| Организационный момент. Самоопределение деятельности | УУД Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
I этап. Мотивация к деятельности |
|
|
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы | Лингвистическая сказка Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи) |
|
| II этап. Учебно-познавательная деятельность. |
|
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | УУД |
Актуализация знаний Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге | Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках. - Что называется предлогом? - Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.) - Какие отношения выражает? - На какие две группы по происхождению делятся предлоги? - Почему непроизводные предлоги так называются? Приведите примеры. - Какие предлоги называются производными? | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
Постановка учебной задачи Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи | Наблюдение (З) Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания: Был в течение дня – находиться в течении реки Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии
- Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному) - Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. (Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов) | Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности; регулятивные : формированию действий целеполагания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги | Исследовательская работа (П) Прочитайте (исследуйте) предложения: а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. в) В течение часа необходимо решить контрольную работу. г) В продолжение трех лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои. Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно: Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки. Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни. Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час. Сделайте вывод. (Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е. Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.) Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда. Вследствие снегопада машины не пошли в город. В следствии по делу допущен ряд ошибок. (Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е). Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е. Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за: Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова. Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок. (В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце. Вследствие – из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная – е. | Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
|
|
|
Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами |
Работа с таблицей. (П) Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу (распечатки таблицы на столах учащихся) Производные предлоги |
| Слитно | Раздельно | Ввиду (болезни) = из-за. | в виде (варенья) | вместо (себя) = за | в качестве (сувенира) | впереди (отряда) = перед | в продолжение (отпуска) = около | вроде (помощника) = наподобие | в связи с (болезнью) | вслед (уходящим) = за | в течение (месяца) = около | вследствие (ошибок) = из-за | в целях (самообороны) | навстречу (друзьям) = к | за счет (перегрузки) | наподобие (шляпы) = вроде | по мере (приближения) | напротив (гостиницы) | Не путать! Наречие впоследствии | насчет (отпуска) = о Но: иметь в виду. (сущ.) |
| посреди (поля) |
| сверх (меры) несмотря на = хотя не смотря на (дееприч.) = не глядя невзирая на = хотя |
|
|
|
Первичное закрепление Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами | Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными: (П) Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл в продолжение часа (около) | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
| Здоровьесберегающие технологии (Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель) Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА и ПО – предлоги. А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? |
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи | Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» (У) - Почему такое название? - Выполните задания на карточках: вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух. Шли по долине в течени… целого дня. В течении… реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… . Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности. В течени… дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени… романа появляются новые герои. В продолжени… часа слышались шорох и шепот. В быстром течени… реки мелькнула лодка. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути. ( ключ к упражнению на слайде) | Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией
|
| Выборочное списывание (У) Задание: I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными. II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку. (Предложения представлены на слайде) В продолжени… двух дней мои дела продвинулись. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь. Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя. |
|
|
|
|
|
|
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
|
|
Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала | Создание собственного текста. (У) (Работа в микрогруппах) – Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи? (В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках). – Только ли в официально-деловом стиле могут использоваться производные предлоги? В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Февраль в деревне Простоквашино» Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д. Вариант созданного текста (после всех выступлений) Из сводки погоды В деревне Простоквашино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог. И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад. | УУД: Личностные: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия |
Рефлексия деятельности Цель – подвести итоги урока. | Итоги и рефлексия (У) А теперь вернемся в начало урока, вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. |
| Домашнее задание дифференцированное: Подготовить связный ответ на вопрос: 1. Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи .2. По выбору: - упр. 332 (Задание: спишите, подчеркните члены предложения); - творческое задание: составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около. |
|