Использование на уроке русского языка при изучении новой темы приема предварительной коррекции
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Бата Таисия Витальевна

Данная статья поможет учителям русского языка в работе с обучающимися, имеющими проблемы при написании слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование на уроке  русского языка   при изучении новой темы приема предварительной коррекции  

Нарушения речи многообразны у детей. Они имеют различную выраженность и зависят от различных причин. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления. Для учителя-словесника представляет интерес логопедический подход к анализу нарушений речи у обучающихся, получивший  в последние годы широкое распространение. Согласно этому подходу приоритетное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент – фонетический, при котором отмечается неправильное произношение звука или звуков, или затрагивает еще и фонематические процессы, когда нарушения наблюдаются в письменной речи. В соответствии с таким подходом речевые нарушения делятся на две большие группы:

- фонетические нарушения речи, они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков, их групп (дислексия);

-  фонематические нарушения, которые выражаются в том, что ребенок не  улавливает разницы между оппозиционными звуками и совершает специфические ошибки при чтении и письме (дисграфия).

Следует отметить, что нарушения письменной речи имеют место не только при значительном своеобразии  в речевом развитии детей, но и в формировании функций неречевого характера.  Так, дисграфия  есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов (См. приложение). К сожалению, большинство современных методик по русскому языку не затрагивают проблемы обучения детей, имеющих фонетические и фонематические нарушения речи. 
Кроме названных двух групп, можно выделить и третью, все больше встречающуюся среди детей, имеющих «удовлетворительно» по русскому языку, - 
общее недоразвитие речи (или, так называемая, ложная дисграфия), проявляющееся в несформированности  некоторых (!) речевых навыков, например: ошибки при написании словарных слов; отсутствие  навыков работы со словами на определенную орфограмму или виды орфограмм;  отсутствие четкой ориентированности в  структуре предложений, не только сложных, но и простых, осложненных ОЧП и различными оборотами. 
Как работать с учениками, относящимися к третьей речевой группе? Очевидно, что нельзя обучить детей грамотному письму, заучив  несколько  правил. Необходимо поставить обучающегося  в активную позицию – это означает, что ребенок должен понимать, почему то или иное правило (орфограмма или пунктограмма) возникло и имеет право на существование. Необходимо учить детей видеть 
языковые закономерности, без этого, на мой взгляд,  нет грамотной речи, поэтому я в своей работе  использую приемы предварительных коррекций (которые, по моему мнению, должны войти в методику обучения письму) для формирования навыков грамотного письма. Рассмотрим  это на фрагменте урока.

Класс: 5

Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных

Цель урока: научить грамотно писать падежные окончания имен существительных. 
Задачи урока:

1.обобщить знания, полученные в начальной школе по теме «Склонения имен существительных»;

2.познакомиться с группой слов на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ;

3.найти закономерности в изменении слов.

Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.

В начале урока учитель спрашивает, что нужно сделать для того, чтобы правильно написать падежное окончание имен существительных.  Основываясь на знаниях, полученных в начальной школе, дети должны вспомнить: чтобы правильно написать окончание имени существительного необходимо определить его  склонение и падеж. Ребятам предлагается заполнить таблицу, зафиксированную на интерактивной доске. Необходимо просклонять имена существительные: Калуга (1 скл.), Томск (2 скл.), Астрахань (3 скл.).

Дети наглядно устанавливают закономерности в склонении слов и приходят к выводу: в именах существительных 1 склонения пишется окончание  -Е в Д.п. и П. П., 2 склонения – в П. П., в именах существительных  3 склонения пишется окончание –И в Р., Д., П. п.. После чего  и дальше работаем со SMART-доской: ученики по очереди  пишут на доске и комментирует слова, остальные работают в тетрадях. 
В таблице помещены словосочетания (был во Франци…, думал о гербари…), над которыми ребята должны задуматься:был во Францие или во Франции – как объяснить? В поисках следующей закономерности детям предлагается выполнить задание на сравнение двух групп слов. Например: Марья – армия.  Что общего? Чем отличаются эти слова? Дети с помощью учителя анализируют данные слова и самостоятельно формулируют правило, а затем сверяют собственную формулировку с той, которая дана в учебнике (орфограмма № 17). После проделанных наблюдений выполняется работа на закрепление полученных знаний: ребята находят «лишние» слова, определяя окончания имен существительных. Также используется материал учебника.

Что дает такой подход в преподавании русского языка?  В чем состоит суть  приемов предварительных коррекций? Важной представляется идея о том, что на основе накапливаемого речевого опыта у детей постепенно вычленяется какая-то часть знаний, которая может быть в большей или меньшей мере учтена в ходе объяснения нового материала. Это создает возможность предварительных коррекций, которые необходимо включать в самые начальные этапы изучения новой темы в среднем (возможно, и в старшем) звене. В этих случаях предварительные коррекции приходят на смену применявшимся вторичным коррекциям, вносившим  поправки по мере фактического накапливания отклонений – проще говоря, пробелам в усвоении материала, когда дети заучивают то или иное правило, без предварительного анализа языковых закономерностей.

Приложение

Диагностика

11 лет
ученик 5 класса
МОУ СОШ №44

Состояние латералиты и пространственной ориентировки.

Схему собственного тела объяснил правильно. Правое и левое направления в исходном положении указывает верно. Схему тела сидящего напротив определяет неуверенно, с ошибками. Отраженные действия в пробе Хэда выполняет неуверенно: правильно выбирал руки, но ошибся – ноги.

Состояние ориентировки во времени .  Нарушений не выявлено.

Состояние двигательных функций руки.

В целом «пересчет» пальцев выполнил коодинированно (сначала наблюдалась асинхронность движений). Отстукивание ритма I-II-I-II… выполнил медленно, но правильно;   II-III-II – выполнил быстро, без какого-либо ритма (разрозненные удары, без соблюдения ритма). Хорошо выполнил пробу “кулак -ребро”.

Состояние слухо-моторных координаций. 

Неудача при воспроизведении заданной ритмической структуры – серий ударов, отстукиваемых вне поля зрения испытуемого, с паузами разной длительности.

Состояние речевого внимания и фонематического восприятия

Недостаточная сформированность функций рече-слухового анализатора при сохранном физическом слухе. Испытывает трудности в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).

Состояние звукового анализа и синтеза слов
Работа со слоговыми таблицами

лу

ло

тор

ха

му

хо

жа

лод

ра

ба

мяк

ху

Из 9-ти возможных слов нашел следующие: ба-ба, му-ху, жа-ба.

хо

О

чу

да

на

жи

вод

вой

мо

пру

деж

ный

жем

лод

ро

жой

Из 13-ти возможных слов нашел следующие: чу-да, вой – на.

Учет специфических ошибок

  1. Несформированность действия звукового анализа – пропуск, перестановка, вставка букв.
  2. Ошибки фонематического восприятия  (недифференцированность фонем ведет к замене звуков)- смешение букв-звуков по акустико-артикуляционному типу.
  3. Ошибки на уровне слова –дефект анализа и синтеза слышимой речи: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые  единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

Раздельное написание:  за брались (забрались).
Слитное: 
зарылисьвмух (зарылись в мох).

Заключение

Нарушения письменной речи имеют место при  значительном своеобразии как в речевом развитии (нарушение фонематического слуха), так и в замедленном (незрелом) формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, двигательных функций руки, слухо-моторных координаций); имеют место пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, следствием чего могут явиться трудности при решении текстовых задач по математике, сложности при изучении языков (иностранного и русского).

Для дальнейшего обследования необходимо: консультации невропатолога, логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядковые числительные (6 кл.). Изучение новой темы с использованием технологии развивающего обучения.

Индивидуальный подход и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроке русского языка по изучению новой тему осуществляется при помощи технологии развивающего обучения. Каждый ребенок, усвоив ...

Изучение новой темы: "Промышленный переворот в Англии"

Маршрутный лист содержит вопросы и задания , направленные на активную самостоятельную работу учащихся 7 классов. Вопросы и задания соответствуют материалу учебника Дмитриевой О.В.  Новая история ...

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...

Мастер-класс "Использование карт разума на уроках изучения новых слов"

Организация изучения новой лексики на уроках английского языка с помощью карт разума...

Использование на уроке русского языка при изучении новой темы приема предварительной коррекции

Нарушения речи многообразны у детей. Они имеют различную выраженность и зависят от различных причин. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаци...

Технологическая карта изучения новой темы Тема: “Hobbies: let’s talk about music”

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.Цель: формирование ключевых языковых компетенций.Задачи:1. Практическая:Понимать основное содержание несложных аутентичных текст...

Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)

Цели урока:Предметные:1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...