Закрепление пройденного материала по разделу «Существительное».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Тип урока: Урок-путешествие

Цели урока:

1.Обучающая:

  •  Проверить уровень усвоения пройденных тем раздела «Существительное»;
  •  Учиться точно, целесообразно, уместно использовать существительные в речи;
  •  Повторить орфографию имён существительных.

     2.Развивающая:

  •  Развить творческого, ассоциативного мышления;
  •  Развить связную речь;
  •  Развить умение анализировать лингвистический материал;
  •  Познакомить с историей календаря.

3.Воспитательная:

  •  Воспитать бережное отношение ко времени;
  •  Учиться эстетически воспринимать слово, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_cherez_ternii_k_zvyozdam.doc88.5 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Закрепление пройденного материала по разделу «Существительное».

Тип урока: Урок-путешествие «Через тернии к звёздам».

Цели урока:

1.Обучающая: 

  • Проверить уровень усвоения пройденных тем раздела «Существительное»;
  • Учиться точно, целесообразно, уместно использовать существительные в речи;
  • Повторить орфографию имён существительных.

     2.Развивающая:

  • Развить творческого, ассоциативного мышления;
  • Развить связную речь;
  • Развить умение наблюдать лингвистический материал;
  • Познакомить с историей календаря.

3.Воспитательная:

  • Воспитать бережное отношение ко времени;
  • Учиться эстетически воспринимать слово, речь.

Оборудование: Доска, цветной мел, компьютер, раздаточный материал: тексты для анализа, таблицы «Значение имён существительных», кроссворды, тестовые задания, таблицы для оценки тестовых работ; свидетельства.

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

                   С.Я.Маршак

Учитель: Добрый день, ребята. Присаживайтесь.

Дежурные: Мы дежурные, в классе все, к уроку готовы все.

Учитель: Хорошо, спасибо. Сегодня 25.11.13г. Начался урок русского языка. Все вещи и события имеют свой адрес во времени. Они существуют не только где-то, но и когда-то. Время сочетает в себе мгновение и вечность. Беззвучно и непрерывно струится время, и нельзя его остановить или задержать.

Как вы догадались, сегодня мы с вами поведём разговор о времени. послушайте эпиграф к уроку (читаю). Какого же рода содержимым мы наполним наш урок?

Цель урока:1. Вспомнить и закрепить всё, что пока мы знаем о существительных, что они обозначают, для чего служат, как их правильно писать и употреблять в  речи. Я предлагаю вам совершить компьютерное путешествие «Через тернии к звёздам». Давайте запишем сегодняшнее число, тему урока (запись темы). Давайте запишем сегодняшнее число, тему урока (запись темы). Моё предложение не случайно. Что как не космический полёт, движение ввысь, позволит нам услышать лёгкое дыхание  времени? Вы согласны отправиться в такое путешествие? Ведь оно опасно! Через тернии! Не боитесь? Оно может оказаться долгим. Вы не будете скучать по своей планете, по маме? Мама, пожалуй, - вот кто будет сильнее всех ждать вашего возвращения домой. Вы любите своих мам? Какая она, ваша мама? Давайте скажем добрые слова о своей маме, о своём доме. (Ученики высказываются).

Во время  путешествия мы посетим пять станций, а совершить полёт нам поможет совершить наш компьютер.

Итак, первая наша станция – «СЕКУНДА ДО ВЗЛЁТА». (В ходе урока на компьютере демонстрируются станции – слайды). Чтобы стать космонавтом, нам необходимо получить заключение врачей о здоровье и специальный билет- пропуск. Нажав на любой билет, вы получите вопрос об имени существительном.

(Учащиеся по очереди выбирают билеты с вопросами на компьютере. Учитель используя свой психологический тест, определяет настроение учеников: Жёлтый -светлое, приятное настроение; оранжевый – лёгкая радость; красный – подъём, хорошее настроение; фиолетовый – тревога, неудовлетворение, синий – грустное настроение, зелёный – спокойное настроение.)

Вопросы:

  1. Что такое существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
  2. От чего зависит написание существительных с прописной или строчной буквы? (нарицательное – строчная буква; собственное – прописная.)
  3. По каким грамматическим категориям могут изменяться имена существительные? (Изменяются по падежам и числам, распределяются - по родам.)
  4. Расскажите о разносклоняемых именах существительных. (10 существительных на – мя + путь).
  5. Какова синтаксическая роль существительных в предложении.
  6. Расскажите о существительных общего рода. (Это такие существительные, которые употребляются как к существительным мужского, так и женского пола.)

Учитель: Молодцы, все вы теперь имеете право полететь в космос.

(Слайд – ВРЕМЯ, ВПЕРЁД! «ПОЕХАЛИ!») Сейчас мы с вами займёмся анализом текста. ( Раздаю тексты для анализа). Давайте прочитаем задание к этому упражнению. (Читает ученик). Прочитайте вполголоса. (Выразительное чтение текста учеником).

     

Прочитайте текст. Озаглавьте его.

        Что такое время? Еще древние мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно как бы существует повсюду – любое событие протекает во времени, да и жизнь наша тоже…

        Но если немного задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной Времени. И тогда уж  возникает вопрос не один, а целое море вопросов.

        Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?

        Древние мудрецы говорили: «Нельзя дважды войти в одну и туже реку». Между первым и вторым разом пройдет такое-то время – и та вода, в которую вы входили в первый раз, просто утечет. В реке уже будет новая вода, а значит, и сама река уже будет другой.

        Так и с временем. Оно течет по всюду и постоянно. И эта секунда больше уже никогда не повторится. Можно сколько угодно раз очутиться в том самом месте, но оказаться там в то же самое время никак невозможно. И все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – никогда в обратную сторону.

  • Определите стиль текста
  • Какому типу относится текст
  • Определите тему текста
  • Нарисуйте кластер (смысловую таблицу)
  • Определите основную мысль текста
  • Объясните написание словосочетания Великая Тайна Времени
  • Определите род, число, падеж выделенных существительных
  • Напишите синквейн

Задание после текста:

Определите тип текста. Рассуждение, т.к. текст носит информационный характер, есть риторические вопросы.

К какому стилю относится этот текст? К  публицистическому. Для него характерна образность, оценочность, выводы («а значит…»), логическая последовательность, конкретность, общедоступность. Текст насыщен художественно – выразительными средствами (олицетворение, антитеза), поговорки, цитаты, возвратные глаголы, сложные предложения.

Определите тему текста: (О времени).

Нарисуйте кластер (смысловую таблицу):

                                     вечность                 загадка

                  дорога                          Время                    невозвратность

                        Великая Тайна                                    неуловимость

                                                    море вопросов

Определите основную мысль текста: (Человек должен осознавать, что время быстротечно, и  ценить каждую минуту своей жизни).

Объясните написание словосочетания «Великая Тайна Времени» с прописной буквы: (это условное имя собственное, придаёт понятию «время» значение образности и одушевлённости).

Определить род, число, падеж существительных.

Напишите синквейн (пятистишие):

  1. 1 существительное,
  2. 2 прилагательных к нему,
  3. 3 глагола к сущ.,
  4. предложение из 4-х слов об этом существительном,
  5. метафора к нему.

Учитель: А теперь, следующее задание: заполните таблицу «Значение имён существительных» (раздаю таблицы, ребята работают).

Значение имени существительного

насекомых

рыб

птиц

животных

людей

чувств

действий как предметов

признаков как предметов

веществ

вещей

растений явлений природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обозначают названия

кто?

что?

Учитель: Мы с вами хорошо поработали, а станция «СВОБОДНЫЙ ПОЛЁТ» (слайд) напоминает нам, что пора отдохнуть. Подойдите ко мне. Представьте себе, что я – Солнце. Вы – планеты, совершающие свой парад вокруг меня, вы шествуете важно. плавно, под эту прекрасную музыку. Придумайте себе название, сказочное, загадочное. Я касаюсь вас своим лучом, и вы представляетесь. Хорошо, теперь разбейтесь на пары, один из вас, ближний ко мне, – планета, другой, дальний от меня -  становится её спутником. Покажите, как вы будете двигаться вокруг меня, Солнышка. Остановитесь. Поприветствуйте друг друга,  планеты скажите комплимент своим спутникам, вы ведь неразлучны. Молодцы! Мне приятно освещать вам путь, обогревать вас, я вас очень люблю, вернитесь на свои места.

(Ученик готовит доску для диктанта).

Задание на компьютере пойдёт выполнять один ученик. (Выполняет тест № 1 электронного учебника: нарицательные существительные). А мы пока поговорим о времени. Есть много пословиц, поговорок, высказываний известных людей, в которых так или иначе присутствует образ  времени, звучит мотив времени. Вы знаете их? Попробуйте высказать своё отношение к данным суждениям:

Делу время – потехе час.

Время – как воробей: упустишь – не поймаешь.

Прожитое, что пролитое не воротишь.

Куй железо, пока горячо.

Коси коса, пока роса: роса долой, и ты домой. (Всякое дело нужно делать своевременно).

Поспешишь – людей насмешишь. (Любое дело надо делать основательно).

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Раньше времени не делай выводов).

Прожитое, что пролитое не воротишь.

Немного нужно времени, чтобы много добра сделать.

Учитель: А теперь поиграем, игра называется «Ответьте пословицей или поговоркой».

Сел однажды Слава уроки делать. Полчаса ручку искал, потом оказалось, что задачник куда-то запропастился. Так и не сделал он уроков как следует, а матери пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мать? (Порядок бережёт время).

2.На первом занятии кружка юных химиков руководитель рассказал о том, какие интересные опыты они будут проводить. Ребята наперебой стали просить сразу же приступить к опытам.

 -  Подождите, ребята, - успокоил их учитель. - Надо по порядку.

        И сказал одну пословицу. Какую? (Всему своё время).

3. Послали одного товарища к реке набрать котелок воды. Ждут не дождутся, уже и костер гаснуть стал. Наконец товарищ явился. Какими словами встретили его рассерженные друзья? (Тебя только за смертью посылать).

Проверка выполненного на компьютере задания.

Учитель: Следующая станция «ОСТОРОЖНО! «ЧЁРНАЯ ДЫРА», а значит будет уместен совет: спеши медленно! Сейчас вы должны вспомнить правила орфографии, а компьютер проведёт с вами диктант. Двое будут писать этот диктант у доски, остальные в тетрадях. (Включение записанного на компьютере текста):

Третий космонавт Андриан Григорьевич Николаев – наш земляк. Он побывал в космосе два раза. (В следующем предложении числительные записываем цифрами).

В 1970 году Николаев установил рекорд полёта – 18 суток.

Учитель: Работавшие у доски заслужили право поработать на компьютере, проверить свои знания. (По очереди определяют разряды  и род существительных). А мы тем временем будем разгадывать кроссворд (раздаточный материал).

Кроссворд

(найдите ключевое слово)

  1. То же, что столетие.
  2. Прибор для определения времени.
  3. Единица исчисления времени, равная семи дням.
  4. Их шестьдесят в минуте.
  5. 1/60 часа.
  6. Весна, лето, осень, зима – одним словом.
  7. Промежуток времени, равный шестидесяти минутам.
  8. Прибор, без которого не обходится ни одно соревнование.
  9. Часть суток от восхода, до захода Солнца.

Проверка тестов работавших по компьютеру.

Учитель: И наконец, предлагаю вашему вниманию итоговый тест, который как раз и рассказывает об истории календаря.

2

3

4

5

6

7

8

9

Итоговое тестирование

Ознакомьтесь с текстом.

История календаря.

1. К нам наш календарь пришёл из Древнего Рима, где год начинался с марта. 2. Год состоял из двенадцати месяцев, потому что в Риме астрономы насчитывали 12 созвездий. 3. Бог войны Марс дал имя первому месяцу, в это время начинались полевые работы.

4.Месяц, когда раскрываются почки на деревьях, назвали апрелем. 5. Майя – богиня весеннего рассвета, и весеннему месяцу дали такое же имя. 6. Июнь назван в честь богини плодородия Юноны, потому что в это время закладывается основ будущего урожая. 7. Самые суровые зимние месяцы получили названия тоже по имени богов. 8. Но в 45 году до н.э. Юлий Цезарь (Римский император – диктатор, от его имени произошло слово «царь») изменил календарь. 9. Начало года Цезарь перенёс на январь, и двуликий Янус, давший название Январю, мог обозревать год прошедший и будущий. 10. Бог смерти Фебруо олицетворяет самый короткий месяц года, сейчас он насчитывает 28 и 29 дней. 11. Март стал третим месяцем, и его теперь называют началом весны. 12. Сентябрь, который по счёту обозначает семь, стал девятым месяцем.

13. Октябрь из восьмого стал одиннадцатым. 14. Только пятый  месяц  квинтилис – был назван по имени Юлия Цезаря – июлем, но теперь по счёту он стал седьмым. 15. Следующим реформатором календаря был Октавиан Август (Римский император племянник Юлия Цезаря – был Величайшим из всех императоров, даже после его смерти имя Август воспринималось как – Император). 16. Август узаконил високостный год, помогающий более точному исчислению времени. 17. Ввел свое имя в календарь, он же самовольно удлинил месяц, отняв день у февраля, теперь у нас июль и август, находясь рядом имеют по 31 дню.

Задания:

1. (1-3 предл.) сколько существительных в каждом предложении

а) 7;    б) 4;   в) 5

2. (4-12 предл.) Определить склонение подчеркнутых существительных

а) 1-ое, б) 2-ое, в) 3-е, г) разносклоняемое

3. (13-17 предл.) Определить синтактическую роль выделенных существительных

а) подлежащее,    б) сказуемое,     в) дополнение,     г) обстоятельство,  д) определение

Фамилия, И.

норма оценок

Задания

I

II

III

Кол-во неверных ответов

оценка

0-2 - "5"

Предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

3-5 - "4"

Твой ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 - "3"

Верный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-14 - "2"

Учитель: (Слайд: «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ»). Выполнив все задания, мы поднялись до самых звёзд. Каждый из вас буквально дотянулся до своего созвездия, мы их называем знаками Зодиака. Ведь есть среди вас и Близнецы, и Рыбы, и Стрелец, и Дева. Сейчас мы возвратились на родную планету; я рада, что вы успешно приземлились! В память об этом путешествии хочу выдать вам следующие свидетельства с календарём на следующий год, личным знаком Зодиака; в нём есть даты рождения ваших одноклассников и пожелания. Как пролетело время? Быстро? А почему? (Обращение к эпиграфу урока). Мы с пользой провели время. Чем мы занимались? Желаю, чтобы время стало вам настоящим другом. Учитесь беречь его! И тогда вы всё будете успевать.

Домашнее задание: напишите мини- сочинение «Что значит беречь время?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Секунда до взлёта

Слайд 3

Что такое существительное?

Слайд 4

Секунда до взлёта

Слайд 5

От чего зависит написание существительных с прописной или строчной буквы?

Слайд 6

Секунда до взлёта

Слайд 7

По каким грамматическим категориям могут изменяться имена существительные?

Слайд 8

Секунда до взлёта

Слайд 9

Что вы знаете о разносклоняемых именах существительных?

Слайд 10

Секунда до взлёта

Слайд 11

Расскажите о существительных общего рода.

Слайд 12

Секунда до взлёта

Слайд 13

Какова синтаксическая роль существительных в предложении?

Слайд 14

Секунда до взлёта

Слайд 15

Время, вперед! «ПОЕХАЛИ!» Анализ текста

Слайд 16

Свободный полет Минута отдыха Тест № 1 «Ответьте пословицей или поговоркой»

Слайд 17

Осторожно! «Черная дыра» Диктант Тест № 2 Тест № 3

Слайд 18

Осторожно! «Черная дыра» Тест № 2 Тест № 3

Слайд 19

Через тернии к звездам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление пройденного материала в форме игры "Угадай профессию" по проф.самоопределению в 9 классе

Данный урок разработан в игровой форме, и может использоваться в качестве закрепления пройденного материала по предмету проф.самоопределение в 9 классе в конце четверти...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

открытое занятие на тему: "Повторение, закрепление, пройденного материала"

открытое занятие по хореографии группы "Лучики", танцевального коллектива "Горлица"...

Закрепление пройденного материала по теме "Серебряный век". Урок-игра.

Данный урок построен на основе презентации, выполненной в форме известной передачи "Своя игра". Урок представляет собой закрепление материала по теме "Серебряный век". С обучающимс...

Интерактивная игра по теме Тропические леса на закрепление пройденного материала. Учебное пособие Superminds 5, module 2.

Интерактивная игра поможет закрепить пройденный материал в игровой форме....