Формирование языковой компетенции
методическая разработка по русскому языку по теме

Алтухова Олеся Владимировна

Методическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к выступлению337 КБ
Файл текст178.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.

Слайд 2

« Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык , посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания . Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения ». (Из доклада рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы её видим?»)

Слайд 3

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Слайд 4

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Слайд 5

Противоречия в работе по формированию языковой компетенции Высокие требования к обучению русскому языку(муниципальные экзамены, ЕГЭ, профильное обучение). Низкая мотивация к обучению предмету ввиду недостаточного уровня языковой подготовки учащихся.

Слайд 6

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Способность владеть языковыми средствами носителем языка Способность говорящего продуцировать осмысленные предложения

Слайд 7

Д. Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка» « Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» « Компетентность – осведомлённость, авторитетность»

Слайд 8

КОМПЕТЕНЦИЯ Вопросы, явления, опыт, познания-в которых осведомлена личность КОМПЕТЕНТНОСТЬ Свойство личности

Слайд 9

Компетентностный подход в преподавании русского языка Формирование компетентностей: Языковая Лингвистическая Коммуникативная

Слайд 10

Компетентностный подход ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Овладение нормами русского литературного языка Обогащение словарного запаса обучающегося Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений Правильность грамматического строя речи обучающегося

Слайд 11

Приём создания проблемной ситуации «Буквы О и А в корне –кос- -кас-» На доске: Вставьте пропущенные буквы: прик..саться, прик..снулся, к…сание, к..снёшься

Слайд 12

Составление «схемы правила» «Буквы О и А в корне –кос- -кас-» - к А с А - -к О с- ( нет -А- )

Слайд 13

Приём семантизации (+развитие исследовательских навыков) РУБЛЬ Название российской денежной единицы связано с глаголом рубить, ведь поначалу деньгами на Руси были обрубки золотых или серебряных слитков. КОРОВА Общеславянское слово индоевропейской природы; родственно чешскому krava, литовскому karve, древнепрусскому kurwis -"вол". В латыни находим cervus – "олень". К этой же основе восходит серна. Первоначально – "рогатое животное" (в латинском cornu – "рог"). РАБОТА Как это ни прискорбно, но слова работа и раб одного корня; видимо, в рабовладельческом обществе обязанность работать ложилась главным образом на плечи подневольной части населения. Общеславянское orbota дало робота, в котором в результате аканья "о" заменилось на "а". КОЛЬЦО Образовано с помощью уменьшительного суффикса от коло (см. <<колесо>>). КОЛЕСО Общеславянское слово индоевропейской природы от той же основы, что и латинское colus – "прялка". В древнерусском языке имело вид коло. ГОРНИЦА Это название комнаты в деревенском доме образовано от горьний – "верхний" (от горъ – "вверху"). Первоначальное значение – "комната, расположенная в верхней части дома".

Слайд 14

РАБОТА С ТЕКСТОМ « Морфемы как значимые единицы языка» Дан текст: Брусника. Летом заметь в лесу место, где растёт брусника, и зимой раскопай здесь неглубокий снег. Ты найдёшь под снежным покровом зелёные веточки с маленькими, жёсткими, блестящими листочками и ярко-красными ягодами. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зелёным. И ягодки под стать листикам. Такие же красные, как осенью, и такие же вкусные. Задания: 1. Прочитайте текст, определите его тему. 2. Докажите, что предложенное высказывание – текст, назовите признаки текста. 3. Выпишите однокоренные слова группами. Есть ли в тексте формы одних и тех же слов? 4. Найдите слова с одинаковыми морфемами. Каково их общее значение? 5. Найдите синонимы. Какова их роль в тексте?

Слайд 15

Использование нестандартных заданий в рамках факультатива по русскому языку. Л. В. Щерба Гло́к ая ку́здр а ште́к о будл ану́ла бо́кр а и курдя́ч ит бокр ёнка

Слайд 16

Замотивированность изучения предмета Русский язык среди «любимых» предметов

Слайд 17

Результаты контроля

Слайд 18

Результативность Параметр №1. Анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи. Параметр №2. Соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях. Параметр №3. Владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений). Параметр №4 . Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, сообщений, докладов; уместно использовать цитирование. Параметр №5. Анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.

1. Актуальность опыта

В работе учителя по формированию языковой компетенции, способствующей повышению качества гуманитарного (филологического) образования учащихся  возникают противоречия, которые  помогает решить технология данного опыта:

А) Высокие требования к обучению русскому языку (муниципальные экзамены, ЕГЭ, профильное обучение).

Б) Низкая мотивация к обучению предмету ввиду недостаточного уровня языковой подготовки учащихся.

2. Теоретическая основа опыта

Компетенция – область знания, в которой человек может быть осведомлен; компетентность же предполагает обычно высокий уровень владения определенной областью информации.

Языковая компетенция – овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. 

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность, чёткость.

3. Практическая реализация опыта.

1. Приём создания проблемной ситуации;  

2. Приём составления «Схемы правила»;

3. Использование диалоговых ситуаций (проблемный вопрос);

4. Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова);

5. Приём преемственности в обучении;

6. Использование текста в качестве дидактической единицы;

7. Орфографическая работа по тексту на уроке литературы;

8. Нестандартные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено ря...

Формирование языковой компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается система работы с пособием "Звуковая мозаика" по формированию языковой компетенции на уроках английского языка....

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка в процессе формирования языковой компетенции.(Примеры из практики)

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению иностранным языкам.  Перед учит...

Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)

Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".

Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...