технологические карты к урокам русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Драченина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ.

        1) Определите, повествованием или описанием является каждый из текстов. Чтобы не ошибиться, не забудьте воспользоваться приемом фотографирования.

а)        Что в комнате творится! На полу под елкой игрушки: звезды, шары, половина из них побита. Вокруг елки носится Джек, наверх поглядывает. А по веткам прыгает белка. (По Г. Скребицкому)

б)        Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым спинным плавником. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом. (По К. Паустовскому.)

        2) Ученикам V класса предложили дать описание клубники. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Докажите. Какие средства языка помогли этому автору ярко «нарисовать» предмет, передать свое отношение к нему?

а)        В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зеленые ягоды. С каждым днем они становились все крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.

б)        Какая клубника красивая  и разная! Вот одна ягодка. У нее
дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода
не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое
красное яблочко. У каждой ягодки зеленый воротничок. Очень красиво!

                Описание предмета

1)  а)        Волк узкотелый, остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с темной полосой по хребту. Посредине спины легкая поперечина. (По В. Кол чину.)

б)        У нашего пастуха есть помощник — небольшая собака. Она вся черная, будто из печной трубы вылезла. Одно ухо вверх, другое вниз. Хвост бубликом. (Э. Ш и м.)

в)        И вдруг… стойка! Корпус — словно струна. Голова вытянута, хвост — стрелой. Согнутая передняя лапа чуть приподнята. На глазах собака становится длиннее вдвое. (По. А. Старостину.)

г)        Яблоня-ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23г.Сочность средняя, с характерным сладким…слегка вяжущим вкусом.

д)        Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые .Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину.)

- Понаблюдайте  над построением описаний предмета художественного и научного стилей. Попробуйте ответить на вопросы:

 - какие автор выбирает детали предмета, признаки?

-  какие средства языка использует для их обозначения?

2) Охарактеризуйте речевую ситуацию. Какого стиля и типа речи этот фрагмент текста? Какие языковые средства использованы в нем для передачи авторского видения цветка?

В кустах расцвел красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чем-то думал. (Ю. К у р а н о в.)

3)         Познакомьтесь с текстами. Выделите описания берез. В каком тексте описывается конкретная береза, в каком — любая береза, береза вообще? Рассмотрите признаки,  объясните их отбор. Докажите, что второй текст нельзя отнести к научно-деловой речи.

а)Эта береза стара. Ее листва редеет, ветки сохнут и обламываются У нее не осталось друзей и нет уже соседей. Осталась только баня, над которой береза склонилась и ворчит, все шепчет что-то!
          Ночью
она похожа на большую ворону, которая машет крыльями, но не может улететь. Только прерывисто  дышит. (По Ю. Куранову)

б) - Гляди, береза треугольником огорожена. Доску на столбике видишь?  Читай, вслух читай, что там написано!

  • Карельская береза ... Элита ...
  • Ну?
  • Элита, дядя Ваня, я знаю, что такое,— улыбнулся Олег, не испытывая никакого напряжения.— Так это береза ... береза высшего класса?
  • Верно, Олег, верно.

Верилось и не верилось. Уж больно смущал его вид карельской березы: поставь ее рядышком с любой простой березой, та будет красавицей, а эта ... эта дурнушка. Неприглядна, убога, жалка ... Где атласно-белый ровный светящийся ствол? Где кудрявые ветви? ... И это — элита? Высший класс?!

Ствол, Олег прицелился глазом, серый, почерненный, белизны ну совсем маленечко, кора в глубоких — ромбических — трещинах. Ветви где-то вверху, и мало их, мало. А разве это украшает березу, элитную? Ствол от комля до вершины какой-то уродливый, в наплывах, будто под корой береза прятала кувшины. Втулка на втулке по всему стволу.

Все это он выложил Паклину слово в слово, ожидая, что тот сейчас обидится, разгневается, прогонит прочь. Лесник же, выслушав, жесткими пальцами взъерошил Олеговы волосы, рассмеялся и — похвалил! Вот те раз!

— Всю суть схватил. Молодец! Вот это, Олег, запомни, и есть внешние признаки карельской березы! — И стал загибать пальцы: — Наплывы на стволе, трещины на коре, слабо выраженная крона, зачерненность коры, невзрачный вид ... (По В. Бочарникову.)

4)         Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая
вещь»? Прежде чем ответить на вопрос, решите, какой стиль предполагает данная
тема.

а)        Моя любимая вещь — лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра.

б)        Моя любимая вещь — коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

5) Рассмотрите собаку, изображенную на картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Обратите внимание на ее внешность, позу, взгляд. Составьте рабочие материалы для художественного описания этой детали картины.

  1. Найдите речевой недочет в тексте. В чем он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведенного перечня: а) замена местоимением; б) замена
    синонимичным для данного текста словом; в) исключение слова.

Мое любимое дерево — береза. У березы стройный ствол. Кора у березы тонкая, белая, с темными линиями. Ветви березы свисают вниз.

  1. Удачно ли, по-вашему, выполнил предыдущее задание ученик, если отредактированный им текст выглядит так:

     Мое любимое дерево — береза. У нее стройный ствол. Кора у нее тонкая, белая, с темными линиями. Ветви у нее свисают вниз.

8) Отредактируйте тексты.

а)        Сани у Деда Мороза были красивые, легкие. Посох был
блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

б)        Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки были белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него были зеленые, а зрачки узкие-
узкие.

  1. Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Kaкие средства языка помогли ему нарисовать своего «героя»? Перескажите текст, постарайтесь сохранить при этом образность и эмоциональность отрывка; озаглавьте текст, передан основную мысль.

а) Посреди двора стоял петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира. Блестели зеленые и голубые отливы его доспехов. Развевались атласные ленты: красные, черные и белые. (По А. Куприну.)

б) Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш. (По А. Куприну.)

  1. Помоги героям из рассказа Ю. Яковлева, назовите цветок, которого они не знают:

— Мама, мы нашли странный цветок! Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

  1. Представьте, что у вас пропала собака (кошка, попугай и т. п.). Вы очень хотите найти ее. Для этого надо сообщить всем о приметах, признаках вашей собаки (кошки и др.). Какого стиля и типа речи нужно составить текст? Напишите его.



Предварительный просмотр:

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ4

  1. По цели высказывания данное предложение
  1. повествовательное  (п.ч. в нём содержится сообщение о том, что … )
  2. побудительное  (п.ч. в нём содержится просьба, приказ или пожелание)
  3. вопросительное  (п.ч. в нём содержится вопрос)
  1. По интонации предложение
  1. невосклицательное (. ?)
  2. восклицательное (!)
  1.  По наличию грамматических основ предложение
  1. Простое (п.ч. одна грамматическая основа)
  2. ССП (сложносочинённое предложение) – (п.ч. два простых предложения связаны между собой сочинительным союзом (и, но, а, да, или, то - то, не то - не то, тоже, также) и равноправны по смыслу.)  [ ], и [ ].
  3. СПП (сложноподчинённое предложение) – (п.ч. два простых предложения связаны между собой подчинительным союзом (если, потому что, когда, что, который … - похожи на вопросы) и одно предложение зависит от другого.)   (Если ), [ ].  [ ], (когда ),
  4. БСП (бессоюзное сложное предложение) –  (п.ч. два простых предложения не связаны между собой   союзами   и равноправны по смыслу.) [ ], [ ].
  • Найти грамматические основы и указать, чем они выражены
  •   Если простое предложение, см. IV  
  • Если сложное предложение:        1) разбираем первое простое предложение (см.  IV, V, VI)

2) разбираем второе простое предложение (см.  IV, V, VI)

IV. По наличию главных членов предложение

  1. Двусоставное (п.ч. есть подлежащее и сказуемое);
  2. Односоставное (п.ч. есть только  подлежащее (или сказуемое));
  1. По  наличию второстепенных членов предложение
  1. Распространённое (п.ч. есть второстепенные члены)
  • Найти второстепенные члены, указать, чем они выражены                
  1. Нераспространённое (п.ч. нет второстепенных членов)
  1. Данное предложение
  1. Ничем не осложнено
  2. Осложнено:

А) обращением

Б) однородными подлежащими, сказуемыми, определениями, обстоятельствами, дополнениями

В) вводными словами или предложениями

Г) причастным или деепричастным оборотом

VII.  Нарисовать схему предложения.

Примеры разборов: Весной расцветают душистые ландыши, подснежники и мимозы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осл. однородн. подлеж.) [= –  , – ,  – ].

Когда идёт снег, на душе становится легко и приятно.(Повеств., невоскл., СПП:1 п.п.-

двусост., нераспр., не осл.;2 п.п. – односост., распр., осл. одн. сказ.) (Когда = – ), [ =  и  = ].

Пришла долгожданная весна, и за окном запели свои песни соловьи и жаворонки. (Повеств., невоскл., ССП: 1 п.п. – двусост., распр., не осл.; 2 п.п.- двусост., распр., осл. одн. подлеж.)  [ = – ], и [ =  –  и  – ].

Покрыл землю белый снег, на улице похолодало. (Повеств., невоскл., БСП: 1 п.п. – двусост., распр., не осл.; 2 п.п. – односост., распр., не осл.) [ = – ], [ = ].



Предварительный просмотр:

Спряжение глагола

I  спр.

II спр.

-ешь

-ет

-ем                      -ут (-ют)

-ете

-ишь

-ит

-им                      -ат (-ят)

-ите

Слова-исключения

Брить, стелить

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И держать, смотреть, вертеть.

Как определить спряжение глагола

  1. Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
  2. Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь       летят      II спр)
  3. Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают        читать      I спр.)

Спряжение глагола

I  спр.

II спр.

-ешь

-ет

-ем                      -ут (-ют)

-ете

-ишь

-ит

-им                      -ат (-ят)

-ите

Слова-исключения

Брить, стелить

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И держать, смотреть, вертеть.

Как определить спряжение глагола

  1. Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
  2. Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь       летят      II спр)
  3. Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают        читать      I спр.)

Спряжение глагола

I  спр.

II спр.

-ешь

-ет

-ем                      -ут (-ют)

-ете

-ишь

-ит

-им                      -ат (-ят)

-ите

Слова-исключения

Брить, стелить

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И держать, смотреть, вертеть.

Как определить спряжение глагола

  1. Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
  2. Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь       летят      II спр)
  3. Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают        читать      I спр.)

Спряжение глагола

I  спр.

II спр.

-ешь

-ет

-ем                      -ут (-ют)

-ете

-ишь

-ит

-им                      -ат (-ят)

-ите

Слова-исключения

Брить, стелить

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И держать, смотреть, вертеть.

Как определить спряжение глагола

  1. Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
  2. Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь       летят      II спр)
  3. Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают        читать      I спр.)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

 «Обращение». «Сложное предложение»

Задание 1.

Прочитайте отрывок из сказки А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите обращения.

- Добрый день, Кенга, - сказал Пух.

- Добрый день, Пух.

- Смотри, как я прыгаю.! – пропищал Крошка Ру и упал в очередную мышиную нору.

- Привет, Ру, малыш!        

 - Мы как раз собираемся домой… - сказала Кенга. – Добрый день, Кролик. Добрый день, Пятачок.

        

Задание 2.

Дома придумайте и запишите диалог на тему приветствия.

        Задание 3.

 Прочитайте предложения. Выделите грамматические основы. Определите, какие предложения простые, а какие сложные.

  1. Сверкающие росой маргаритки прятались в траве, и только их бледно-розовые лепестки выделялись на зелёном фоне.
  2. Листики берёзы пахли свежестью и привлекали своими нежными очертаниями.
  3. Весеннее солнце бьёт в глаза и освещает ярким светом улицы, витрины магазинов, машины.
  4. Лес наполнился птичьим пением, вот и кукушка закуковала.
  5. Травы в поле наклонились под сильным летним дождём, а деревья с радостью впитывали падающую с небес влагу.
  6. Всё живое радуется приходу весны, и оживает, и трепещет под солнечным сиянием.
  7. Весёлые шмели, луговые травы, первые ландыши и трели соловья – всё это приметы июня.
  8. Вереск на холмах уже расцвёл, и пчёлы озабоченно кружились над ним.

Задание 4.

Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложных предложениях.

        Как-то ночью пришел первый заморозок.

        Он надышал холодом на окна в доме т они запотели. Заморозок засыпал зернистым инеем крыши захрустел под ногами. Одни звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче.

        Задание 5.

Прочитайте начало стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите, простое это предложение или сложное. Есть ли в нём однородные члены? Составьте схему.

        Роняет лес багряный свой убор

        Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день, как будто поневоле,

        И скроется за край окружных гор.

        Задание 6.

Составьте из двух простых предложений сложное, подставляя союзы а, но, и, что, чтобы, потому что.

Образец: Дул сильный ветер. Лодка упрямо боролась с волнами. – Дул сильный ветер, но лодка упрямо боролась с волнами.

  1. Пригрело яркое солнышко. Показалась из земли первая травка.
  2. Сверкнула молния. Загремел гром.
  3. Была дождливая погода. Туристы вышли в путь.
  4. Луна ярко освещала небосвод. Звёзды казались мерцающими в её свете.
  5. Я взглянул в окно и увидел. Дерево было повалено ураганом.
  6. Я не мог приехать вовремя. Поезд опоздал почти на два часа.

Задание 7.

Чем сложноподчинённое предложение отличается от сложноподчинённого и бессоюзного? 

Указывая номер предложения, укажите, каким оно является: простым, ССП,  СПП  или БСП. Рядом начертите схему данного предложения.

  1. Из сада доносится пение и гомон птиц.
  2. В лесу слышится тонкий голосок малиновки а над полем разносятся звонкие трели жаворонка.
  3. В тёмной глубине чащи нежно белеют серебристые ландыши над болотцем ярко желтеют купавы.
  4. В лучах утреннего солнца сверкают верхушки огромных сосен и стройных елей  стволы которых желтеют от потоков света.
  5. Радостно льётся лёгкий аромат весеннего воздуха над быстрым прозрачным ручейком.
  6. В низинах ещё стелется молочно-белый туман а на полянах начинают распускаться ромашки.
  7. Как и ранней осенью весной в лесу веет прохладой.
  8. Не только человек но и всё живое радуется весне потому что обновляется вся природа.

Задание 8.

Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Ещё трава полна полночных слёз

И где-то гром вдали гремит раскатом…

Выучите стихотворение  А. Блока наизусть.

        Задание 9.

Расставьте знаки препинания. Начертите схемы сложных предложений.

        Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог перебирались через сухие болота, где нога тонула по колено в коричневых мхах.

        Жара густо настаивалась на хвое. Устало никла трава пахло горячей сосновой корой и земляникой. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.

        Жара измучила природу. Казалось что лес тихо тлеет от солнечного зноя.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  (5 класс)

«Простые и сложные предложения»

Задание 1.

Выберите из предложенных ниже заданий одно (А, Б, В или Г),  которое вы можете выполнить.

А)  Выпишите из записанных  ниже предложений только грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

Б) Начертите схемы записанных  ниже предложений.

В)  Сделайте синтаксический разбор простого предложения из записанных  ниже предложений на ваш выбор.

Г) Выпишите сложное предложение на выбор, расставьте знаки препинания, начертите схему данного предложения.

1) На далёкий остров прилетают чайки.

2) Стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки.

3) Ночью темнота шумела плеском дождя и ударами ветра.

5) Появились золотые листья на деревьях.

6) Поезд нёсся по глухим просторам мимо спящих во тьме деревень.

7) Утро раскинулось ясное умытое тихое и солнце пригревало землю.

8) Я знал, что это случится.

9) Я привстал и выглянул в окно.

10) Кончился осинник и опять потянулась холмистая равнина.

Задание 2.

Выберите из предложенных ниже заданий одно (А, Б, В или Г),  которое вы можете выполнить.

А)  Распределите номера предложений на три столбца (знаки препинания не расставлены):

Простое предложение

Союзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение

Б) Из записанных ниже предложений выберите только союзные сложные предложения и начертите их схемы.

В)  Из записанных ниже предложений выберите только простые предложения и выпишите их грамматически основы.

Г) Из записанных ниже предложений выберите только бессоюзные сложные предложения и начертите их схемы.

  1. После долгой возни дверь отворилась и мы вошли в дверь.
  2. Два раза ложился он спать и просыпался.
  3. Земляника душистая ягода.
  4. Около деревьев ходила чёрная корова и обнюхивала прошлогодние листья.
  5. Мы не видели, когда он уехал.
  6. Глубокой ночью воют от тоски волки рыщут рыси прячутся мелкие зверушки.
  7. Вода в пруду почернела лёгкая лодочка уже скользила по ней.
  8. Я верю что ты мне поможешь.
  9. Он что-то поднял с земли и бросил в костёр.
  10. Тут он опять оглянулся окинул взором видимый ему мир.

Выберите одно из заданий (№ 3, 4 или 5) на выбор по своим силам и выполните его.

Задание 3.

- Придумайте предложения, соответствующие схемам.

  1. [ - O , и O, и O]                        3) [-=], [ - O, O, O]
  2. [- =], и [ O, O и O - = ]                4) [-=], (что -=)

Задание 4.

- Запишите текст, выделяя грамматические основы предложений и расставляя знаки препинания. Выделите, если есть, союзы.  Начертите схемы предложений.

        Он полз бесшумно пока ветки (не) ударили его по лицу. Он ощупал их и нашёл в них иглы. Направо он нащупал другие кусты. Они были выше и росли реже и кора у них была гладкая.

Задание 5.

Выберите из предложенных ниже заданий одно (А,  Б или В),  которое вы можете выполнить.

А) Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Начертите схему одного из предложений на выбор.

Б)  Выпишите второе предложение, подчеркните грамматическую (ие) основу(ы) и однородные члены предложения. Начертите схему предложения, указывая в ней все однородные члены.

В)   Выпишите третье предложение, подчеркните грамматическую (ие) основу(ы) и однородные члены предложения. Начертите схему предложения, указывая в ней все однородные члены.

        1) По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. 2) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков. 3) Путешествие утомило Каштанку уши и лапы её озябли и к тому же она была голодна.

        Задание 6.

Устное упражнение.

- Ответьте устно на поставленные вопросы:

1) Какие предложения называются простыми?

2) Какие предложения называются сложными?

3) Чем отличаются простые предложения от сложных?

4)?Что нужно найти в предложении, чтобы доказать, что оно сложное?

5) По какому признаку различаются бессоюзные и союзные сложные предложения?

6) На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?

Задание 7.

- Выполните синтаксический разбор одного из предложений на выбор (расставляя знаки препинания).

1) Весна начинается медленно и осень подкрадывается незаметно а зима  приходит внезапно.

2) Лесные птицы глухари тетерева рябчики летом и осенью питаются ягодами.

3) Скоро придёт весна  развернутся на дубах листочки.

4) Родина Как часто думаю я о тебе!

5) Колосья шепчутся друг с другом ветер играет с ними.

6) Скоро будет дождь потому что стрижи летают низко над землёй.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тема:  ГЛАГОЛ

  1. Инфинитив глагола (неопределённая форма)

Что делать?                        (гласн.          )ТЬ,  ТИ, ЧЬ                  Что сделать?

  1. Вид глагола

несовершенный вид                                                               совершенный вид

  1. Время глагола

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

- личные окончания глагола

- что делает?

- формообразующий суффикс –л-

- что делал(а,о,и)?

- простая форма (при помощи         )

- что сделает?

- сложная форма (при помощи слов буду(ешь,ете)

- что будет(ешь, ете) сделать?

  1. Лицо глагола

лицо

ед.число

мн.число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы (Вы)

3 лицо

Он, она, оно

они

  1. Спряжение глагола

I  спр.

II спр.

-ешь

-ет

-ем                      -ут (-ют)

-ете

-ишь

-ит

-им                      -ат (-ят)

-ите

Слова-исключения

Брить, стелить

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И держать, смотреть, вертеть.

  1. Как определить спряжение глагола
  1. Поставить глагол в 3 лицо мн.ч. (они)
  2. Если окончание ударное, то смотри: ут(ют) – I спр.; ат(ят) – II спр. (лететь       летят      II спр)
  3. Если окончание безударное, то глагол ставим в инфинитив, если оканчивается на ИТЬ – II спр., если другое – I спр. (например, читают        читать      I спр.)

  1. Переходность – непереходность глаголов

Сочетается с сущ. в В.п. без предлога                        Все остальные глаголы

(писать письмо,  строить дом)                                (прийти в магазин, писать брату)

                                

  1. Возвратность – невозвратность глаголов

ся (сь) смеяться                                                                ся (сь)  (читать)

  1. Разноспрягаемые глаголы

Бежать, хотеть, есть, дать.

                                                            10) Наклонение глагола

Изъявительное

Условное

Повелительное

- имеет 3 формы времени (читаю, прочитаю, читал)

- прош. время + -Л-

(прочитал бы)

Что делай? Что сделай?

(читай, прочитай, прочитайте)

(неси, принеси, принесите)

  1. Морфологический разбор глагола3

Схема разбора:

  1. Гл.слово (сущ., местоим.) (?) ….. – глагол.
  2. Н.ф. – инфинитив. Пост.: вид, спряжение ,(переход.-непереход., возвратн.-невозвратн.); непост.: (наклонен.), число, время, лицо, род (в прош.вр.)
  3.      Гл.слово (сущ., местоим.) (?) ……….

Пример:  Работа и мучит,  и кормит, и учит3.

  1. Работа (что делает?) учит – глагол.
  2. Н.ф. – учить. Пост.: несов.в., II спр.; непост.: в ед.ч., наст.вр., 3 л.
  3. Работа (что делает?) учит.

  1. Работа (что делает?) учит – глагол.
  2. Н.ф. – учить. Пост.: несов.в., II спр., непереходн., невозвратн.; непост.: в изъявит.накл., ед.ч., наст.вр., 3 л.
  3. Работа (что делает?) учит.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Проверяемые согласные в корне слова». «Непроизносимые согласные в корне слова»

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Составьте и запишите с каждым словом словосочетание, подбирая подходящие по смыслу слова для справки.

        Ноч…ная……………………., извес…ный………………………, чудес…ная…………., поз…ний………………,    мош…ный…………………., чудовищ…ное ……………, страс…ное………….., опас…ный……………………., праз…ничный………………….., учас…ник………………………………… .

        Слова для справок: писатель, спортсмен, мгла, подъём, желание, погода, звонок, преступление,  соревнования, наряд, заряд.

Задание 2.

Запишите слова, подбирая к ним проверочные.

Пруд……………………..                мороз…………………………..

просьба……………………                луг……………………………….

чудесный……………………..                словесный……………………..

окрестный…………………….        ужасный……………………….

местность……………………..         известность…………………..

корыстный……………………        сладкий…………………………..

праздник………………………        чувствовать…………………….

косьба……………………………        молотьба…………………………

здравствуй…………………….        грустный…………………………

хрустнуть……………………                страстный………………………

блеснуть………………………        звёздный……………………………

Задание 3.

Запишите пословицы и загадку, выбирая нужную букву и подбирая проверочные слова.

  1. Тру(д, т)  кормит, а лень портит. 2) Кому мир не доро(г, к), тот нам воро(г,к). 3) Чтобы ры(б, п)ку съесть, надо в воду ле(з, с)ть. 4) Около проору(б,п)ки белые голу(б,п)ки.

Задание 4.

От каких слов образовались данные ниже слова? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы.

Образец: грустный – грусть.

        Грустный - …………………                 прелестный - …………………..,

 местный - …………………,                 ненастный - …………………….

 редкостный - ………………                 властный - …………………….,

 проездной - …………………,         областной - ……………………,

 завистливый - ………………,         участливый - …………………,

 тростник - …………………,          агентство - …………………..

Задание 5.

Заполните таблицу данными ниже словами. Подчеркните орфограммы, над которыми вы работали.

                        Орфограммы-согласные.

Глухие и звонкие согласные на конце слов и перед согласными

Непроизносимые согласные

Удвоенные согласные

        Скобка, участник, чувствовать, лестница, агентство, сумма, орфограмма, рассказать, беседка, приставка, рекорд, оттащить.

.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Прямая речь», «Диалог»

        Задание 1.

Прочитайте отрывок из сказки А.А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Найдите прямую речь и слова автор, определите их место по отношению друг к другу.

        Попрыгав хорошенько, Пятачок вытер лапки о живот и сказал: «Что мы теперь будем делать?»,  а Пух сказал: «Пойдём навестим Кенгу, Ру и Тигру», и Пятачок сказал: «Д-д-давай          п-п-пойдём», потому что он всё ещё немножко побаивался Тигру. Тигра был ужасно прыгучий, и у него была такая манера здороваться, что у вас потом всегда были полны уши песку, даже после того, как Кенга скажет: «Тигра, деточка, осторожно!» - и поможет вам встать.

        Найдите и укажите обращения.

        

Задание 2.

 Дополните предложения прямой речью, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Пятачок испуганно закричал……………………………………………………………. .
  2. ……………………………………………………. недовольно заявил Винни Пух.
  3. Ослик Иа грустно промолвил …………………………………………………………..

Задание 4.

Составьте предложения по схемам. запишите их в тетрадь.

  1. «П,» - а.
  2. А: «П?»
  3. «П?» - а.

Задание 5.

Прочитайте отрывок из сказки А.А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Сколько персонажей участвуют в разговоре? Как называется такой разговор? Прочитайте выразительно по ролям.

        Итак, Винни Пух отправился к своему другу Кристоферу Робину, который жил в том же лесу, в доме с зелёной дверью.

   - Доброе утро, Кристофер Робин! – сказал пух.

   - Доброе утро, Винни Пух! – сказал мальчик.

   - Интересно, нет ли у тебя случайно воздушного шара?

   - Воздушного шара?

   - Да, я как раз шёл и думал: «Нет ли у Кристофера Робина случайно воздушного шара?» Мне было просто интересно.

   - Зачем тебе понадобился воздушный шар?

Винни Пух оглянулся и, убедившись, что никто не подслушивает, прижал лапу к губам и сказал страшным шёпотом:

- Мёд.

        Задание 6.

Прочитайте диалог из стихотворения К Чуковского «Телефон». Расставьте знаки препинания.

        А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

Погодите медведь не ревите.

Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему –

Не пойму.

Повесьте, пожалуйста, трубку!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Род имён существительных»

        

Задание 1.

Определи по словарю род существительных, согласуй с ними прилагательные, запиши словосочетания.

Имя, известный; фамилия, знакомый; гортань, напряжённый; госпиталь, военный; деталь, запасной; кашель, сильный; лазурь, светлый; изморозь, белый; снегирь, красногрудый; рысь, хищный.

Задание 2.

Прочитай, по словарю выясни, какие из вариантов приняты сейчас в языке. Подчеркни их.

Зал — зала — зало, чернило — чернила, плацкарт — плацкарта, кофе — кофий, одна туфля — один туфель, один ботинок — одна ботинка.

Задание 3.

Допиши нужное.

Мать говорит сыну: "Нельзя быть так        неряхой". Эт… маленьк..... непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты. Мой брат Витя — настоящ.... забияка. Моя сестра Лена — всем известн… тихоня. Ваш Вовочка — очень избалован… дитя. По отношению ко мне вы не можете быть строг.... судьей, Вера Ивановна. Мария Степановна — лучштттт кондуктор в нашем автобусном парке. Залит… солнцем Миссисипи катил… свои воды.

Задание 4.

Прочитай.

Витя выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы. Он спрашивает сестру:

  • Оля, часы, по-твоему; какого рода?
  • Какие часы?— кричит Оля из кухни.
  • Папины часы,— отвечает Витя.

Оля, не задумываясь, решает: "Если папины часы,  значит,  мужского рода, мамины — женского ".

Правильно ли рассуждает Оля? К какому роду отнесешь ты существительные обои, сани, щипцы, мышцы, опилки, отруби, ножницы, брюки,  трусы, очки, ворота, именины, вилы, грабли, сумерки, сутки, каникулы?

- Ответ ищи в учебнике.

- Я думаю, что в учебнике об этом сказано не очень ясно. Найди и перечитай в этом параграфе то место, где я рассказывала, как определить род.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тире между подлежащим и сказуемым

1)        «Жила-была Связка Быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

- В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.

- Хорошо, - соглашалось Подлежащее,- но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределённой формой глагола.

- Согласно, кивало сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования, кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частице не.

        На этих условиях  Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего и будущего времени.»                                                

                                                                                                В. Бурмако.

2) В прошедшем времени: Мой брат всегда был учителем.

    В будущем: Мой брат всегда будет учителем

    В настоящем: Мой брат – учитель.        

3) Шарады – это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено или описано самостоятельно. По этим описаниям и нужно разгадать целое слово.

Например:                Первое – нота,

                        Второе – то же,

                        А целое – на боб похоже. (фа-соль)

1. Первый слог мужское имя,

    Буква гласная  второй.

    Слово в целом знак почтовый,

    Угадайте вы, какой?

2. Моё начало буква алфавита,

    Которая всегда шипит сердито.

    Второго корабли боятся

    И обойти его стремятся.

    А целое весной жужжит:

    То сядет на цветок, то снова полетит.

3. Начало слова лес,

    Конец стихотворенье,

    А целое растёт,

    Хотя и не растенье.

4. Первое нота,

    Второе игра.

    Целое встретится у столяра.

5. Мой первый слог предлог,

    Второй сигнал беды.

    А весь я иногда

    Вам нужен для воды.

6. Слог первый мой предлог;

   Второе летний дом;

   А целое порой

  Решается с трудом.

        - Расставь знаки препинания, отгадав шарады. Ответы впиши в скобки.

4) Расставь знаки препинания. Если возникнут трудности, перечитай правило.

  • Доброе начало половина дела.
  • Семь загадочное число.
  • Сады сажать жизнь украшать.
  • Пустой колос всегда кверху нос дерёт.
  • Ум одежда, которая никогда не износится.
  • У лжи ноги коротки.
  • Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.
  • Человек неучёный что топор неточёный.
  • Век прожить всякое пережить.

5)  Вспомните и подберите пословицы и поговорки, в которых можно применить правило «Тире   между подлежащим и сказуемым».



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

5 КЛАСС

Тема: «Стили речи»

  1. Работа над понятием «Речевая ситуация»

Упражнение 1.

1. Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а)         С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по
временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается
рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на
мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь,
ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б)        В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,
временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем
5 - 7°.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

                                                        с одним человеком(1-1)

         с кем говорим?           со многими людьми (1 – много)

                          в неофициальной обстановке (НО)        

Речевая ситуация          где?

                          в официальной обстановке (ОО)

                                                                                              общение

        с какой целью?        сообщение

                                        воздействие

Упражнение 2.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
 
Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те,  которые
обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Упражнение 3.

         Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?
Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые
обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю
группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на
воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведениях о местности, рассказывать сказку малышу.

В разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т.е. пользуемся разными стилями речи

Речь

        

разговорная

книжная

Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми, обычно в домашней  (неофициальной) обстановке

 (1-1, НО)

Обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах и газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах

(1- много, ОО)

Упражнение 4.

Прочитайте тексты  и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности

или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом — официальные (книжные).

а) Женя помолчала и опять спросила:

— Оля, а кто такой Тимур?— . . . Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический с л о в а р ь.)

Упражнение 5.

 Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.

а)        Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала
определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

б)        Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

                

Разговорный стиль речи

Книжные стили

Художественный стиль речи

Научный стиль

1) он обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке;

1) он используется в художественных произведениях;

  1. используется в научных статьях, энциклопедиях, учебной литературе, словарях

2) задача речи — поменяться впечатлениями (общение);

2) его задача — нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства (эмоции) автора;

2) его задача –  точно передать научную информацию.

3) высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику;

3) высказывание обычно бывает конкретным (описывается именно эта береза, а не береза вообще), образным, наглядно представляемым, эмоциональным;

3) высказывание конкретное, логичное, отсутствуют эмоциональные слова, содержатся точные факты, цифры

4) к характерным языковым средствам относится: разговорные слова и выражения, эмоционально-оценочные средства, в частности с суффиксами -очк-, -еньк-, -ик-, -к-, -оват-, еват-; глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала   действия,   обращения;   побудительные,   вопросительные или восклицательные  предложения.

4) к характерным языковым средствам относятся: слова с конкретным   значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака предмета или действия;   слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия, глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего, 2-го лица вместо 1-го; предложения вопросительные, восклицательные, предложения с однородными членами

4) к характерным языковым средствам относятся: термины, сложные предложения; часто используются прилагательные

Упражнение 6.  Определите, к какому стилю речи относятся приведённые ниже тексты. Докажите.  

        а)        Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза
щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. (По А. И. Куприну.)

б)        —Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

— Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

в)        Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти,  
острижена «под льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на'
конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.

г)        Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак.
Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся
 колечками или шнуром. Цвет шерсти
белый, черный, серый, коричневый.

1) С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились. (По К. Паустовскому)

          2) Атмосферные осадки — вода в жидком или твёрдом состоянии (дождь, снег, крупа, наземные гидрометеоры и пр.), выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земной поверхности и на предметах. Осадки измеряются толщиной слоя выпавшей воды в мм. В среднем на земном шаре выпадает около 1000 мм осадков в год, а в пустынях и в высоких широтах менее 250 мм в год. (Из Большой Советской Энциклопедии)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Разделительные Ъ и Ь»

        Задание 1.

 - Прочитайте стихотворение А.Ахматовой, вставьте, где надо, мягкий знак.

        Мурка, не ходи, там сыч…

        На подушке вышит,

        Мурка серый, не мурлыч…,

        Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,

И скребут…ся мыши.

Я боюсь того сыча,

Для чего он вышит?

- Подготовьтесь писать стихотворение по памяти.

        

Задание 2.

- Выпишите из текста глаголы с ь после шипящей.

        Съеш…, пожалуйста, пирожок. Ты сделаеш… это задание? Реж…те хлеб и маж…те его маслом. Надо стрич…ся вовремя. Пора стереч… урожай. Увлеч…ся какой-нибудь наукой – это очень полезно занятие. Куда так несёш…ся? Когда приедеш… на место, покажеш…ся моему знакомому. Надо береч… нашу природу. Придёт…ся потрудит…ся над этим упражнением.

        Задание 3.

- Вставьте, где надо, разделительные мягкий и твёрдый знаки. Вспомните правило правописания твёрдого разделительного знака.

        Бур…ян, с…экономить, под…езд, в…ётся, солов…и, ин…екция, пред…юбилейный, раз…единить, анти…аварийный, трех…этажный, сем…я, бар…ер, об…яснить, без…облачный, гост…я, сер…ёзный, обез…яна, заяч…и, лис…и, медвеж…я, раз…узнать, павл…он, с…едобный, шит…ё, бул…он.

- Составьте словосочетания или предложения со словами: заяч…и, лис…и, медвеж…я.

        Задание 4.

- Найдите и выпишите в каждом столбике слово, отличающееся написанием.

В…юга,                Ад…ютант,                        Под…ехать

        вороб…и,                солов…иный                        двух…ярусный,

        с…езд,                        в…ётся,                        об…ятие,

        л…ю.                        осен…ю.                        медал…он.

        Задание 5.

- Образуйте новые слова с помощью приставок об-, с-, над-, в-, раз-.

- Какую букву вы напишите после приставки?  Выделяйте графически приставки и подчеркните разделительный твёрдый знак в тех словах, где он есть.

        Ехать, ездить, явиться, есть, яриться, ёжиться, экономить

        Задание 6

- Запишите слова в два столбика: в левый – слова с разделительным мягким знаком, в правый – с разделительным твердым знаком.

        Ш…ёт, в…ёт, п…ют,  л…ют, б…ью, с…ел, обез…яна, об…явление, под…ём, с…ёмка, солов…и, об…ятие, из…ян, от…езжать, счаст…е, весел…е, ненаст…е, раз…яснять, пред…являть, бур…ян, в…юга, вороб…и.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Число имени существительного»

Задание1

Исправь ошибки. Как ты думаешь, почему они произошли?

Чего только не было в магазине! И сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и таены, и вермишели, и ветчины, и дрожжа... Всего не перечислишь!

Задание 2

        В специально отведённое место впиши формы именительного падежа множественного числа рядом стоящего существительного.

Директор - …………..; инспектор - ….………; катер - .…………; колесо - …..……….; мех - ………; якорь - …….; бухгалтер - …………; ветер - …………;вода - …………….;

инженер - …………… лектор - …………….; месяц - ………………..; почерк - ………….;

волчонок - ……………; зайчонок - …………; лисёнок - ………….; мышонок - ………….;

звено - …………; клин - ……………… ..

Задание 3

Образуй именительный падеж множественного числа существительных, впиши слова в соответствующие места, поставь ударение в них.

Магазин —……….., вагон —…………, трамвай —……..…., поезд —……….….        , космонавт —………..,пассажир —…….., автомобиль —………..,         , театр —……….        , музей —…….., улица —        , лестница —……..,         , профессор —………..        , пастбище —……., растение — …………, доктор —……………, слесарь —…………, сторож —………, шофер —………, инженер — ……..        , трактор —……        ,стакан—……

Теперь ты видишь, что окончания разных имён существ тельных во множественном числе во многих случаях одинаков г Что же происходит с ними? Стирается разница? Какая разница чем?

А это и есть ответ на вопрос, поставленный на  предыдущем уроке:: родовые различия стираются между словами во -множественном числе. Род мы можем определить только в существительном единственного числа. Те же, которые не способны иметь его, не имеют рода. А как определить род слов брюки, носилки, часы, кудри и других?!

Задание 4

Найди правильную форму множественного числа существительных. Это хитрые слова!

Человек —….., судно —......., курица —………, лист (бумаги) —…….., лист (дерева)—…….., зуб (кота) —…………., зуб (бороны)—         , мех (лисицы) — …………..        , мех(кузнечный) — ……………, зелень —         , порт —        , фронт —………….         , якорь — ……………,:

шинель — ………. ,   ясень —………… .

Задание 5

Подчеркни те существительные, от которых можно образовать множественное число.

Бельё, большинство, равенство, гвардия, ботва, рожь, овес, клюква, морковь, боб, бег, радость, горе, скука, чистота, красота, ход.

Задание 6

Напиши сказку "Караул! Пропало чисто!". Потерялась форма единственного, а может быть, множественного. И что произошло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Технологическая карта  составлена  к уроку  русского языка в 5 классе  "Тема, основная мысль и структура текста".В ней  представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...

Технологическая карта к уроку русского языка в 11 классе

Данный урок предполагает ведение профильного обучения русскому языку в старших классах по УМК Богдановой Г.А и Виноградовой Е.М....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...