Лингвистический анализ стихотворного текста
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Жиманова Екатерина Сергеевна

Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гуманитарных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_lingvisticheskiy_analiz_teksta.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жиманова Е. С., учитель русского языка и литературы  высшей категории

МОУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловска-Камчатского

Программа элективного курса

по русскому языку для старших классов гуманитарного профиля

«Лингвистический анализ стихотворного текста»

Пояснительная записка к курсу.

Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гуманитарных дисциплин.

В системе языка художественной литературы стихотворная речь образует совершенно специфическую, закрытую и противопоставленную прозе подсистему. Стихотворные тексты отличают такие характерные составляющие, как традиционно-поэтический словарь, окказиональные слова, литературные реминисценции. Поэтому читать поэзию - дело не из легких, ведь анализ лирического произведения традиционно вызывает трудности у учащихся, так как особенности такого рода литературы, как лирика, в недостаточной степени усваиваются школьниками. По словам профессора Тодорова Л.В., «стих - своеобразная содержательная форма поэтического произведения. Именно так он и должен изучаться. Если недостаток стихотворной формы ведет к снижению идейно-художественной значимости произведения, то недостаток восприятия поэтического своеобразия приводит читателя к искаженному представлению об идейной направленности произведения».

Лингвистический анализ стихотворных произведений не только способствует повышению языковой компетенции учащихся, но и помогает сформировать свой взгляд на ряд проблем, ведь зачастую понять позицию автора, тему и идею текста можно только уделяя большее внимание слову и его семантике, вопросам грамматической и лексической сочетаемости слов, что позволяет более глубоко проникнуть в содержание текста, сформировать собственную позицию, проникнуть в авторскую философию, а значит, познать и захотеть продолжить это познание. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что последовательное, грамотное и корректное умение анализировать стихотворение позволит почувствовать учащимся художественное своеобразие и совершенство поэтической речи русских художников слова.

Лингвистический анализ поэтического текста позволяет:

  • обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
  • ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
  • обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметные связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);
  • усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении.- М. 2002. С.7

Структура и содержание курса.

Тематическое планирование

        Формулировка тем и вопросов курса носит обобщенный интегрированный, что позволит старшеклассникам, с одной стороны, систематизировать знания по русскому языку и литературе, а с другой, поднять эти знания на качественно иной уровень, получить новую информацию и приобрести новые умения, т.е. стать более компетентными в названных областях знания.

Тема занятий

Типы урока в зависимости от вида деятельности.

Количество

часов

1.

Анализ как логический метод. Основные методы и приемы лингвистического анализа текста.

Лекция с элементами беседы.

2

2.

Формы художественной речи. Проза и поэзия.

Диалогическая лекция.

2

3.

Форма и содержание стихотворного произведения.

Диалогическая лекция.

2

4.

Текст и произведение. Определение сущностей понятий.

Лекция с элементами беседы.

2

5.

Текст как событие рассказывания.

Аспектный анализ текста. Составление алгоритма.

2

6.

Монологическая и диалогическая речь.

Составление опорного конспекта на основе лекции учителя.

2

7.

Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения.

Урок-практикум.

3

8.

Понятие строфы. Анализ строфики.

Урок-исследование.

2

9.

«Законы» построения поэтического текста, или композиция стихотворения.

Урок-практикум.

2

10.

Композиционные принципы построения текста.

Урок-практикум.

1

11.

Тема и идея текста. Ключевые слова в структуре стихотворения.

Урок-практикум.

2

12.

Художественный образ как специфическая форма познания действительности.

Урок-семинар.

2

13.

Анализ фонетического строя речи. Звукопись.

Урок-практикум.

1

14.

Анализ языка. Лексика.

Урок-практикум. Работа со словарями, этимологический анализ слов.

2

15.

Образный потенциал художественной речи. Троп как форма поэтического мышления.

Урок - «творческая мастерская».

2

16.

Анализ языка. Синтаксис.

Урок-исследование.

2

17.

Средства связности в рамках стихотворного текста.

Сбор лингвистических фактов, их обработка и систематизация.

2

18.

Средства выражения эмоционального содержания.

Урок-практикум.

1

Содержание занятий

  1. Анализ как логический метод. Основные методы и приемы лингвистического анализа текста. (2 часа).
  2. Формы художественной речи. Проза и поэзия. Спор «физиков» и лириков», или что отличает поэзию от прозы (стих как особая интонационно, ритмически и фонетически организованная система стиха).   Структура текста (2 часа).
  3. Форма и содержания стихотворного произведения. Их взаимосвязь. Отношения художественного содержания и художественной формы. Содержание и форма как неразрывно связанные друг с другом понятия. Содержание как внутренний смысл формы. Возможные пути осмысления стихотворного произведения - от анализа формы к постижению содержания и наоборот (2 часа).
  4. Текст и произведение. Разграничение понятий текст и произведение. Текст как система лингвистических знаков, форма высказывания. Произведение как смысл высказывания, его содержание, воспринятое читателем. Признаки текста (2 часа)
  5. Текст как событие рассказывания. Типы повествования. Нейтральное повествование. Повествование-стилизация. Повествование от первого лица. Типы текстов в повествовании от первого лица: повествование, не имеющее выраженного адресата. Повествование, обращенное к читателю; повествование от лица конкретного рассказчика (2 часа).
  6. Монологическая и диалогическая речь. Их особенности. Внутренний монолог как прием психологической характеристики персонажа. Условия их протекания. Прием умолчания (2 часа).
  1. Ритмо-метрические характеристики стихотворной речи. Тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры, значение внутристрочнои паузы (3 часа).
  2. Способы ритмического членения теста. Понятие строфы. Сложные строфы (триолет, рондо, сонет, онегинская строфа). (2 часа).
  3. «Законы» построения поэтического текста, или композиция стихотворения Внешняя и внутренняя композиция. Архитектоника текста. Вставные тексты. Логика включения вставных текстов. Отсутствие членения автором текста на композиционные единицы. «Поток сознания» (2 часа).
  1. Композиционные принципы построения текста. Принцип «словесной дуэли». «Зеркальный» принцип построения текста. Принцип контраста (1 час).
  2. Тема и идея текста. Ключевые слова в структуре стихотворения. Их признаки и роль в тексте. Антропонимы и топонимы в качестве ключевых слов (2 часа).
  1. Художественный образ как специфическая форма познания действительности, «художественная картина, соотнесенная с реальным миром». Образ и выражающий его языковой материал. Признаки художественного образа: метафоричность, ассоциативность, экспрессивность (2 часа).
  2. Принцип уровневого подхода при лингвистическом анализе текста. Анализ фонетического строя речи. Звукопись. Аллитерация и ассонанс (1 час).
  3. Анализ языка. Лексика. Старославянизмы и церковнославянизмы. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и окказиональные слова. Словообразовательные и лексические окказионализмы. Диалектизмы и профессионализмы. Варваризмы. Просторечные слова (2 часа).
  4. Образный потенциал художественной речи. Троп как форма поэтического мышления. Эпитеты (постоянные, изобразительные, лирические, сложные, метафорические). Сравнение. Метафора и ее разновидности. Перифраз. Гипербола. Литота (2 часа).
  5. Анализ языка. Синтаксис. Фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, парцелляция, инверсия, риторические фигуры, полисиндетон, асиндетон) (2 часа).
  6. Средства связности в рамках стихотворного текста (союзы, союзные слова, видо-временная соотнесенность глагольных форм, лексические средства связи (лексические повторы, местоименные и синонимические замены). (2 часа)
  7. Средства выражения эмоционального содержания (эмоционально окрашенная лексика; суффиксы субъективной оценки; синтаксические конструкции (1 час).

Принципы формирования программы: обязательное конспективное повторение изученного ранее на основе более сложной лексической базы текстов, расширяющих уже известную учащимся тематику. Разработанный элективный курс предполагает углубленную работу с лирическими текстами, ориентированную на улучшение знаний старшеклассников по русскому языку и подготовку к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Основная цель курса - формирование навыков лингвистического анализа стихотворного произведения на основе знаний по теории русского языка и литературы, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.

Задачи курса:

  • способствовать постижению смысла стихотворного текста с помощью его лингвистического анализа;
  • показать, как разные уровни системы языка работают в комплексе над созданием художественного образа;
  • отмечать обусловленность авторского отбора текста при анализе произведения на всех уровнях: словообразовательном, фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом.

Место курса в образовательном процессе - это интегрированный лингвистический курс, рассчитанный на 34 учебных занятия, который, в первую очередь, предполагается как элективный курс - для учащихся профильных классов, углубленно изучающих в 10-11 классах гуманитарные дисциплины. Возможно также его использование в качестве предпрофильного спецкурса ориентирующего характера для учащихся 9-х классов. При условии выбора такого варианта, курс поможет выполнить задачу предварительной профессиональной ориентации.

Включенный в программу содержательный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами профильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.

Решающим фактором при отборе текстов выступило наличие в них тех лингвистических явлений, над которыми проводится наблюдение. Отбирались тексты, с одной стороны, позволяющие рассматривать индивидуальные стилевые особенности авторов, выявлять типологические черты того литературного направления, к которому тяготеет тот или иной поэт; а с другой, имеющие ясную типологическую структуру, представляющие собой взаимодействие разных функционально-смысловых типов речи, их стилистическое оформление.

Рекомендуемые к работе тексты (11 класс):

  1. А. Блок «Ожидание», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Я отрок, зажигаю свечи».
  2. С. Есенин «Сестре Шуре», «Песнь о собаке», «Не жалею, не зову, не плачу...».
  3. О. Мандельштам «Концерт на вокзале», «Ленинград».
  4. Б. Пастернак «Гамлет».
  5. А.  Ахматова «Песня  последней  встречи»,  «Я  научилась  просто, мудро жить».
  6. В.Маяковский «Нате!», «Я и Наполеон», «Мама и убитый немцами вечер»

7.  В.Хлебников «Бобэоби...», «Кузнечик»
8.  С.Есенин «О красном вечере задумалась дорога», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

9.  М.Лермонтов  «В  минуту  жизни  трудную...»,  «Ангел смерти», «Тучи».

10. М.Цветаева «Рас-стояние, версты, дали...», «Кабы нас с тобой да судьба свела», «Коли милым назову - не соскучишься».

11. Н.Асеев «Когда земное склонит лень».

12. Н. Заболоцкий «Прощание с друзьями».

13. В. Высоцкий «Я никогда не верил в миражи...».

14. Б. Ахмадуллина «По улице моей который год звучат шаги...».

Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектныи анализ текста, сбор лингвистических фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари), составление алгоритмов. Вышеназванные формы работы не только сделают занятие более интересным, но и помогут выявить сильные и слабые стороны в усвоении материала каждым учеником.

Формы контроля, критерии оценки. Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Если преподавателем курса будет отдано предпочтение модульной технологии обучения, в таком случае им будут разработаны входные и итоговые работы, связанные с анализом стихотворного текста. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением дифференцированного зачета в конце курса. Возможно использование рейтинговой системы, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Выбор формы контроля зависит как от предпочтения учителя, так и от особенностей класса, в котором ведется курс.

В любом случае, выполнение итоговой работы потребует от учеников следующих умений:

  • анализировать, классифицировать языковые факты с целью проведения лингвистического анализа на том или ином уровне;
  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять речевой самоконтроль.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. учителем выбираются объяснительные, эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) и логические методы обучения (индукция, дедукция).

Выбор методов и форм обусловлен, в первую очередь, приоритетами элективных курсов, а именно: междисциплинарной   интеграцией,    содействующей    становлению целостного мировоззрения; обучением на основе опыта и сотрудничества; учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Библиографический список:

  1. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения М., 2006
  2. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном изучении. С-П, 2003
  3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1972
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста., М. 2005.
  5. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. М., 2002
  6. Сергушева СВ. Комплексный анализ текста. С-П. 2005
  7. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., 2002.
  8. Фогельсон И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. М., 2006.
  9. Чертов В.Ф, Е.М.Виноградова, Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. М., 2006.

10. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. М., 2005.

Варианты заданий для работы в 10 классе (дидактический материал)

Приложение № 1.

Лингвистическое   комментирование  при   чтении  эпизода   (А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

•        Выберите из текста имена собственные, характеризующие:

а)        время, в которое жил Евгений Онегин;

б)        интересы и увлечения главного героя.

  • Выберите из текста все иноязычные вкрапления. Установите, из какого языка они взяты. Что они обозначают?
  • Прочитайте предложенные фрагменты произведений. Найдите слова с устаревшей семантикой. Установите значение, которое они имеют в пушкинском контексте, сравнив со значением в современном русском языке.

Приложение 2

«Творческая лаборатория»: подбор наиболее подходящих, по мнению учащихся, прилагательных и наречий и сопоставление полученного варианта с оригиналом.

В. Жуковский «Весеннее чувство»

Легкий,        ветерок,

Что так        ,тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

        весна?

Я смотрю на небеса...
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За        леса.

В. Жуковский «Море»

        море,        море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; ………………..…любовью,

        думой наполнено ты.

        море,        море,

Открой мне        тайну твою:

Что движет твое        лоно?

Чем дышит твоя        грудь?

Приложение № 3.

Сравнительный анализ тематически близких произведений.

И   бунтует,   и   клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот.

(Ф.И.Тютчев)

Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит. Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть...

(А.Майков)

Тишина немая  в море,

Волны темны, как свинец... (А.Плещеев)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

(А.С. Пушкин)

Приложение 4.

Элементы лингвистического анализа при изучении лирики Лермонтова (на примере стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива» и «Молитва»). Система вопросов.

«Когда волнуется желтеющая нива»

Как строится стихотворение?

Какую роль в этом играет лексическая анафора?

Чем отличается последняя строфа?

Какое значение имеет она в организации текста как целого?

Отметьте случаи инверсий, какую нагрузку они несут?

Какое значение в контексте стихотворения имеет слово «час»?

Выделите перифразы и переведите их на язык прозы.

Какие архаизмы содержатся в тексте? Их значение и характер.

В каком времени употреблены поэтом глаголы? Чем это обусловлено?

Какое значение имеют временные формы?

Каков основной смысл стихотворения и как читатель подводится к итоговому утверждению?

«Молитва»

  • Сколько частей можно выделить в стихотворении? Что будет являться основой для такого деления?
  • Какие лексические и грамматические средства используются для этого? Какую роль играют инверсивные определения?
  • Выделите антонимические пары. Какие из них индивидуально - авторские?

Приложение № 5

В приведенных отрывках на месте пропущенного слова восстановите рифму:

И с тверди благосклонной,

С лазуревых высот

Вдруг воздух *

В окно на нас пахнет.

(«В часы, когда бывает...»)

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят *

На ими брошенное тело («Она сидела на полу...»)

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук *

В оцепененье ледяном.

(«Поток сгустился и тускнеет...»)

(Восстановленная рифма в первом случае: «благосклонной - благовонной», во втором - «листы - с высоты», в третьем - «тускнеет» - «немеет»).

Приложение № 6.

Какие тропы, стилистические фигуры и с какой целью применены в приведенных ниже отрывках (бессоюзие, риторический вопрос, анафора)?

а)        Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело   в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

(А. А. Фет)

б)        Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой

Лениво тают облака.

     (Ф.И. Тютчев)

в) Слышу ли голос твой,

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

Вижу ль глаза твои

Лазурно - глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится.

И как-то весело,

И хочется плакать.

И так на шею бы

Тебе я кинулся.                (М.Ю. Лермонтов)

Приложение 7

Сравнение  окончательной  редакции  художественного  текста  с черновиками (на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»).

Как   в   окончательном   варианте   этого   стихотворения   воплотилось

тютчевское понимание природы и ее взаимоотношения с человеком?

Первый вариант:


Море ночное, о море ночное,

Здесь так лучисто, там сизо-черно.

В месячном свете - словно живое

Ходит, и дышит, и блещет оно.

Второй вариант:


Море ночное, о море ночное,

Что так лучисто и что так темно?

В   лунном   сияньи,   словно   живое,

Ходит, и блещет, и дышит оно...

Третий вариант:


Как хорошо ты, о море ночное, Искры в ночи - золотое пятно -В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно...

Четвертый вариант:             Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое.

Ходит, и дышит, и блещет оно.

Приложение № 8.

Назовите   авторов   стихотворных   отрывков.   Определите   границы фрагментов (примеры могут быть самостоятельно подобраны учащимися.)

Кто ты, призрак, гость прекрасный?

К нам откуда прилетал?

Безответно и безгласно

Для чего от нас пропал?

Дети ль это праздной лени

Тратят здесь досуг ночной?

Иль блаженные две тени

Покидают мир земной?

Где ты? Где твое селенье?

Что с тобой, куда исчез?

И зачем твое явленье

В поднебесную с небес?

(В. Жуковский «Таинственный посетитель», Ф. Тютчев «На Неве»)

О, как убийственно мы любим, Как

в буйной слепоте страстей Мы то

всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

И будет спать в земле безгласно

То сердце, где кипела кровь,

Где так безумно, так напрасно

С враждой боролася любовь,

Когда пред общим приговором

Ты смолкнешь, голову склоняя,

И будет для тебя позором

Любовь безгрешная твоя.

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он.

(Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим», М. Лермонтов «Оправданье»)

О Муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат Моей вины людская злоба

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь.

Вотще! Судьбы не переломит

Ни скорбь, ни смех, ни суета,

Но не вотще меня знакомит

С могилой важная мечта.

(Н. Некрасов «О муза! Я у двери гроба!», А. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц

шумных...»)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса -

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса...

Осенней позднею порою

Люблю я Царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою,

Как бы дремотою объят.

(А. Пушкин «Осень», Ф. Тютчев «Осенней позднею порою»)

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

(А. Блок «Россия», С. Есенин «Запели тесаные дороги...»)

Приложение 9

Разграничение смысловых оттенков слов с целью выбора наиболее уместного в данном контексте.

  • Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (блуждал-бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома. (А.С. Пушкин)
  • Горные (верхушки - вершины) спят во тьме ночной. (М.Ю.Лермонтов)
  • В гостиной сидели старушки с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом - взором). (И.С. Тургенев)
  • Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею-мысль). (Ф. М. Достоевский)
  • Белинский (владел - обладал) необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
  • Даша взяла горсть камешком и не спеша (бросала - кидала) их в воду. (А. Толстой)
  • Говорят, всякий воспитатель (желает - стремится) сделать из своего питомца свое подобие (В.Г.Короленко)
  • Иван Никифорович этими уверениями (совсем - совершенно) успокоился. (Н.В.Гоголь)

Приложение 10.

Подберите к следующим именам существительным не менее 4 - 5 эпитетов, попытавших охарактеризовать предмет с разных сторон.

Вода, облака, ветер, земля.

Опишите жаркий летний день, выразив чувства:

а) человека, отдыхающего на морском побережье;

б) человека, вынужденного продолжить тяжелую физическую работу;

в) человека, почувствовавшего внезапное ухудшение состояния здоровья.