Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции
методическая разработка (русский язык, 11 класс) на тему

Таякина Светлана Алексеевна

 Понимать текст, разбираться в авторском замысле – непростая задача для школьника. Помочь понять проблему в художественном тексте, найти точку зрения автора – задача этого урока. Я постаралась помочь вникнуть в понятие «метафора», которую дети  часто путают с другими тропами – олицетворением, перифразой, сравнением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Языковой анализ текста как способ

определения авторской позиции

(урок русского языка в 11 классе, технология проблемного изучения)

                                                                          Таякина С.А., учитель русского языка и

                                                                          литературы, МБОУ СОШ №1 г. Пушкино

                                       

   Понимать текст, разбираться в авторском замысле – непростая задача для школьника. На уроках литературы мы тратим несколько часов, чтобы проникнуть в суть произведения того или иного автора. Часть С единого государственного экзамена по русскому языку предлагает за полтора часа, проанализировав текст, написать сочинение-рассуждение. Помочь понять проблему в художественном тексте, найти точку зрения автора – задача этого урока. Конечно, за один урок с этим не справиться. На данном этапе  я постаралась помочь вникнуть в понятие «метафора», которую дети  часто путают с другими тропами – олицетворением, перифразой, сравнением.

 

Цели урока:

  • понять роль изобразительно-выразительных средств в определении                авторской позиции в художественном тексте;
  • помочь  детям научиться видеть языковые средства выразительности;
  • разобраться в понятии «метафора»;
  • совершенствовать навык определения авторской позиции (на примере своих и чужих ошибок).

Ход урока

  1. На доске язвительное замечание из чата (прочитать):

-Слушайте, да Девид Копперфильд со своими фокусами – ясельное дитя по сравнению с нами: нам придется на экзамене делать очень умный вид и умудриться находить через всякие там метафоры, эпитеты и прочий словесный мусор какое-то о-о-о-очень-очень глубокое содержание, настолько глубокое, что и сам автор не предполагал! Зачем это надо???  Мне – точно не надо ни сейчас, ни по жизни. Мне и без метафор понятно, стоящая вещь или нет.

Учитель: искренне сочувствую автору этого послания и многим другим, думающим так же! Я не буду вас убеждать, что жить  без этого нельзя . Жить можно – экзамен сдать – нет! Эта «ерунда» нужна именно вам. Давайте посмотрим, зачем необходимы изобразительные  средства языка?

Внимание на таблицу (на доске)

Цели языкового анализа исходного текста

Правильно понять и оценить содержание предлагаемого текста

Оценить избранный способ воздействия на читателя

Увидеть авторскую позицию

Понять отношение автора к поставленным проблемам

Учитель: вот для чего приходится «делать умный вид».

  1. До сих пор, предположим, вы не очень владели навыками использования своих знаний изобразительно-художественных средств. Вам был предложен текст для написания сочинения (задание из части С). Оцените  работу вашего товарища (все тексты на столах и оценочный лист тоже)

  1. Учитель: работа ученика неудачна. Вы хорошо знаете этот текст, ответьте: почему, рисуя образ хмеля, автор избрал олицетворение как основное средство выразительности?

(ответ: потому что увидел в этом растении много схожего с человеком в его стремлении к небу, высоте).

  • Но ведь и другие языковые средства подчеркивают это сходство. (Дидактический материал №3) Прокомментируйте.

Вывод: Таким образом, В.Солоухин с помощью изобразительных средств дал возможность читателю самому зримо представить происходящее, вызвал у него ответные ассоциации (возникла психологическая аналогия: хмель – человек), чувства и переживания.

  1. Предлагаю еще один текст этого же автора. Прочитаем его, и ответьте на ряд вопросов (это дидактический материал №4)

Возможна работа в паре.

  • Беседа по вопросам.

  1. Сегодня я предлагаю вам поговорить  о метафоре как об одном из самых трудных тропов.

Как вы знаете, слово-термин «метафора» буквально переводится как «перенос». Когда  2 предмета или явления похожи, то на одно из них  можно перенести имя другого. Степень этой «похожести» бывает очень разной. Иногда она очевидна для всех: мы настолько привыкли к выражениям типа «носик чайника», «железнодорожная ветка», «уронить достоинство» или «играть на нервах», что они уже не воспринимаются как образные. Такие метафоры и называются стертые или мертвые.

Но в искусстве мы чаще встречаемся с метафорами индивидуальными, необычными, яркими: поэт замечает сходство там, где его никто до сих пор не видел. Например, Б.Ахмадулина создала метафору «сугробов белолобые телята» (крутолобые телята и впрямь похожи на телят).

Г.Лорка, испанский поэт 20века, писал: «Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут».

Метафору еще называют «свернутым сравнением», потому что в ней опущены типичные для сравнения обороты с как, словно, будто, подобно… Полный путь, который проходит слово от сравнения до метафоры, выглядит примерно так:

Снег, похожий на ковры или снег как ковер (чистое сравнение) --- снег лежит коврами (творительный сравнения)--- ковры снегов (метафора)--- белый ковер покрыл землю (метафора-загадка)

Задание: попробуйте составить подобную цепочку со словосочетанием - колесо прибоя

(прибой похож на колесо---прибой как колесо---колесо прибоя)

А на что похожа школьная доска? На…предположим, футбольное поле---полем футбольным раскинулась доска  (творительный сравнения)---футбольное поле доски ждет своих игроков (метафора)

Вывод: на этом этапе урока мы «разделили» два понятия: метафора и сравнение.

МЕТАФОРА-ЗАГАДКА

Разгадывать загадки любят многие. Конечно, взрослых уже не спрашивают: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик- что это?» Зато взрослые придумывают другие загадки:

  ПО БЕЛОМРАМОРНЫМ ЩЕКАМ СТРУИЛИСЬ КРУПНЫЕ БЕРИЛЛЫ…(А.Блок)

(Бериллы – это прозрачные драгоценные камни: изумруд, аквамарин и др.)

Если воспринимать эти строки буквально, то покажется, что речь идет о…статуе. По щекам статуи, сделанной из белого мрамора, катятся крупные прозрачные камни? Конечно, это не так, и буквально воспринимать ни эти, ни другие стихи нельзя. Мы понимаем, что «беломраморные щеки» - это прелестные щеки, цвета белого мрамора. А вот что такое бериллы? Слезы. Вот вам и метафора – загадка.

  Но свои загадки поэт может загадывать в форме развернутого описания. Такое развернутое описание называется ПЕРИФРАЗОЙ. Например:

        И то сказать, в Полтаве нет

        Красавицы, Марии равной.

        Она свежа, как вешний цвет,

        Взлелеянный в тени дубравной.

                                       (А.Пушкин)

 Отгадываем: «вешний» - значит весенний. Какие мы знаем цветы? Подснежник? Но значит «взлелеянный в тени дубравной»? В дубраве тени не бывает, если еще не сошел снег. Значит, цветок должен расти поздней весной, а еще нужно учесть, что этот цветок – эталон свежести (поэт сравнивает с ним девушку). Значит, это ландыш.

 Вывод: а на данном этапе урока мы научились отличать метафору-загадку от перифразы.

ГЛАГОЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Мы уже упоминали, что метафора – перенос.  Это касается и действий: одному предмету могут быть приписаны действия другого. Мы часто встречаемся с глагольными метафорами: «время ползет», «мурлыкать себе под нос», «веселье так и кипело», «конкуренты не дремлют».

Читая художественный текст, нужно обязательно обращать внимание на то, какие глаголы стоят рядом с существительным – то есть какие действия одних предметов автор приписывает другим, а значит, делает эти предметы похожими.

Предлагаю проделать такую работу: вначале следует вспомнить, в каких случаях тот или иной глагол употребляется в обычных условиях, то есть восстановить (мысленно) его прямой смысл. Иногда для этого полезно обратиться к словарю.

На следующем этапе работы нужно попытаться объяснить, чем похожи два предмета или явления, раз в этом тексте действие одного из них передано другому.

Чаще всего глагол в контексте метафоры используется для того, чтобы перевести неодушевленное существительное в разряд одушевленных. Глагольную метафору называют иногда  олицетворением. Вот один из примеров: «ЛЕГКИЙ ВЕТЕР НА ДОРОГУ ВЫШЕЛ И НЕ ПОЗДЗРОВАЛСЯ СО МНОЙ»…

В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него можно даже обидеться за то, что «не поздоровался».

Однако олицетворение – это только частный случай метафоры: глагольная метафора олицетворением не исчерпывается.

 ТОПИЛАСЬ ПЕЧЬ. ОГОНЬ ДРОЖАЛ ВО ТЬМЕ.

  ДРЕВЕСНЫЕ УГЛИ ЧУТЬ-ЧУТЬ ИСКРИЛИСЬ.

НО МЫСЛИ О ЗИМЕ, О ВСЕЙ ЗИМЕ

КАКИМ-ТО СТРАННЫМ ОБРАЗОМ РОИЛИСЬ.

                                           (И.Бродский)

Глагол РОИТЬСЯ употреблен в переносном значении ПОЯВЛЯТЬСЯ ВО МНОЖЕСТВЕ. Такое значение уже закреплено в словарях. Но к подлежащему МЫСЛИ мы ждем сказуемого роились аж 2 строчки. Пока читатель разбирается в обстоятельствах, текст замедляется, мысли начинают казаться вялыми, про такие говорят   КОПОШИЛИСЬ. Но поэт выбирает более энергичный глагол. Затем , что такое ВСЯ ЗИМА? И роились и зима вообще несочетаемы

Может быть, поэт говорит о том, что очень трудно пережить зиму…

  1. Ну что ж, если вам что-то понятно, то я предлагаю вам еще один текст, где вам необходимо разобраться в средствах изобразительности (работаем  в паре)

      Дидактический материал №5

  1. И в конце урока я хочу предложить текст для домашнего задания – «Обыкновенный человек».  Подумаем над его содержанием…

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком.

        У колодца, на длинной веревке, - ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

       Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

       На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под телегой у него ведро.

       Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

  • Что это за человек? – спросил внук деда.
  • Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам. Дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал дальше.

  • Что это за человек? – спросил деда внук.
  • И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

  • А это что за человек? – спросил внук.
  • Обыкновенный, - ответил дед.

 

                                                                                                       В.Сухомлинский


ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ

(1)В тексте В.Солоухина повествуется о стремлении к жизни, к свету, так же как у человека, только у обычного растения. (2)Хмель, как живое существо, должен постоянно озираться и опираться на какую-либо опору. (3)В данном тексте рассказывается об актуальной проблеме. (4)Говорится о том, что не смотря ни на какие трудности человек должен жить и может жить. (5)Пусть будет сложно , трудно, но все равно жизнь прекрасна. (6)Но растение, а не человек, и то находит себе путь к жизни. (7)С точкой зрения автора нельзя не согласиться. (8)Автор рассказывает нам что любое существо стремится к жизни: будь это человек или растение.

(9)Данная проблема освещена так же и на многих примерах из жизни: даже в самых сложных ситуациях человек находит выход, когда его жизнь на острие ножа.  

Критерии

Баллы

Обоснование

К1

К2

КЗ

К4

К5

Кб

К7

К8

К9

К10

К11

К12


(1)На второй год, переболев и освоившись на новом месте,  хмель показал свою силу. (2)Я наблюдал за ним. (З)Уже с первых шагов ему приходилось  решать дополнительную задачу по сравнению, скажем, с близрастущими одуванчиками и крапивой. (4)У одуванчика есть, наверно,  свои, не менее сложные, задачи, но все же на первых порах ему  нужно просто вырасти, то есть создать розетку листьев и выгнать  трубчатый стебель. (5)Влага ему дана, солнце ему дано, а также дано и место под солнцем, (6)Стой на этом месте и расти себе, наслаждайся жизнью.(7)Другое дело у хмеля. (8)Едва-едва высунувшись из земли, он  должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища, за что бы  ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору  (9)Естественное стремление всякого ростка расти вверх преобладает  и здесь. (10)Но уже после пятидесяти сантиметров жирный, тяжелый побег льнет к земле. (П)Получается, что он растет не вертикально и не горизонтально, а по кривой, по дуге. (12)Эта упругая  дуга может сохраняться некоторое время, но если побег перевалит  за метр длины и всё ещё не найдёт, за что ухватиться, то ему волей-неволей придется лечь на землю и ползти по земле. (13)Только растущая, ищущая часть его будет по-прежнему и всегда нацелена  кверху. (14)Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но  они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь,  всё дальше, шаря впереди себя чутким кончиком. (15)Что делали бы  вы, очутившись в темноте, если вам нужно было бы идти вперед и  нашарить дверную ручку? (16)Очевидно, вы стали бы совершать  вытянутой рукой вращательное, шарящее движение. (17)То же самое делает растущий хмель. (18)Его шершавый, как бы сразу прилипающий кончик все время совершает, продвигаясь вперед или  вверх, однообразное вращательное движение по часовой стрелке  (19)И если попадется по пути дерево, телеграфный столб, водосточная труба, нарочно подставленный шест, любая вертикаль, нацеленная в небо, хмель быстро, в течение одного дня взлетает до самого  верха, а растущий конец его снова шарит вокруг себя, в пустом пространстве. (20)Не выяснен вопрос: чувствует ли хмель возможную  опору на некотором расстоянии и ползёт ли в ее сторону? (21)Есть  предположение, подтверждаемое практикой, что побеги хмеля ползут по земле предпочтительнее в сторону близко расположенных  опор. (22)Во всяком случае, когда мы натянули на наш дом параллельными струнами шпагат и когда хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему с проворностью матросов,  карабкающихся по винтам, всё же некоторые побеги, успевшие отклониться от стены, мне пришлось пригибать к шпагату и как бы  показывать этот шпагат побегам, подобно тому, как слепых котят  тыкают мордочками в соски матери.(23)Дорастя до крыши, ветви хмеля начали шарить вокруг, но  натыкались лишь друг на дружку. (24)Они сплетались, перепутывались, свисали беспорядочными, праздными кудрями. (25)Силы  еще были, а высоты больше не было. (26)Хмель залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую  обшивку. (27)Один побег я с самого начала не захлестнул на шпагат, и  можно было наблюдать, как он, бедняга, день за днем пластается,  ковыляет, ползет по земле, обременённый собственной силой, собственной тяжестью, как он вынужден переползать и тропинку, и  лужайку, и помойку; и пора бы уж изнемочь и отказаться от цели,  но самая нежная, самая чувствительная часть зеленой шершавой  змеи все время продолжала быть начеку, все смотрела вверх, в синее теплое небо, в высоту, по которой так тосковало все растение в  целом.  (28)Этот хмель напоминал человека, переползающего гиблую  трясину и почти уж засосанного ею. (29)Тело его увязает в воде и  грязи, но голову он из последних сил старается держать над водой.  (30)И взгляд его, полный тоски, устремлен кверху.

(По В. Солоухину)


Примеры средств  выразительности

Роль в тексте

Олицетворения

 а) «едва-едва высунувшись из  земли, он должен постоянно  озираться и шарить вокруг  себя...»;

 б)   «хмель,   ползя   по   земле,  хватается за встречные травы»;

 в) «хмель быстро, в течение  одного дня взлетает до самого верха»;

 г)   «хмель,   немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему»;

д) «он...день за днем пластается»  ковыляет, ползет,; по  земле, обремененный собственно» силой, собственной»  

а), б), в), г) Подчеркивают характерный признак хмеля — его безудержное  стремление  к  жизни,   к  высоте,  д) Создает у читателя невольную  ассоциацию с образом измученного жизнью человека, стремящегося к достижению своей цели несмотря ни на что.                              

Антитеза  «Силы еще были, а высоты  больше не было».

Подчеркивает дисгармонию в  стремлении хмеля расти вверх, к  небу, и в невозможности осуществления этой цели.

Однородные члены предложения

«залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую  обшивку».

Позволяют увидеть отчаянные  поиски хмелем той опоры, которая помогла бы ему расти вверх

Сравнения

а)        «хмель,   немедленно   воспользовавшись   нашей   помощью, полез  по  нему с проворностью        матросов,  карабкающихся по вантам»;

б)        «(28)Этот хмель напоминал   человека,   переползающего гиблую трясину и почти     уж     засосанного     ею.  (29)Тело его увязает в воде и  грязи,  но  голову он  из последних  сил  старается держать над водой. (30)И взгляд  его,  полный тоски, устремлен кверху»

а)        Помогает   читателю   образно  представить яркую картину стремительного движения удивительного растения.

б)        Развернутое сравнение позволяет читателю лучше понять авторский замысел: именно  растущий хмель так похож на человека и в его вечном стремлении  к небу, к высоте, и в невозможности утолить эту вечную жажду, и  в безграничном чувстве отчаяния  и тоски от этой безысходности.


(1)Лежать на траве. (2)Опуститься; опрокинуться навзничь, раскинуть руки. (З) Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4) Улетаешь и  тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5) Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. (6) Так тонет напряженный воздушный шарик,(ну, скажем, метеорологический зонд), когда его выпустишь из рук.  (7) Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же  скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (8)Для этого надо лечь на траву и открыть  глаза.

 (9)Еще минуту тому назад я шел по косогору и был причастен  разным земным предметам. (Ю)Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички,  сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идёшь по  луговой тропе, по краю оврага, по косогору. (11)Но это ещё не значит — видеть небо. (12) Тут вместе с небом  видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. (13) Каждая  земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания,  твоего сознания, твоей души. (14) Вон тропа огибает большой валун.  (15)Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. (16) Вон цветок  сгибается под тяжестью труженика-шмеля. (17)«Вот мельница. (18) Она уж развалилась»

 (19) Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией.  (20) Эта информация, по правде говоря, не назойлива, не угнетающа.  (21) Она не похожа на радиоприемник, который ты не волен выключить. (22) Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (23) Или на телевизор, от которого ты не отрываешься  в силу охватившей тебя (под влиянием все той же информации) апатии. (24) Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены  городские улицы.

(25) Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал — ласковая  информация. (26)От нее не учащается сердцебиение, не истощаются  нервы, не грозит бессонница. (27)Но все же внимание твое рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам.

(28)Один лучик— к  ромашке (не погадать ли на старости лет —  и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик — к березе («чета белеющих берез»), третий лучик — к лесной опушке  («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый — к летящей птице («Сердце — летящая птица, в сердце —  щемящая лень»), и пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не  истощаясь от такого дробления, но все же и не сосредоточиваясь от  многих точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в мину-  ты — вероятно — молитвы да еще вот когда останешься один на  один с бездонным небом. (29)Но для этого надо опрокинуться в  летнюю траву и раскинуть руки.

(ЗО) Между прочим, хватит у неба глубины для тебя и в том случае, если по небу будут неторопливо и стройно двигаться белые  полчища облаков. (31)Или если эти облака будут нежиться в синеве  неподвижно. (32)Но лучше, конечно, чистая синяя бездна.

(ЗЗ) Лежишь на траве? (34) Купаешься в небе? (35) Летишь или  падаешь? (36) Дело в том, что ты и сам потерял границы. (37) Ты  стал с небо, а небо стало с тебя. (38) Оно и ты стали одно и то же.  (39) Не то летишь, возносясь — и это полет по стремительности равен падению, не то падаешь — и это падение равно полету. (40)У  неба не может быть ни верха, ни низа, и ты это, лежа в траве, прекрасно чувствуешь.

(41) Цветочная поляна — мой космодром. (42) Жалкими представляются отсюда, с цветочной поляны (где гудит только шмель),  бетонированные взлетные дорожки, на которых ревут неуклюжие  металлические самолеты. (43)Они ревут от бессилия. (44)А бессилие их в том, что они не могут и на одну миллионную долю процента утолить человеческую жажду полета, а тем более его жажду  слиться с простором неба.

(45)Самое лучшее во мне, самое ищущее и чуткое, всегда нацелено вверх, и, может быть, это лучшее и чуткое нашарит ещё какую-нибудь опору, и тогда недорастраченные силы устремятся в последнем рывке завоевывать зыбкую высоту, которой жажду...


1. Что объединяет предложенные тексты?

Найди верное утверждение:

а) мысль о красоте окружающего мира;

б) мысль о стремлении слиться с безбрежностью неба;

в) мысль о желании найти ту опору, которая поможет покорить  высоту;

г) мысль о том, как приятно видеть небо.  

2.Какое художественное средство неверно прокомментировано?

а) Односоставные предложения с обобщенно-личным значением (3, 4, 12, 32—34, 38—39) как бы приобщают читателя к действию, делают его участником повествования.

б) Природный мир, в отличие от человеческого, гармоничен во  всем, и парцелляция (20-23) позволяет увидеть это.

в) Поэтическое восприятие мира, невольные ассоциации, которые возникают при виде, казалось бы, знакомых картин природы, переданы автором рядом цитат из стихотворений разных поэтов (27-е пр.).

г) Метафора «пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не  истощаясь от такого дробления» передает стремление автора  «утолить человеческую жажду полета».

3.Какое художественное средство неверно проиллюстрировано?

а) «Ты стал с небо» — гипербола;

б) «летишь» — «падаешь», «полет» — «падение» — контекстные антонимы (пр. .38);

. в)   «бетонированные дорожки» — эпитет;

г)   «...ревут от бессилия. А бессилие...» — композиционный  стык.

4.Укажи номера предложений, в которых используются  следующие средства выразительности:

а) Усилительная частица и антитеза передают безбрежность неба, его глубину и непостижимость.

б) Композиционный стык позволяет увидеть несовершенство  современной техники,  неспособной утолить человеческую  жажду человека полета,

в) Синтаксический параллелизм заостряет наше внимание на  каждой детали, столь важной для автора.

г) Яркое   сравнение   помогает   представить   стремительность  слияния человека с бескрайним глубоким небом.

5.Какое из указанных средств выразительности не использовано автором?

а) эпитет;

б) олицетворение;        

г) оксюморон

д) повтор

ж) вводные конструкции.

6. Объясни роль следующих языковых средств:

а) Метафора «цветочная поляна — мой космодром»....

б) Вводная конструкция «где гудит только шмель».        

в) Эпитет «бездонное небо».

г) Олицетворение «ласковая информация».  


7. Прочитай следующие фрагменты из рассказа  Н. Гумилева «Скрипка Страдивари». Укажи, какие художественные средства позволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назови самое основное).

Текст

Художественные  средства

1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для  скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога  нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие  и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули  гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей... Беспомощно-неловкий, при своем высоком росте и  худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.

...И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.  Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились  в темных углах.

2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда,  смеялась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до рокового предела, останавливалась, как  кровный арабский конь, сдержанный легким  движением удил. И, казалось, что она ласкается  к своему другу, моля простить ее за непослушание. Тяжелые томы гордых древних поэтов  чернели по стенам, сочувствовали скрипке и  как будто напоминали о священной" преемственности во имя искусства.

3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула  страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошел до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать,  совершенствоваться? Но он слишком стар для  этого, а молитва помогает только при создании  вещей простых и благочестивых.

4. Внизу к потоку приходили стройные газели.  Долго вслушивались, подняв свои грациозные  головки, потом пили лунно-вспененную влагу.

5. Бумеранг оживает в злобной руке дикаря, летит, поворачивается и, разбив голову врагу, возвращается к ногам хозяина.

6. Еще оно тысячелетие такой же напряженной  работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия.

Литература

1.Свидинская Н.Т. , Бугрий Е.П. Эссе. ЕГЭ. Сдаем без проблем. ООО. Эксмо/2006

2.Граник Г.Г., Шаповал С.А., Кощевой Л.А., С.М.Бондаренко. Учимся понимать художественный текст. Задачник-справочник. НПО. Образование от А до Я/1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.

Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...