Правописание производных предлогов
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Плохова Ольга Михайловна

Моя попытка составить технологическую карту урока. Материал не сочиняла (простите за то, что у кого-то взяла, и спасибо за то, что он у кого-то был), творчески обработала, попыталась вместить в схематичные рамки. На практике прошло довольно удачно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Пояснительная записка к уроку

Тема урока: «Правописание производных предлогов»

Тип урока:  комбинированный

Предмет, класс: русский язык, 7 класс

УМК (учебник): Русский язык, Практика. 7 класс (под редакцией С.Н.Пименовой)

Мотивация урока (методы и технологии): технологии личностно-ориентированного обучения: проблемный метод обучения, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления.

Учитель: Плохова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в группах.

Методы: беседа, исследование, наблюдение, творческая работа.

Ресурсы урока: мультимедиа оборудование, АРМ учителя

Конспект урока

Цели урока:

Образовательная: учащиеся научатся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;

правильно употреблять в речи производные предлоги.
Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформлению выводов; способствовать развитию логического мышления; формированию потребности в приобретении  знаний.

Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Задачи урока:

  1. Организовать  проблемную ситуацию для постановки цели урока
  2.  Организовать практическую отработку умения работать по алгоритму при выборе правильного написания
  3. Организовать  работу в творческих группах  
  4. Рефлексия  урока.

Проектирование урока

Организационный момент. Самоопределение деятельности

УУД

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Лингвистическая сказка

     Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова,  как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий.  Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

    Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом  в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает  нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

        Мы должны помочь  героям этой лингвистической сказки  «поставить все на место».  Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Последовательность  изучения

Обучающие  и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

УУД

Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

- Что называется предлогом?

- Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

- Какие отношения выражает?

- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

 - Почему непроизводные предлоги так называются?

Приведите примеры.

- Какие предлоги называются производными?

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Постановка учебной задачи

Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Наблюдение  (З)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся  в заключении 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

- Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

 - Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов) 

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические-формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа (П)
Прочитайте (исследуйте) предложения:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом  за час.
Сделайте вывод.
(Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е.

Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)

     Используйте  рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие  снегопада машины не пошли в город.

В следствии  по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии  по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,

конечная – е.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование,

 логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

     Работа с таблицей. (П)                        

 Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу (распечатки таблицы на столах учащихся)    

  Производные предлоги

Слитно

Раздельно

Ввиду (болезни) = из-за.

в виде (варенья)

вместо (себя) = за

в качестве (сувенира)

впереди (отряда) = перед

в продолжение (отпуска) = около

вроде (помощника)  = наподобие

в связи с (болезнью)

вслед (уходящим) = за

в течение (месяца) = около

вследствие (ошибок) = из-за

в целях (самообороны)

навстречу (друзьям) = к

за счет (перегрузки)

наподобие (шляпы)  = вроде

по мере (приближения)

напротив (гостиницы)

Не путать! Наречие впоследствии

насчет (отпуска)   = о                                                Но: иметь в виду. (сущ.)

посреди (поля)                                                            

сверх (меры)

несмотря на = хотя           не смотря на    

                                         (дееприч.) = не глядя

невзирая на = хотя

Первичное закрепление

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными: (П)

Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл  в продолжение часа (около)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Здоровьесберегающие технологии 

(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» (У)   - Почему такое название?

- Выполните задания на карточках: вставьте пропущенные буквы и раскройте  скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

Шли по долине в течени… целого дня.

В течении… реки следует опасаться водоворотов.

Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.

В течени… дня река неузнаваемо изменилась.

В продолжени… романа появляются новые герои.

В продолжени… часа слышались шорох и шепот.

В быстром течени… реки мелькнула лодка.

(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

( ключ к упражнению на слайде)

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией

Выборочное списывание (У)

Задание:

I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.

II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.

(Предложения представлены на слайде)

В продолжени… двух дней мои дела продвинулись.

(В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.

Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.

В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала

Создание собственного текста. (У)

 (Работа в микрогруппах)

 Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Только ли в официально-деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Февраль в деревне Простоквашино»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста (после всех выступлений)

Из сводки погоды

В деревне Простоквашино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

УУД:

Личностные: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Рефлексия деятельности

Цель – подвести  итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)

А теперь вернемся в начало урока, вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:

 1) Что произошло с предлогом  в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает  нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? 

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) 

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Домашнее задание дифференцированное:

Подготовить связный ответ на вопрос: 1. Как  доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной  ему частью речи

.2. По выбору:

-  упр. 332 (Задание: спишите, подчеркните члены предложения);

- творческое задание: составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.

Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"(  учебник под редакцией  М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развити...

Тест. 7 класс. Правописание производных предлогов.

Данный тест может быть использован для контроля знаний обучающихся по теме « Правописание производных предлогов»  как текущий контроль.  Тест имеет структуру: а) формулировка зада...

Правописание производных предлогов.

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы м...

Правописание производных предлогов

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...

Правописание производных предлогов

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...

Правописание производных предлогов 7 кл

Открытый урок по теме "Правописание производных предлогов. 7 кл". Давала на районном семинаре завучей по УВР.Цели:Образовательная: учить учащихся отличать производные предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ...