. Развитие критического мышления на уроках русского языка.
статья (русский язык) по теме

Пиворова Юлия Зеноновна

Статья содержит теоретический и практический материал по теме .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пиворова Ю.З.,

                                                                                     заместитель директора по УВР,

                                                                                     учитель русского языка и

                                                                                     литературы                                  ГБОУ  школы № 297

г.Санкт -Петербурга

         

    Развитие критического мышления на уроках русского языка.

    Проводятся реформы, меняются стандарты образования, устаревают одни формы и методы работы, им на смену приходят новые технологии, но ,по-моему. вечным остаётся вопрос :«Как повысить качество обучения  школьников?». В поисках решения этой проблемы , я считаю , может помочь  технология критического мышления.

        Модель этой технологии включает следующие  этапы: вызов- осмысление-размышление ( рефлексия).

                                                         Технологические этапы

I

II

III

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

-актуализация

-получение новой

-размышление, рождение

имеющихся знаний

информации

нового знания

-интерес к получению новой

-корректировка учеником

-постановка учеником новых

информации        

поставленных целей

целей обучения

-постановка учеником

обучения

собственных   целей

обучения

Данная модель помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.

   Первый этап – «Стадия вызова» помогает  актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать  интерес к изучаемой теме , побудить ученика к активной работе.

На данной стадии использую  методические приѐмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.

Пример № 1.

Тема "Глагол", 5 класс, 1 урок.

Приемы: 1). «Корзина идей», 2).  «Составление кластера».

  В центре листа учащиеся записывают  Глагол, затем  в течение двух минут фиксируют в тетради или на листе все, что им известно об изучаемой части речи. Проводим  аукцион знаний : называем записанные сведения, не повторяя ранее сказанного. Все ответы фиксируем  на доске. Таким образом, наполняем корзину идей. Предлагаю ребятам  систематизировать материал ( создать кластер).

   Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

  Создавать кластер можно на разных этапах урока: на стадии вызова при повторении ранее изученного материала, на стадии осмысления, например, для лучшего запоминания нового материала , на стадии рефлексии вместо подведения итогов работы в форме фронтальной беседы.

  Второй этап – «стадия осмысления содержания» - позволяет получить новую информацию; осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся.

Здесь  уместно использовать  такие приѐмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления), чтение с остановками, таблица вопросов, взаимоопрос.

Инсерт – это прием  маркировки текста, когда учащиеся во время работы с текстом значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является новым, интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью  значков:

  V   - уже знал.

  +    - новое

  -    - думал иначе

  ?   - вызывает  вопрос .

Пример № 3.

Урок развития речи. 7 класс. Способы сжатия текста.

Учащимся выдаётся распечатанный теоретический материал по теме урока, даётся задание прочитать текст,по ходу чтения на полях поставить значки. Провожу беседу по вопросам:

 -Что вы прочитали?

-Какие знания подтвердились?

-Какую информацию вы встретили?

-Какие вопросы возникли?

 Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу ,распределив полученную информацию по  4 группам маркировки. Чтобы выполнить задание,

 учащиеся вновь возвращаются к тексту, вдумчиво, внимательно его перечитывают,  что помогает  в запоминании материала.  Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.

   

   Приѐмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в этап «Рефлексия». Эта стадия позволяет:

-осмыслить всю полученную информацию,

- присвоить новое знание,

- сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, коллективная мозговая атака ,возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, сочинения-миниатюры – всѐ это даѐт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

      Один из приемов развития критического мышления – составлении синквейна.                                                                

 Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.                                                                                                                                        Схема составления синквейна выглядит следующим образом:                                               в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);                                                во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия);                       в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета;                              в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;                                                                         в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

   Синквейн  

                          - обогащает словарный запас;

                          - подготавливает к краткому пересказу;

                          - учит формулировать идею (ключевую фразу);

                          - позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

                          - получается у всех.

Пример № 4.

Урок развития речи. 5 класс. Сочинение по картине С.А. Виноградова "Весна."

Урок подготовки к сочинению заканчивается написанием синквейна, например:

Весна.

Мартовская, холодная.

Не торопится. Просыпается. Наступает.

Природа пробуждается от зимнего сна.

Радость.

На мой взгляд, лучше  на данном этапе предложить учащимся выбрать форму                   работы : создание синквейна, эссе или сочинения-миниатюры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремитель...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...