Применение графических схем предложений при обучении русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

Житникова Надежда Викторовна

Данная обобщающая работа преподавателя поможет применять схемы на уроках русского языка в разделе: "Синтаксис и пунктуация". Практическая значимость данного вида  деятельности очевидна. Работа с КИМАМи ЕГЭ и ГИА будет не формальной, а осмысленной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pechataniya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение графических схем предложений в преподавании русского языка.

 Всю трудовую деятельность методически работающие учителя находятся в постоянном поиске новых форм и методов обучения, которые приносили бы детям радость, а им надежный результат.

Нужно заметить, что сегодня на уроках русского языка учитель не часто обращается к работе со схемами. А ведь это важный этап деятельности на урочном занятии. Во-первых, эта работа развивает внимание, учит видеть строение предложения и намечает путь рассуждений ученика, во-вторых, развивает воображение, память, в – третьих, воспитывает наблюдательность.

 Обратите внимание на то, что учебный материал предоставляет нам возможность работать со схемами предложений, начиная с младших классов, но не всегда эффективно организовывается  эта работа. Замечено, что чертить схемы к данным предложениям легче, чем подбирать предложения к схемам. Не всегда ученики умеют читать схемы.

Хочется предложить разные виды работы со схемами предложений на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ, например:

- схематические сочинения на заданную тематику, например, «Осень».

Задаются схемы для сочинения: 1) [                    ].   2) [                    и                    ].

3) (Когда …), [       ]. 4) [ х,  /          /, … ]. 5) [     ]. 6) [д.о., …].  7) [   ]!  

 Пример ученического сочинения по данным схемам: « Вот и наступила золотая осень. В это время года опадает листва и улетают птицы. Когда я выхожу на улицу, у меня просто захватывает дух от этой величественной красоты. Листва, опавшая с деревьев, играет разными оттенками. Багряные, огненно – рыжие и золотые листья покрывают замёрзшую землю. Разглядывая этот разноцветный ковёр, поневоле становишься поэтом или художником. Я очень люблю это живописное время!»

- диктанты (к диктуемым предложениям составить схемы) или по схемам составить по вариантам предложения

- при опросе по синтаксису можно использовать такой приём: ученики по очереди предлагают схему  – предложение, предложение - схема

Мне кажется, что схемы предложений — это не только находка для учителя в работе над построением предложений, развитием связной речи, но и один их способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках русского языка.

 Изучив литературу по этому вопросу (а ее оказалось не так уж много), я составила картотеку упражнений с использованием схем предложений для каждого класса:

Игра «Собери предложение»

- работа в парах (один предлагает схему, другой составляет к ней предложение)

 Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.

Как работать со схемами при подготовке к ГИА и ЕГЭ, используя КИМы заданий. Рассмотрим поподробнее. Можно предложить данные ниже схемы старшеклассникам, учитывая умение обучающихся работать со схемами. Первый способ выполнения задания: выдать КИМы ЕГЭ или ГИА и попросить в парах, индивидуально, в группах (на усмотрение учителя) назвать задание части А или В, которому соответствует данная схема, уточнить тематику задания. Другой вид работы с КИМАми: определить вид задания и составить к ним соответствующие предложения, третий вид работы: разрешить учащимся работу с другими книгами, откуда они найдут и выпишут нужные схемам предложения. Увидите, что данные задания не всем ребятам по силе, поэтому требуется дифференцированный подход к выполнению этих заданий или распределительный, т. е. постепенно, дозированно  работать с Кимами на уроках. Но результат обязательно будет положителен, так как учащиеся осмысленно будут подходить к решению заданий, зная, что их ожидает в каждом виде заданий А или В.  Можно работать с интерактивной доской или составить карточки для групп:

Итак, данные схемы предложений, каким заданиям ЕГЭ соответствуют:

1. [   ], (который…).  =   [   х, / п.о…  /].                        (А 6)

2. а). [   ], и […].                                                            (А 10)

   .б) […], (когда…).  

 в). [   ] - [   ].

 г). [ o, o и o ].

3.  [   ], тоже […].         [ В пургу                   да                  ].    [o: o и o, o и o].      (А20)

4. [ д/о,   ].       [   , п/о,    ].                                            (А21)

5. [Вв.,    ].           [    , вв. ,   ].                                     (А22)

6 [   ]:[   ]. = [   ], (потому что   ).                               (А24)

   [   ]  -  [   ] = [   ], а [   ]

   [o: o, o, o или o].

              7. [   ,(что,(если   ),    ),    ].                                       А (26)

 [   ,(что (если   ), то    ),    ].

              8.  х         прил.

                   х         сущ. в падеже косвенном

                   х        неизменяемая часть речи                 B3

              9 [   числ. И.п. ].

                 [ гл. 1-2 л.  ].

                 [ нареч. ],( где    ).                                          B4

             10 [   ],(что   ),(на которой   ).      (Когда   ), [   ],(чтобы   ).         B6

11. Работа с текстом. Расскажите по схеме о типах связи между предложениями в тексте. В каких заданиях ЕГЭ необходимы эти знания?

1)

                

2)

                Они                     И               синонимы

        

12.  Замените синонимическими конструкциями предложения:

1. [   ]:[ причина].    =        ?    [   ],( так как …).

2. [   ], а [   х].  =  ?                   [   ] - [   ].

3. (Когда   ), [   ].    замените  простым, осложнённым  ?            [ Д.о.,    ]. и т.д.

13.Составьте схемы к следующим предложениям:

а)   Алмаз шлифуется алмазом,                      [                         ].

      Строка диктуется строкой.                       [                         ].

                         А. Недогонов

б) Имя твоё – птица в руке,

    Имя твоё – льдинка на языке,

                                                   

Что интересного заметили в построении схем?

Как называется такое синтаксическое средство выразительности?       (Синтаксический параллелизм).

Выпишите свои примеры предложений и составьте схемы к ним.

В каком задании ЕГЭ находит применение выполнение этого задания?   (В8)

14. Можно предлагать такие задания по словообразованию, морфемике, морфологии по тексту КИМА, например, в предложении, соответствующем схеме, (даётся схема нужного предложения) найдите деепричастие и сделайте морфологический разбор или подберите к нему синоним. Можно варьировать задание в соответствии с требованиями учителя к теме  и форме урока и особенностями класса.

15. Выпишите номера  сложных предложений  и составьте их схемы, определяя вид придаточных.

      Выпишите номера простых односоставных предложений, указывая их вид.

16. Найдите ошибки и устраните их в схемах.

Таким образом, можно придумывать разные виды заданий по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в обучении русскому языку и литературе

Об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Мнемонические формулы и схемы, как средство обучения иностранному языку»

Анализируя свой, многолетний педагогический опыт и опыт моих коллег,  я пришла к убеждению, что использование приемов мнемотехники в большей степени обеспечивает успешность в обучении иностр...

Использование вариативных технологий при обучении русскому языку в условиях УОР (на примере изучения раздела «Сложные предложения с разными видами связи» в 9 классе).

В условиях УОР, когда отсутствие учащихся на уроках уже правило, а не исключение, необходимой становится самостоятельная работа учащихся по освоению учебного материала. В такой ситуации учитель должен...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»

В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готов...