели и задач учебной деятельности,
  • демонстрирует понимание последовательности действий,
  • без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может,
  • имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,
  • высказывается по поводу полученного результата.
  • формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя,
  • планирует и организует свою деятельность по готовому алгоритму,
  • формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности,
  • оценивает результат и процесс деятельности.
  • формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно,
  • планирует и организует свою деятельность самостоятельно,
  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности,
  • предполагает последствия достижения результатов,
  • анализирует результаты и процесс деятельности.

Познавательные УУД

  • демонстрирует понимание познавательной цели,
  • применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника,
  • демонстрирует понимание полученной информации,
  • излагает фрагменты информации или задает вопросы на понимание,
  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,
  • формулирует познавательную цель с помощью учителя,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников,
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,
  • делает выводы на основе полученной информации и приводит хотя бы один аргумент.
  • самостоятельно планирует поиск информации в соответствии с планом деятельности,
  • выбирает информационные источники,
  • владеет способами систематизации информации,
  • критически относится к полученной информации,
  • на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.

Коммуникативные УУД

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании,
  • соблюдает нормы изложения простого текста,
  • работает с вопросами на уточнение,
  • соблюдает процедуру обсуждения, установленную учителем.
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании,
  • соблюдает нормы изложения сложного текста,
  • работает с вопросами на понимание,
  • взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
  • использует риторические и логические приемы воздействия на аудиторию,
  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,
  • работает с вопросами в развитии темы,
  • обобщает результаты обсуждения;
  • совместно с членами группы получает результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

Цели:1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....