«Модель формирования комплекса управленческих компетенций учителя русского языка и литературы»
материал по русскому языку по теме

Новые ориентиры в образовании, связанные с обучением и воспитанием  подрастающего поколения, способного успешно жить и работать в динамично преобразующихся условиях, меняют и требования к педагогу. Демократизации и открытость школы, повышение ответственности за эффективность обучения, вариативность программ и педагогических технологий  требует от учителя знания основ  управленческой деятельности, так как именно под руководством учителя  на уроке осуществляется 

- прогнозирование развития всех участников образовательного процесса;

- планирование и организация образовательного процесса;

- контрольно-аналитическая деятельность;

             - коррекция как самого процесса обучения, его результатов, так и управления им.

     Осуществлять все эти и другие виды деятельности качественно возможно при условии, если учитель компетентен, если он целенаправленно управляет образовательной (познавательной) деятельностью обучающихся. Поэтому проблема формирования комплекса  управленческих компетенций педагога становится актуальной для каждого ОУ, ШМО, каждого учителя.

Учитель должен осваивать управление  на следующих  уровнях:  

- Самоуправление, самоменеджмент  – это формирование у себя ценностных ориентаций здоровьесберегающего, личностно-творческого, коммуникативного характера и др.

        -  Участие в управлении ОУ, осознание себя субъектом школьной организации.

        -  Управление учебно-воспитательным процессом.  (УВП) 

         Под управленческой компетентностью понимается комплекс специфических знаний и навыков, позволяющий достигать высокой эффективности в реализации управленческих функций  в ходе организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

          Педагог должен прежде всего ориентироваться на отработку  комплекса управленческих  компетенций:

  • Построение совместно с учеником и родителями индивидуальной траектории развития, обусловленной интересами, способностями и возможностями обучающегося.
  • Обеспечение мотивации, инициативности и ответственности учащихся
  • Формирование навыков диалогового взаимодействия учителя и ученика, эффективной межличностной коммуникации, работы в команде, коллективного поиска решений; разрешение и предупреждение конфликтов
  • Технологическую подготовленность учителя. 

          Управление учебной деятельностью обучающихся на занятии – это особая форма деятельности, в котором все субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля и коррекции обеспечивают организованность совместной деятельности и её направленность на конечный результат.

         Основными видами управленческой деятельности в организации УВП можно считать следующие:

                      - информационно-аналитическая;

                      - мотивационно-целевая;

                      - планово-прогностическая;

                      - организационно-исполнительская;

                      - контрольно-диагностическая;

                      - коррекционно-регулятивная.

Каждая из этих функций в современном образовании  в значительной степени меняется, и учитель должен видеть и осваивать новые подходы. Но модель управленческой компетентности учителя  и технологии ее формирования пока не разработаны – это достаточно длительный временной период, начало которому в российском образовании уже положено..

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель формирования

комплекса управленческих компетенций

учителя русского языка и литературы

Новые ориентиры в образовании, связанные с обучением и воспитанием  подрастающего поколения, способного успешно жить и работать в динамично преобразующихся условиях, меняют и требования к педагогу. Демократизация и открытость школы, повышение ответственности за эффективность обучения, вариативность программ и педагогических технологий  требует от учителя знания основ  управленческой деятельности.

          В современных условиях резко расширился объём задач, решаемых школой  и учителем, они стали намного сложнее. Следовательно, возрастают требования к роли учителя как педагогического менеджера (управленца). Ранее такие функции характеризовали деятельность директоров школ и  их заместителей. Но модернизация образования требует от учителя глубоких управленческих знаний и умений, управленческой компетентности,  так как именно под руководством учителя  на уроке осуществляется  

-  прогнозирование развития всех участников образовательного процесса;

-  планирование и организация образовательного процесса;

-   контрольно-аналитическая деятельность;

- коррекция как самого процесса обучения, его результатов, так и управления им.

     Осуществлять все эти и другие виды деятельности качественно возможно при условии, если учитель компетентен, если он целенаправленно управляет образовательной (познавательной) деятельностью обучающихся.  

      Поэтому проблема формирования комплекса  управленческих компетенций педагога становится актуальной для каждого ОУ, ШМО, каждого учителя.

В теории и практике образования ставятся задачи формировании педагогической культуры и профессиональной  компетентности. Но задачи формирования управленческой компетентности (культуры) учителя  пока не имеют должного научно-практического осмысления, хотя сегодня в школе активно востребованы

    - знания  об управлении УВП, содержании управленческих функций;

    - владение конкретными умениями управленческого характера;

      - осознанное отношение к себе как  управленцу.

Учитель должен осваивать управление  на следующих  уровнях:

              - Самоуправление, самоменеджмент (чтобы избегать стрессов, быть мобильным  и успешным) – это формирование у себя ценностных ориентаций здоровьесберегающего, личностно-творческого, коммуникативного характера и др. – работы Андреева В.И., Букатова В.М., Ильина Е.Н., Кульневача С.А.

              -Участие в управлении ОУ, осознание себя субъектом школьной организации – книги Конаржевского Ю.А., Шакурова Р.Х. и др.

              -  Управление УВП.    Исследования П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, И.Б. Сенновского позволяют педагогам осмысливать и решать задачу развития управленческой компетентности, так как основная функция учителя- управление процессами обучения, воспитания и развития, в первую очередь на уроке.  

Для  определения понятия  управления  УВП  рассмотрим семантическое поле проблемы, обратившись к формулировкам понятий известных учёных.

        П.И. Третьяков «Управление школой по результатам»: «Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов)».

        В.С. Лазарев: управленческая работа учителя - «непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется  и изменяется образ  управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между её участниками  и интегрируются их усилия»

       Таким образом, под управленческой компетентностью понимается комплекс специфических знаний и навыков, используемых педагогом, позволяющий достигать высокой эффективности в реализации управленческих функций  в ходе организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

          Управление учебной деятельностью обучающихся на занятии – это особая форма деятельности, в котором все субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля и коррекции обеспечивают организованность совместной деятельности и её направленность на конечный результат.    

       

Учёные рассматривают 7 основных областей, задающих систему управленческих действий учителя на уроке:

1.Учебная информация, действия и образовательные цели

2.Технология процесса усвоения  учащимися учебной информации и деятельности

3.Проектирование образовательного процесса учебного занятия

4.Образовательный процесс учебного занятия

5.Психологические  и педагогические аспекты образовательного процесса

6.Результаты образовательного процесса

7.Оценивание образовательной среды учебного занятия.

   Итак, педагог должен прежде всего ориентироваться на отработку  комплекса управленческих  компетенций:

- Построение совместно с учеником и родителями индивидуальной траектории развития, обусловленной интересами, способностями и возможностями обучающегося.

         - Обеспечение мотивации, инициативности и ответственности учащихся.

         - Формирование навыков диалогового взаимодействия учителя и ученика, эффективной межличностной коммуникации, работы в команде, коллективного поиска решений; разрешение и предупреждение конфликтов, обеспечивающих  использование ресурсов всех участников образовательного процесса.

          - Технологическую подготовленность учителя (освоение технологий, прежде всего личностно-ориентированного характера).

Сегодня важно, чтобы каждый педагог осуществил  анализ своих ограничений, сдерживающих потенциал управленческих возможностей, среди которых основные

-         неумение управлять собой;

-         нерациональное использование времени:

-         недостаточная информационная культура;

-         недостаточные навыки предупреждения конфликтов и их грамотного  решения;

-         низкая технологичность уроков;

-         неумение оказывать влияние на учащихся – и внёс коррективы в самообразование.

Исходя из функционально-аналитического подхода к определению содержания управленческой компетентности, мы определяем управленческие умения на основе выделенных управленческих функций.

Для компетентного выполнения информационно-аналитической функции управленческой деятельности необходимо осуществление следующих умений:

  • отбирать и выбирать соответствующую информацию;
  • анализировать информацию;
  • анализировать учебно-программную документацию;
  • анализировать технологии обучения;
  • анализировать средства диагностики и измерений знаний, умений обучающихся.

 Для реализации мотивационно-целевой функции управления педагог должен уметь:

  • ставить перед собой и формировать у обучающихся цели диагностического характера;
  • соотносить свою профессиональную деятельность с задачами образовательного учреждения;
  • установить адекватный стиль взаимоотношений с обучающимся, группой обучающихся;
  • проявлять заботу о нуждах коллектива обучающихся и отдельной личности;
  • стимулировать интерес обучающихся к учебной работе;
  • формировать чувство причастности к делам группы (групповое видение проблем), гордости и командного духа;
  • способствовать развитию способностей обучающихся.

Выполнение планово-прогностической функции управленческой деятельности требует от педагога следующих умений:

  • прогнозировать развитие педагогической деятельности;
  • планировать цели собственной деятельности и деятельности обучающихся в соответствии со стратегией развития образовательного учреждения;
  • разрабатывать документацию, типичную для профессиональной деятельности, пользоваться ею;
  • пользоваться техническими средствами обучения.

Cпецифическим умением учителя русского языка и литературы может выступать прогнозирование действенности используемых методов на различные категории обучающихся.

Для реализации организационно-исполнительской функции управленческой деятельности учитель должен уметь:

  • пользоваться приёмами, методиками, технологиями организации совместной деятельности обучающихся;
  • организовывать собственную деятельность (самоменеджмент);
  • распределять и оценивать имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

Выполнение регулятивно-коррекционной функции управления предполагает наличие у педагога следующих умений:

  • контролировать ход выполнения поставленных задач перед обучающимся;
  • обеспечивать обратную связь с обучающимися;
  • анализировать причины отклонения в реализации запланированных целей обучения;
  • вносить необходимые коррективы в учебную деятельность обучающихся для достижения запланированных целей обучения;
  • представлять результаты деятельности обучающихся.

Специфическим умением для учителя русского языка и литературы будет дифференцированная коррекция без отрыва от процесса обучения.

С  учётом структуры управленческой компетентности учителя русского языка и литературы выделены необходимые управленческие умения, обеспечивающие компетентностное выполнение управленческой функции. Таким образом, на основе выделенных функций определена структура управленческой компетенции учителя русского языка и литературы.

        

Данная структура позволила нам определить методическую систему формирования управленческой компетенции учителя на уровне школьного методического объединения.

 

  1. Цель -  развитие управленческой компетенции учителя русского языка и литературы  как основной фактор обеспечения качества обучения.
  2. Содержание – формирование определённых управленческих компетенций в основных функциональных областях:
  1. Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся:
  • ведение учебно-познавательной деятельности в соответствии с существующими требованиями;
  • управление учебно-познавательной деятельностью в соответствии с существующими требованиями;
  • управление учебно-познавательной деятельностью в соответствии с современными требованиями социума;
  • содействие улучшениям в учебно-познавательной работе;
  • управление изменениями в деятельности образовательной организации;
  • анализ внешних и внутренних потребностей учащихся и социума;
  • разработка стратегии для определения направлений совершенствования учебно-познавательной деятельности по выполнению задач образовательного процесса.
  1. Управление учебными ресурсами:
  • обеспечение эффективного использования учебных ресурсов;
  • управление использованием технических учебных ресурсов;
  • управление использованием личностных и психологических ресурсов;
  • определение эффективности использования учебных ресурсов.
  1. Управление учебным коллективом:
  • управление собой;
  • развитие собственных профессиональных ресурсов;
  • увеличение своей учебной производительности;
  • создание эффективных учебных взаимоотношений;
  • развитие продуктивных учебных взаимоотношений;
  • совершенствование продуктивных учебных взаимоотношений;
  • участие в подборе рабочих групп для реализации отдельных видов учебно-познавательной деятельности;
  • формирование творческих групп для выполнения отдельных видов учебно-познавательной деятельности;
  • внесение вклада в развитие ученического коллектива и отдельных учащихся;
  • развитие ученического коллектива и отдельных учеников для совершенствования образовательной деятельности;
  • руководство ученическим коллективом и отдельными учениками для достижения поставленных целей;
  • управление деятельностью ученического коллектива и отдельных учеников;
  • делегирование этапов выполнения учебных задач;
  • реагирование на низкую успеваемость и качество выполнения учебных задач учебным коллективом и отдельными учащимися;
  • исправление низкой успеваемости и качества выполнения учебных задач учебным коллективом и отдельными учащимися.
  1. Управление информацией:
  • управление информацией в соответствии с целями учебно-познавательной деятельности;
  • организация учебного занятия;
  • руководство учебным занятием;
  • сбор информации для подготовки, организации и проведения учебного занятия;
  • создание системы коммуникаций и управления информацией в ходе проведения учебного занятия;
  • использование информации для оценки эффективности учебного занятия.
  1. Управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности:
  • изучение, разработка и внедрение систем контроля качества и результативности образовательного процесса;
  • мониторинг качества и результативности учебно-познавательной деятельности соответствия образовательным стандартам;
  • проведение проверок качества и результативности учебно-познавательной деятельности учащихся.
  1. Управление учебной проектной деятельностью:
  • участие в планировании и подготовке учебной проектной деятельности;
  • координация и реализация выполнения учебных проектов;
  • содействие успешному завершению учебных проектов.

  1. Анализ ситуации через первичную  диагностику состояния.
  1. Процедура самооценки учителя по рабочей карте. (Приложение 1)
  2. Процедура оценки экспертной группы. (Приложение 2)
  3. По результатам рабочей карты заполняем информационную карту.

Информационная карта мониторинга управленческой компетенции

и организационных ресурсов учителя

Характеристики, определяющие успешность учителя

С[1]

ОЭГ[2]

ИО[3]

1

Знания в области преподаваемого  предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета

2

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии психофизиологии познавательных процессов

3

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса с учётом требований дефекта

4

Практическое владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета

5

Практическое владение приёмами эффективного общения

6

Владение управленческими технологиями: педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать  результаты учебного и воспитательного процесса

7

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

8

Умение обобщать свою работу в виде отчётов, выступлений, статей

9

Наличие оснащения образовательного процесса, необходимого для уровневой дифференциации и индивидуализации

10

Умение учитывать личностные характеристики обучающегося

11

Практическое владение приёмами ТСО

12

Владение информационно-коммуникационной компетентностью

13

Аналитические умения в сфере эффективности используемых средств обучения

14

Владение приёмами формирования проектно-исследовательских навыков ученика

  1. По результатам диагностики создаем сводную таблицу уровня сформированности компетенций. (Приложение 3)

  1. По результатам мониторинга:
  1.  Выявляем стажерские площадки по факторам затруднений:

  1. Управление учебными ресурсами.
  2. Управление учебным коллективом.
  3. Управление информацией.
  4. Управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности.
  5. Управление учебной проектной деятельностью.

  1. Составляем перспективный план работы стажерских площадок 

(Приложение 4)

  1. Работа осуществляется в три этапа:

Первый этап – обучение под руководством стажера.

После этапа обучения проводим повторную диагностику. По результатам диагностики в случае необходимости планируем декаду взаимоконсультаций.

Второй этап – коррекция.

Третий этап - практическая демонстрация опыта.

  1.  Ожидаемый результат: рост уровня управленческой компетенции учителя русского языка и литературы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочкарева А.Г. Система управления  продуктивной деятельностью

учителя как фактор развития его профессиональной компетентности: автореф. диссертац./ А.Г.Бочкарева.- 2007.

  1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  2. Галеева Н. Л.  Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя  в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности [электронный ресурс]. - http://langschool1.ucoz.ru/kom.cpic.docx. (13.11.2009 г.)
  3. Заславская О. Ю. Управленческая подготовка учителя в системе непрерывного образования. / О.Ю. Заславская.- 2009 г.
  4. Заславская О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки: автореф. диссерт./ О.Ю. Заславская.- 2009 г.)
  5. Самоделкин В. П.Управление процессом совершенствования системы непрерывного образования региона. Автореферат [электронный ресурс]. -  www.ugatu.ac.ru (13.11.2009 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочая карта для проведения процедуры самооценки учителя 

(учитель производит самооценку, обводя соответствующий балл)

1

Я отлично ориентируюсь в современных публикациях по методологии преподавания предмета; слежу за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

2

Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех учеников, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализа уроков, результативности ОП активно использую понятия из этой сферы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я испытываю затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно характеризовать особенности познавательной сферы ученика

3

Я хорошо разбираюсь в требованиях к организации  учебного процесса, постоянно совершенствую свои знания в этом направлении – читаю периодику, классические работы. Уроки и кабинет организованы с учётом этих требований

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею этими умениями

4

Я имею в активе разнообразные методы и приёмы работы. Я использую целенаправленно задания развивающего характера

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую социализирующих и развивающих технологий и приёмов, предпочитаю традиционные приёмы

5

Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На моих уроках практически не возникает проблем поведения учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения, не всегда следую принципу директивного, понимающего общения

6

Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели, процесс, результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели организации учебного процесса

7

Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею работать в научном коллективе, владею навыками ведения научных дискуссий. Умею проанализировать результаты ОЭР и сделать практические рекомендации и теоретические выводы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

8

Я могу самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчёт, не требующий правки научной и предметной редактуры

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом

9

Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дидактическое оснащение требует доработки по содержанию, по форме и по количеству

10

Я использую при подготовке к урокам карты личностной характеристики класса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не использую при подготовке к урокам карты личностной характеристики класса

11

Систематически использую на уроках ТСО

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую на уроках ТСО

12

Систематически использую на уроках ИКТ

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую на уроках ИКТ

13

Систематически анализирую эффективность используемых ТСО

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не анализирую эффективность используемых ТСО

14

В системе использую на уроках приём краткосрочных учебных проектов

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую на уроках приём краткосрочных учебных проектов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рабочая карта

для проведения процедуры оценки уровня управленческой компетенции учителя 

членами экспертной группы

1

Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

2

Учитель понимает вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех учеников, знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализа уроков, результативности ОП активно использует понятия из этой сферы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель испытывает затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно характеризовать особенности познавательной сферы ученика

3

Учитель хорошо разбирается в требованиях к организации  учебного процесса, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении – читает периодику, классические работы. Уроки и кабинет организованы с учётом этих требований

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не владеет этими умениями

4

Учитель имеет в активе разнообразные методы и приёмы работы. Он целенаправленно использует задания развивающего характера

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приёмов, предпочитает традиционные приёмы

5

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На его уроках практически не возникает проблем поведения учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивного, понимающего общения

6

Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать цели, процесс, результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель  практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ всего строит на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели организации учебного процесса

7

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет работать в научном коллективе, владеет навыками ведения научных дискуссий. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сделать практические рекомендации и теоретические выводы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель  не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

8

Учитель может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчёт, не требующий правки научной и предметной редактуры

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

9

Всё дидактическое оснащение его кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дидактическое оснащение кабинета требует доработки по содержанию, по форме и по количеству

10

Учитель использует при подготовке к урокам карты личностной характеристики класса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель не использует при подготовке к урокам карты личностной характеристики класса

11

Систематически использует на уроках ТСО

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не использует на уроках ТСО

12

Систематически использует на уроках ИКТ

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не использует на уроках ИКТ

13

Систематически анализирует эффективность используемых ТСО

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не анализирует эффективность используемых ТСО

14

В системе использует на уроках приём краткосрочных учебных проектов

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Учитель практически не использует на уроках приём краткосрочных учебных проектов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Характеристики, определяющие успешность учителя.

1

Предметно – методологическая компетентность

2

Психолого-педагогическая компетентность

3

Компетентность в области валеологии образовательного процесса

4

Коммуникативная компетентность

5

Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса

6

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик»

7

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

8

Исследовательская компетентность.

9

Акмеологическая компетентность  

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План работы стажерских площадок

№ п/п

Тема

Дата

Мобильная проблемная группа

Форма

Стажер

  1. Обучение

1

Управление деятельностью ученического коллектива и отдельных учеников

сентябрь

Все группы

Научно-практическая конференция

2

Профессиональные ресурсы учителя и их развитие

сентябрь

Управление учебным коллективом

Деловая игра

3

Информатизация управления образовательным процессом

октябрь

Управление информацией

Инструктивно-методическое совещание

4

Мониторинг качества и результативности учебно-познавательной деятельности

октябрь

Управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности

Мастер-класс

5

Учебные ресурсы и их эффективное использование в учебном процессе

ноябрь

Управление учебными ресурсами

Круглый стол

6

Технология учебной проектной деятельности

ноябрь

Управление учебной проектной деятельностью

Семинар

7

Информационные технологии в преподавании учебных предметов

декабрь

Управление информацией

Мастер - класс

8

Анализ реализованных проектов

декабрь

Управление учебной проектной деятельностью

Практикум

9

Технология создания КИМ, заданий тестового характера

январь

Управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности

Презентация опыта

10

Личностные и психологические ресурсы и их эффективное использование

январь

Управление учебными ресурсами

Тренинг

II. Коррекция

1

Самообразование, саморазвитие

февраль

Все группы

Взаимоконсульта-ции.

2

Изучение опыта по проблеме, представленной на информационных ресурсах

III. Практическая демонстрация опыта

1

Информационные технологии в преподавании учебных предметов

март

Управление информацией

Смотр-конкурс авторских ЦОР

2

Мониторинг качества и результативности учебно-познавательной деятельности

март

Управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности

Сборник диагностических методик, приёмов, КИМ

3

Эффективное использование учебных ресурсов в учебном процессе.

 Управление учебным коллективом

апрель

Управление учебными ресурсами

Открытый урок

4

Управление учебной проектной деятельностью

апрель

Управление учебной проектной деятельностью

Презентация


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочкарева А.Г. Система управления  продуктивной деятельностью

учителя как фактор развития его профессиональной компетентности: автореф. диссертац./ А.Г.Бочкарева.- 2007.

  1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  2. Галеева Н. Л.  Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя  в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности [электронный ресурс]. - http://langschool1.ucoz.ru/kom.cpic.docx. (13.11.2009 г.)
  3. Заславская О. Ю. Управленческая подготовка учителя в системе непрерывного образования. / О.Ю. Заславская.- 2009 г.
  4. Заславская О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки: автореф. диссерт./ О.Ю. Заславская.- 2009 г.)
  5. Самоделкин В. П.Управление процессом совершенствования системы непрерывного образования региона. Автореферат [электронный ресурс]. -  www.ugatu.ac.ru (13.11.2009 г.)


[1] Самооценка

[2] Оценка экспертной группы

[3] Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования

Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС...

Модель взаимодействия с социальными партнерами учителя русского языка и литературы

Социальное партнерство в школьном образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельн...

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

В статье представлен анализ  функционирования  модели развития профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в нашей школе...

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

Актуальность данной проблемы.Модель развития профессиональной компетентности педагога.Цель и задачи функционирования модели профессиональной компетентности педагога.Направления предметных компетенций ...