Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Имайкина Нина Николаевна

Разработка урока словесности, представляющего собой совмещение уроков русского языка и литературы, когда мы полученные знания русского языка отрабатываются на материале художественных произведений. На уроке изучается понятие портрета в литературе и живописи, отрабатываются навыки работы с портретом, развиваются умения описывать внешность человека. В помощь учителю разработана мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc64.5 КБ
Office presentation icon detali_portreta._glaza.ppt906.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

на тему:

«Развитие понятия портрет.

Детали портрета. Глаза»

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Для начала я предлагаю вам отгадать загадку: (Слайд 1)

  «Добром скажу – сладкое, со злом скажу – горькое» (Слово)

- Возьмите из ответа корень, из слов чудесный, радость – суффиксы, из слова друг – окончание. (Слайд 2)

- Соберите слово (работа на наборном полотне).

  Словесность (Слайд 3)

- Итак, у нас сегодня урок словесности. Это урок русского языка и литературы, когда мы получаем и отрабатываем знания по русскому языку на материале художественных произведений.

- А теперь прочитайте отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахалёнок». (Слайд 4)

- Что представляет собой текст?

  (Это описание внешности героя. То есть, другими словами, его словесный портрет).

- Вспоминаем, что называется портретом, каковы его функции в литературном произведении.

   (Портрет – изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жестов, одежды) как одно из средств его характеристики, разновидность описания (от старофранцузского «воспроизводить что-либо, черта в черту).

- Скажите, какая деталь портрета Мишки (шолоховского героя) особенно важна?

   (Глаза).

- Какие приметы использовал автор для описания глаз?

  (Цвет, форма, разрез, определения, передающие характер Мишки).

- Как мы видим, глаза – важная деталь портрета.

  Итак, тема сегодняшнего занятия: (Слайд 5)

  Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза.

- Мы уже познакомились с понятием описание внешности и термином портрет; говорили о внешнем и внутреннем портрете; писали изложения, говорили и о деталях портрета, прежде всего о лице.

Сегодня поговорим о глазах. Посмотрим, какое место занимают они в описании внешности и какую роль играют в раскрытии внутреннего мира героя.

- Какой вид искусства позволяет увидеть портрет в прямом смысле?

  (Живопись).

- Посмотрим на лица в представленных сегодня портретах (Слайды 6, 7, 8, 9). Все они принадлежат кисти Ф.С. Рокотова. Обратите внимание на автопортрет этого художника.

- Какая именно деталь на этих картинах притягивает ваш взгляд?

  (Глаза. Взгляд все время к ним возвращается).

- (Слайд 10) Владимир Галактионович Короленко в повести «Слепой музыкант» писал: «Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира…».

- Запишите эту цитату в виде прямой речи. Будем считать ее эпиграфом к нашему уроку.

(Пока ученики пишут, объяснить постановку знаков в предложении).

- По тому, какими глазами человек смотрит на мир, – широко открытыми или злобно прищуренными – можно многое узнать о его характере, о состоянии души. Поэтому так важна для понимания прочитанного эта деталь портрета.

- Посмотрите на портрет Александры Струйской кисти Ф.С. Рокотова, созданный в 70-х годах XVIII века. (Слайд 11)

Как бы вы описали то, что на нем изображено?

(Молодая женщина изображена на темном фоне и, как прелестное видение, выплывает из глубины веков. Мы видим тонкие брови, легкий румянец и задумчивые глаза, они необыкновенные, смотрят серьезно, немного грустно. Этот взгляд как бы не направлен ни на что, он вне времени. Загадочный взгляд, легкая улыбка, грациозный наклон головы выражают сложность внутренней жизни, одухотворенность женщины).

- Поэт Н. Заболоцкий попал под влияние очаровательных глаз А.П. Струйской и написал стихотворение, которое назвал «Портрет». (Слайд 12)

  (Читаем стихотворение)

ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Её глаза – как два тумана,

 Полуулыбка, полуплач,

 Её глаза – как два обмана,

 Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

- О чем говорит первая строфа?

  (О близости разных видов искусства – поэзии и живописи).

- Какое место занимают в стихотворном описании портрета глаза?

  (Практически только глаза и описаны. Поэт не указывает на их форму, размер, цвет. Но через описание этих «прекрасных глаз» автор передает духовную жизнь героини, смену ее чувств – «полуулыбка, полуплач»).

- Какие выразительные средства использует поэт?

  (Эпитеты: «души изменчивой», «прекрасные глаза»;

   метафору: глаза «со дна души моей мерцают»;

   сравнение: глаза «как два тумана, два обмана»;

   параллелизм) (Слайд 13)

- Кроме того, автор использует еще одно художественное средство, троп, который называется метонимия – перенос наименования части на целое: глаза воспринимаются как все лицо, весь портрет и даже вся жизнь героини. (Запись в тетрадь)

- Как итог беседы запишем предложение (под диктовку):

Прекрасные глаза Струйской – это проникновенная повесть о неуловимой внутренней жизни женщины, испытавшей «мглу неудач».

Выполняется пунктуационный и орфографический разбор предложения. Написание проверяется по Слайду 14.

- А вот еще один портрет. (Слайд 15) Это портрет И.С. Тургенева. На экране картина, созданная художником А.А. Харламовым, а в вашем учебнике на 11 вкладке представлен портрет писателя кисти И.Е. Репина.

- Что можно коротко сказать о глазах Тургенева?

  (Умные, внимательные, проницательные).

- Найдите на странице 249 упражнение №520 и прочитайте, что писал о Тургеневе П. Кропоткин.

  «Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив. Высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька. А манеры отличались простотой».

- Действительно, при всей внешней аристократичности Тургенев вел себя просто и непринужденно, ценил веселье и юмор. Гости писателя увлекались игрой в «портреты» (упражнение №524).

  «Как отлично мы проводили время… – пишет И.С. Тургенев, – я рисовал пять или шесть профилей, какие мне только приходили – не скажу в голову – в перо, и каждый писал над каждым профилем, что он о нем думал. Выходили вещи презабавные».

- Давайте и мы с вами поиграем в портреты. Для этой работы вам понадобится таблица (Слайд 16), (Раздаточный материал) с определениями, характеризующими глаза по цвету, по форме и размеру; определения, передающие особенности характера, состояние человека. Используйте материалы упражнения № 516.

- Перед вами характеристики героев, нарисованных И.С. Тургеневым. (Слайд 17) Какими вам видятся глаза этих персонажей?

  • Чернильная душа (чиновник, бюрократ) – грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь.

(Бесцветные, водянистые, выцветшие, полинявшие, маленькие, круглые, неподвижные, грустные).

  • Добрейшей души человек, радушный хозяин, балагур, скорый на ногу (быстрый, подвижный), весельчак.

(Живые, искрящиеся, блестящие, озорные, быстрые, смеющиеся, веселые, лукавые, лучистые, открытые)

Вывод: глаза позволяют многое понять в человеке.

- Индивидуальная работа по карточкам (3 человека).

- Всем оставшимся: Отгадайте, какому герою принадлежат эти неповторимые глаза:

   «На меня смотрели глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской».

- Какой прием использует автор для описания этих глаз?

  (Сравнение)

- Что этим достигается?

  (Чувствуется, что герой переживает огромное горе, от которого нет спасения, которое лишило человека возможности радоваться жизни).

- Да, действительно, глаза – зеркало души. И по тому, как человек смотрит на мир, можно многое понять. Но, согласитесь, все-таки главная функция глаз – смотреть.

Учащиеся подбирают глаголы, которые обозначаю функцию глаз – смотреть:

- с положительной оценкой (смеются, горят, сверкают, искрятся, блестят, восторгаются);

- с отрицательной оценкой (сверлят, пронизывают, впиваются, измеряют);

- нейтральная оценка (смотрят, глядят, видят, вглядываются, рассматривают).

Вывод: не только определения глаз помогают проникнуть во внутренний мир человека, но и глаголы.

- Следующую работу с карточками выполняем по группам (Слайды 18, 19, 20). Выясним, какие еще художественные средства помогают описать глаза.

1 группа         Найдите в описаниях глаз эпитеты и сравнения.

  • Выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, крупные, выпуклые, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.
  • Павлик вяло улыбнулся слипшимися, как вареники, глазами.
  • Она запустила в садок пятерню и уставилась на Гаврика круглыми глазами, чёрными и синими, как виноград изабелла.
  • Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

2 группа         Определите, какие качества личности передают  

                                        сравнения и эпитеты.

  • Ясные очи горели приветливо, будто звёздочки.
  • Она поглядела на меня своими холодными птичьими глазами.
  • Тыбурций в одну секунду оглядел нас своими острыми рысьими глазами.
  • Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами.

3 группа         Объясните, какое состояние героя проявляется

                                            в описании глаз.

  • Глаза сверкали оживлением и любопытством.
  • Старик стал вспоминать что-то, должно быть, свою молодость, потому что глаза его заискрились.
  • Отчаянные, весёлые глаза жарко блестели под побелевшими бровями.
  •  «Я, тётенька, их только чуть-чуть хотел попробовать»,  - сказал Павлик, невинно глядя на разгневанную тётю широко открытыми, янтарными от слёз глазами.

- Посмотрите, как мастерски используют глаза как деталь портрета художники слова!

Вывод: глаза – очень важная деталь портрета, помогающая понять внутренний мир героя, его состояние.

- Но этой деталью пользоваться тоже надо умело. Найдите упражнение № 517. Перед вами (Слайд 21) отрывки из двух сочинений на тему «Портрет дорогого мне человека» (читаем).

- Какая из зарисовок вам больше понравилась и почему?

- В каком сочинении основная мысль, заявленная в первой фразе, осталась нераскрытой?

- Используя данный материал, обратив внимание на недостатки этих ученических сочинений, домашним заданием для вас будет написание миниатюры, в которой вы опишете внешность кого-нибудь из ваших друзей, родных в минуту радости, огорчения, гнева, разочарования, включив описание глаз (упражнение №519). (Слайд 22)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Особенности глаз

Рабочие материалы

     Цвет

бесцветные, блёклые, выцветшие, водянистые, тёмные; иссиня-чёрные,  дымчатые,  карие,  серые,  стальные,  голубые,   ультрамариновые,   изумрудные,   сердоликовые

    Форма, размер

большие, круглые, широкие, аленькие, суженные, миндалевидные,   раскосые,   глубокие,  бездонные,   запавшие

    Определения,

    передающие характер,

    состояние человека

азартные, бедовые, беззаботные, безумные, беспечные, бесшабашные, веселые, внимательные, восторженные, вызывающие,  горящие,  грозные,  грустные,  дерзкие,  добрые,  доверчивые,  жестокие,  жизнерадостные,  задорные, задумчивые, ласковые, мудрые, озорные, печальные, плутовские,  удивлённые


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Добром скажу – сладкое, со злом скажу – горькое. Отгадай загадку:

Слайд 3

СЛОВО ЧУДЕСНЫЙ РАДОСТЬ ДРУГ

Слайд 4

СЛОВЕСНОСТЬ

Слайд 5

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош Мишка – глазами . Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда. Вот за глаза-то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец. М. Шолохов «Нахалёнок»

Слайд 6

Тема урока: Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза.

Слайд 7

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761.

Слайд 8

Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Конец 1750 – начало 1760-х гг.

Слайд 9

Ф.С. Рокотов. Автопортрет. 1757.

Слайд 11

«Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира…» В.Г. Короленко

Слайд 12

Портрет А.П. Струйской. 1772.

Слайд 13

ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Н. Заболоцкий

Слайд 14

Сравнение Эпитет Метафора Метонимия – перенос наименования части на целое: глаза – лицо, портрет и даже вся жизнь героини Выразительные средства

Слайд 15

Прекрасные глаза Струйской – это проникновенная повесть о неуловимой внутренней жизни женщины, испытавшей «мглу неудач».

Слайд 16

А.А. Харламов. Портрет И.С. Тургенева. 1875.

Слайд 17

Определения, характеризующие глаза Особенности глаз Рабочие материалы Цвет бесцветные, блёклые, выцветшие, водянистые, тёмные; иссиня-чёрные, дымчатые, карие, серые, стальные, голубые, ультрамариновые, изумрудные, сердоликовые Форма, размер большие, круглые, широкие, маленькие, суженные, миндалевидные, раскосые, глубокие, бездонные, запавшие Определения, передающие характер, состояние человека азартные, бедовые, беззаботные, безумные, беспечные, бесшабашные, веселые, внимательные, восторженные, вызывающие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, добрые, доверчивые, жестокие, жизнерадостные, задорные, задумчивые, ласковые, мудрые, озорные, печальные, плутовские, удивлённые

Слайд 18

Перед вами характеристики героев, нарисованных И.С. Тургеневым. Какими вам видятся глаза этих персонажей? Чернильная душа (чиновник, бюрократ) – грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь. Добрейшей души человек, радушный хозяин, балагур, скорый на ногу (быстрый, подвижный), весельчак.

Слайд 19

1. Найдите в описаниях глаз эпитеты и сравнения. Выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, крупные, выпуклые, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы. Павлик вяло улыбнулся слипшимися, как вареники, глазами. Она запустила в садок пятерню и уставилась на Гаврика круглыми глазами, чёрными и синими, как виноград изабелла. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Слайд 20

2. Определите, какие качества личности передают сравнения и эпитеты. Ясные очи горели приветливо, будто звёздочки. Она поглядела на меня своими холодными птичьими глазами. Тыбурций в одну секунду оглядел нас своими острыми рысьими глазами. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами.

Слайд 21

3. Объясните, какое состояние героя проявляется в описании глаз. Глаза сверкали оживлением и любопытством. Старик стал вспоминать что-то, должно быть, свою молодость, потому что глаза его заискрились. Отчаянные, весёлые глаза жарко блестели под побелевшими бровями. «Я, тётенька, их только чуть-чуть хотел попробовать», - сказал Павлик, невинно глядя на разгневанную тётю широко открытыми, янтарными от слёз глазами.

Слайд 22

ПОРТРЕТ ДОРОГОГО ДЛЯ МЕНЯ ЧЕЛОВЕКА 1) Мама – вот самый дорогой для меня человек. Только скажешь слово мама , и перед глазами встаёт женщина невысокого роста с тёмными, но уже слегка поседевшими на висках волосами. Они всегда аккуратно уложены, только на лоб то и дело выбивается непослушный смешной завиток. У мамы добрые и мудрые глаза; они смотрят на меня иногда ласково, иногда строго. Когда мама смеётся, около её глаз собираются стайки маленьких морщинок, а когда она сердится, то по лбу проходят большие, «серьёзные» морщины. 2) Самый дорогой для меня человек – это мама. Моя мама среднего роста. У неё тёмные густые волосы, широкий открытый лоб, небольшой прямой нос, чётко очерченный рот. У мамы большие серые глаза и длинные ресницы.

Слайд 23

Напишите миниатюру, описав внешность кого-нибудь из ваших родных, друзей в минуту радости, огорчения, гнева, восхищения и т.д. домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в помощь родителям "Психологические портреты детей всех возрастов"

Цель моей статьи– помочь родителям понять психологические особенностив детей всех возрастов,Каждый ребенок неповторим. Но многие глубокие различия между  поведением детей определяются их во...

Урок развития речи. Создание словесного портрета.

урок развития речи для учащихся 7 класса....

урок развития речи Сравнительная характеристика портретов А.с. Пушкина

Урок-презентация. Урок развития речи по составлению сравнительной характеристики портретов А.С. Пушкина....

Урок развития речи по теме: «Портрет». 7-й класс (Учебно-методический комплект М.Т.Баранова).

Урок - ознакомление.Главная задача:1.      Дать старт к серии уроков по описанию внешности человека. («Описание человека по фотографии», - упр. 129, «Портрет литер...

«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ». Русская интеллигенция в изображении Чехова. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали, портрет, пейзаж.

·       Ознакомить учащихся с идейно – тематическим содержанием рассказов, составляющих «маленькую трилогию» А.П. Чехова, определить их художественные особенности, показа...

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов" (6 класс)

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов"...

Мастер – класс для детей «Портрет любимой мамочки»

Цель: изготовление аппликации из цветной бумаги.Задачи: Развивать творческие способности детей через создание аппликации;Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;Воспитывать усидчивость, т...