статья "Дидактические материалы учебника и развитие универсальных учебных действий школьника"
статья (5 класс) по теме

Омарова Татьяна Анатольевна

В данной статье на примере учебника русского языка для 5 класса под редакцией Т.А Ладыженской, М.Т Баранова и др. рассматриваются некоторые содержательные аспекты дидактического материала в свете развития УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

               средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской

                                                    Лабинского района

                      Дидактические материалы учебника

        и развитие универсальных учебных действий школьника

                                                     Материалы выступления на заседании районного           МО   учителей русского языка и литературы

                                        учителя русского языка и литературы МОБУСОШ №13

                                                 Омаровой Татьяны Анатольевны.

                                            2013 г.

Дидактический материал учебника и развитие универсальных действий                                        школьников.

Системно-деятельностный подход к современному лингвистическому образованию, заложенный в ФГОС, ориентирует  учителя русского языка на такие обучающие технологии, целью которых должно быть личностное развитие ученика, а планируемым результатом – умение учиться.

Понятие  «умение учиться» напрямую соотносится с термином «универсальные учебные действия», который приобретает широкое значение - это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.

В составе основных видов УУД выделяется четыре блока:

-личностный;

-регулятивный;

-познавательный;

- коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия должны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию школьников. Регулятивные универсальные действия – организацию учащимися своей учебной деятельности. Познавательные универсальные  учебные действия включают общеучебные , логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные  учебные действия

обеспечивают социальную компетентность, а также способность вступать в диалог, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

        Чтобы обеспечить связь УУД  с содержанием курса русского языка, работа должна вестись в следующих направлениях:

  1. формирование отношения к русскому языку как к культурной ценности, стремление к самоопределению в сфере учебной деятельности;
  2. развитие самостоятельности  школьников в организации своей учебной деятельности о планирования до оценки результата;
  3. развитие и совершенствование умения найти, понять нужную информацию и обработать ее, а также умения строить и понимать текст ( устный или письменный)
  4. формирование умения  выбора и использования речевых средств в условиях коммуникативного сотрудничества учащихся.

Ведущая роль в осуществлении задач, связанных  с социально-коммуникативной подготовкой школьника к жизни,  с развитием речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей принадлежит учебнику как основному средству обучения.

                    На примере учебника русского языка для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. рассмотрим  некоторые содержательные аспекты дидактического материала  в свете развития УУД.

                Формирование коммуникативных умений – одна из важнейших задач ФГОС, один из  значимых результатов школьного обучения. Каковы же эти основные коммуникативные умения, по формированию которых проводится работа в 5 классе?

  1. Умение определять разновидности речи (устная - письменная), по стилю (разговорная, научная, художественная). В учебнике эти вопросы рассматривают  параграфы 1-5, упражнения, обозначенные буквой «Р» ( развитие коммуникативных умений)
  2.  Умение отличать текст от набора предложений, определять  тему текста (См. параграф 14 «Основная мысль текста»)
  3. Умение создавать вторичные тексты ( подробные и сжатые изложения) – это упражнения 10,70, 375 (работа над планом),420 ( выборочное изложение) и т.д.
  4. Умение создавать самостоятельно текст (повествование, письмо, репортаж, отзыв) Задания этого типа можно увидеть в упражнениях п.43, в упражнениях 157, 437, 414 и др.

           В соответствии с требованиями ФГОС при формировании коммуникативных умений в    учебнике предлагаются задания, которые направляют мысль учеников на создание текста в соответствии с определенной ситуацией, т.е. указывается, почему ставится эта проблема, какова цель высказывания, его возможный адресат. В центре оказываются проблемы общения. В упражнении 118 уточняется тема сочинения «Летние радости», в упражнении  368 конкретизируется адресат. В каждой такой работе школьник должен обдумать , что будет интересным, новым для того, кто будет читать или слушать его высказывание.

        Письменные и устные высказывания предусматриваются при работе над сочинениями по картине. В учебник включены репродукции картин известных художников: А.Пластова, Ф.Решетникова, И.Грабаря, П.Кончаловского и др.

        Особое значение отводится в учебнике обучению развернутым  устным ответам; обучению  устному речевому этикету, обучению орфоэпическим нормам. Именно работа над устными ответами  помогает  школьникам усвоить язык предмета и готовит их психологически к публичным выступлениям. Для формирования этих важных умений и навыков в учебник включены образцы ответов, например, в упражнениях № 277,477, образцы устных рассуждений   - в упражнениях  №№ 234,437.

        В учебнике устному речевому этикету посвящены упражнения 19 ( приветствие), упр.255,256,614   ( речевое поведение) и др.

Необходимо отметить, что в учебнике  предусмотрена не только работа со словесной информацией текста. Предлагаются задания, требующие смысловой обработки текстовой информации, поданной в разных формах: работа с таблицами, схемами рисунками, фотографиями. Предложенные коммуникативно ориентированные задания способствуют развитию эмоциональной сферы ученика, позволяют ему индивидуально оценивать усваиваемое содержание.

        На формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий нацелена и работа со словарями (упражнения 52,374 и др.):

-задания, ориентированные на сопоставление сведений из различных словарей, формируют познавательный интерес к такого рода изданиям;

-информацию, полученную при  работе со словарем, ученик может использовать при аргументации своей точки зрения, что развивает речь учащихся, формирует информационно-коммуникативные умения.

Работу со словарем ученик может проводить и самостоятельно, что способствует укреплению его регулятивных универсальных учебных действий.

Культуроведческая компетенция в учебнике Т.А.Ладыженской также нашла свое отражение. В иллюстративный материал учебника включены образцы классической живописи (И.Грабарь «Февральская лазурь», Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица», П.Кончаловский «Сирень в корзине» и др.) Работа  с  образцами художественных текстов не только сближает уроки русского языка и литературы, но и помогает ребенку  постичь красоту и выразительность русской речи, развивает языковое чутье, воспитывает  эстетический вкус.

Современный школьник  много времени проводит за компьютером, не выпускает из рук мобильный телефон. Он привык воспринимать информацию в компьютерном формате, ему важна насыщенная наглядность, яркий видеоряд. Поэтому в учебнике русского языка для 5 класса активно используются   цветные рисунки, фоновые цвета, фотографии, портреты . Так,  текст упражнения  194, рассказывающий о творческих способностях М.Ю. Лермонтова , снабжен его портретом, рассказ о первом советском космонавте Ю.А.Гагарине ( упражнение 571 ) сопровождается фотографией. Читая описание  Московского Кремля,  школьники могут видеть его изображение здесь же, на странице учебника.

        В дополнение к учебнику Ладыженской Т.А. издана рабочая тетрадь по русскому языку ( составитель Е.А.Ефремова).Тетрадь позволяет организовать самостоятельную работу  ученика в классе и дома по закреплению и проверке  своих знаний.

    Таким образом, дидактические материалы учебника русского языка для 5 класса Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.  позволяют формировать и развивать такие универсальные учебные действия, как:

-познавательные – выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение; творческие работы: сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывание различных ситуаций и т.д.;

- коммуникативные – владение видами речевой деятельности, навыками переработки текста, обоснование высказанного суждения, поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

-регулятивные (организационные) – управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, контроль и оценка деятельности, следование образцу и алгоритмам действий; учебное сотрудничество ( работа в парах, группах); умение распределять работу, оценивать общий результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Процесс обучения в современной школе должен отличаться  релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным  и непрерывным. В данной связи формиров...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии

За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что...