План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Скворчевская Ирина Ивановна

План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_5_klass.docx697.23 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися,

1.Организационный момент

 Мотивация.

Урок ведёт учитель русского языка

( 2 мин.)

Учитель.

 Вступительное слово.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

2.Постановка целей и задач.

( 1 мин.)

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. И к концу урока мы должны научиться  писать сочинение-рассуждение.

3.Усвоение содержания учебного материала.

     Инсценировка

(3 мин.)

  Работа со словарём?

( работа в парах)

(5 мин.)

Предложены словари:

Словарь В.И.Даля

Словарь С.И.Ожегова

   

Идёт беседа, в ходе которой  строится схема рассуждения

 

Учащиеся показывают сценку:

- Саша, пойдём  поиграем в футбол.

-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.

- А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

-Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

-Ну, как хочешь.

Учитель задаёт вопросы:

Сколько точек зрения присутствует в диалоге. ( Две)

Какова его тема? ( Спорт. Нужен ли он?)

Можем ли мы эту тему назвать спорной? (Да)

Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия?

 

 Учащимся предлагается поработать со словарями ( работа в парах).

   Спор – « словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё. Спор о словах, пустой» (Словарь В.И.Даля,стр.461,т.4)

             « 1.Словесное состязание , обсуждение чего-н., в к-ром каждый отстаивает своё мнение. Вести спор.2. Разногласие, разрешаемое судом. Спор о наследстве.» ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, стр. 746)

Дискуссия – в словаре Даля слова нет.

                    « Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия. Вступить в дискуссию. ( Толковый словарь русского языка  С.И.Ожегова, стр.163)

Учитель:

 Как мы называем такие слова?  (Новые)

Учащимся предлагается составить  с ними словосочетания.

(Горячий спор, оживленный спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия)

Учитель:

Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?

Правильно, рассуждать можно и устно, и письменно.

Но надо делать это правильно.

На доске  дана схема рассуждения.

1.Тезис.

2.Доказательства ( аргументы).

3.Вывод.

4.Обеспечение осознанности формируемых знаний

 Индивидуальня работа с раздаточным материалом

( 7 мин.)

Учитель:

Предлагает  учащимся поработать с текстом ( текст распечатан на листах и лежит на парте перед каждым учащимся)

     Задания к тексту:

1. Прочитать самостоятельно.

 2.Чтение вслух.

 3. Найдите в тексте

                                  - тезис, который выдвигает автор

                                  -доказательства, приводимые в тексте

                                   -какой вывод делает автор?

 Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

См. Приложение 1. Многие считают спорт ненужным занятием. Я  не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт - это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт-то замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлыми жизнерадостным.

Спорт- это не только рекорды, очки. секунды, победы и поражения. Спорт - это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной. Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах .он  помогает стать сильным. Здоровым. Смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Вывод: Перед нами рассуждение, построенное по полной схеме.

5.Обеспечение прочности формируемых знаний

 Лексико-орфографи-

ческая работа

( 3 мин.)

Учитель:

Какие виды спорта известны вам,  назовите их.

См. Приложение 2.  ( Просмотр слайдов )

 Учащийся работает на доске, класс в тетрадях.

Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание, теннис.

6.Физминутка.

Далее урок ведёт учитель

физкультуры ( 2 мин)

  Учитель физкультуры проводит физминутку :

    Звучит музыка  

    Учащиеся под командой учителя выполняют упражнения.

7.Обучение подбору аргументов.

(5 мин.)

Во время сообщения на экране появляются слайды

См.Приложение 3.

Аргументы учащихся.

   

Учитель предлагает выслушать подготовленные сообщения  и подумать, какие аргументы в пользу спорта вы услышите.

Это и будут основные доказательства (аргументы) вашего сочинения

Учитель физкультуры:

1. В нашей  школе обучаются  654 учащихся. Из них полностью здоровы   612 человек.

Имеют ограничения по здоровью 22 человека

Имеют хронические заболевания  15 человек

 Учащихся-инвалидов в школе 5.

2. Выступает учащийся:

Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу- мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчесление - олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир», где всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов.

Прошло время. Французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!»

Учащиеся предлагают свои аргументы  « в пользу» спорта:

       спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким;

       спорт-это хороший досуг, развлечение;

       те, кто не занимаются спортом, чаще болеют;

       спорт укрепляет мир и дружбу между народами.

Речевое оформление рассуждения.

( 3 мин.)

  Урок продолжает учитель русского языка.

Урок продолжает учитель русского языка:

У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.  

   Слайд на экране.  Приложение 4 .

 Средства связи частей рассуждения

1.Тезис. Докажем это.

               Это можно доказать так…

               Почему. И вот почему.

               Это объясняется следующим.

2.Доказательство ( аргументы).

               Во-первых,…Например

               Во-вторых,…. К примеру,…

               В-третьих,…Допустим:…

3.Вывод.

              Итак,…

             Обобщим всё сказанное.

             Таким образом,…

             Следовательно,…

Эти конструкции  вы должны использовать при написании рассуждения на заданную тему.

8.Контроль усвоения

Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок

( 7 мин.)

Учитель предлагает учащимся  рабочий материал (индивидуальная работа) Приложение 5.

1.Зан…мат..ся (чем?) спортом.

   Уча..твовать ( в чём?)…

   Сор..внования (какие?)…

    Трен…роваться (где?)…

    Доб…аться победы (как?)…

    Уст..навливать (что?)…

    Проигр…вать (кому?)…

2. Даны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения; необходимо найти соответствия  и расставить схемы правильно, устно объясить постановку знаков препинания.

Схемы

 1. [ 0,..!].

 2. [ - = - - и - -, =].

 3.[- == 0: - -,- -, - -].

Предложения.

1.Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках.

2.Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.

3.Ребята, занимайтесь спортом!

9.Подведение итогов

(1 мин.)

Учитель.

  Мы с вами много сделали для того, чтобы  каждый из вас успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

10.Домашнее задание.

(1 мин.)

 Написать сочинение-рассуждение. См. Приложение 6.


Приложение 1.

Многие считают спорт ненужным занятием. Я  не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт- это здорово. (ТЕЗИС)

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт-то замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлыми жизнерадостным.

Спорт - это не только рекорды, очки. секунды, победы и поражения. Спорт- это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной. ( ДОКАЗАТЕЛЬСТВА)

   Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах, он  помогает стать сильным. Здоровым. Смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно. (ВЫВОД)


Приложение 2.

Приложение 3.


 Приложение 4 .

 

Приложение 5.

1. ЗанИматЬся (чем?) спортом.

   УчаСтвовать ( в чём?) В СОРЕВНОВАНИЯХ

   СорЕвнования (какие?) ИНТЕРЕСНЫЕ

    ТренИроваться(где?)НА СТАДИОНЕ
   ДобИваться победы (как?) НАСТОЙЧИВО

    УстАнавливать (что?)РЕКОРД

    ПроигрЫвать (кому?)СОПЕРНИКУ

2. Даны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения; необходимо найти соответствия  и расставить схемы правильно, устно объясить постановку знаков препинания.

Схемы

 1. [ 0,..!]. - № 3

 2. [ - = - - и - -, =].  -№ 1

 3.[- == 0: - -,- -, - -]. -№ 2

Предложения.

1.Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках.

2.Спорт помогает выработать в себе такие качества:силу воли,ловкость,выдержку.

3.Ребята, занимайтесь спортом!

 Приложение 6.

   Возможный вариант сочинения:

                                              Спорт – это здорово.

         Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.

        Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.

       Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

Поэтому хочется всем  посоветовать: « Посещайте бассейн и занимайтесь плаванием!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....