Повторим деепричастие 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Боярская Татьяна Николаевна

урок-проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Повторим  деепричастие

Урок-проект

7 класс

                                                                                          Боярской Татьяны Николаевны,

                                                                учителя русского языка и литературы

                                                                Павлодарского филиала

                                                                МБОУ Моисеево-Алабушской сош

                                                                Уваровского района

2013г

Цель урока: закрепить полученные ЗУН по теме «Деепричастие»;

совершенствовать навыки употребления деепричастий в устной речи; формировать умения осуществления само и взаимоконтроля;

 развивать логическое мышление;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: элементы дома (карточка-блок, карточка-кирпичик, карточка-крыша, карточка-окно, карточка-человечек)

Тип урока: урок повторения и обобщения ЗУН

Форма: урок-проект

                                                              Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

                                                                                                                Пословица. 

                                                                                                             

                                                         Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой)

УЧИТЕЛЬ.

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о деепричастии.

2. Введение в урок

Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Послушаем сообщения уч-ся:

1 ученик.

Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.

Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.

2 ученик.

По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.

УЧИТЕЛЬ:

Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.

3. Подготовка учащихся к работе по теме урока

Сегодня у нас последний итоговый урок по большой, интересной и необычной теме русского языка – "Деепричастие”. На предыдущих уроках мы старательно собирали кирпичики-знания, чтобы построить большой  грамматический  дом под названием "Деепричастие”. Так давайте сегодня возведем этот дом, проверим и закрепим наши знания, которые мы приобрели, изучая тему "Деепричастие”. (Эпиграф)

Актуализация знаний.

 

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, скажите, с чего начинают строительство дома?

- С фундамента.

- Так давайте и мы постараемся заложить фундамент нашего дома. Но для этого надо ответить на ряд вопросов, которые написаны на блоках фундамента.                                  

Что называется деепричастием?

Какие признаки глагола имеет деепричастие?

Как изменяется деепричастие?

Что называется деепричастным оборотом?

Какова синтаксическая роль деепричастия?

Какой член предложения может быть выражен деепричастным оборотом?

Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Как образуются деепричастия совершенного вида?

Как пишутся деепричастия с НЕ?

 Как выделяется на письме деепричастный оборот?

4. Основная часть. Совершенствование и закрепление знаний.

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем поднять стены нашего дома. Для этого мы будем складывать кирпичик за кирпичиком, отвечая на вопросы и задания, которые даны на них.

  1. Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах. Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
  1. Оглядываться (несов. в.)
  2. Сверкать (несов. в.)
  3. Уметь (несов. в.)
  4. Купить (сов. в.)
  5. Прочитать (сов. в.)
  6. Увидеть (сов. в.)
  7. Назначать (несов. в.)
  8. Оторваться (сов. в.)
  9. Освободить (сов. в.)
  10. Стучать (несов. в.)
  11. Играть (несов. в.)
  12. Ехать (несов. в.)

Учитель:  Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?

  1. Выпишите, раскрывая скобки,  деепричастия и определите их вид.

(Не)задумываясь, (не)торопится, (не)беспокоясь, (не)навидя,

(не)разбирается, (не)спеша, (не)мог, (не)доумевая.  

 (Не)хочется, (не)доумевая, (не)жалея,  (не)досыпая, (не)большой, (не)читая,   (не)льзя, (не)скроив.

  1. Распределительный диктант. Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья

деепричастия совершенного вида              деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись, убежав, устремив,        Отражаясь, качая, облетая, ощущая,

 погрузившись                                                                прислушиваясь

  1. Работа с предложением (дифференцированное задание). Вам предлагается 2 варианта заданий: в одном из них знаки расставлены, их необходимо только объяснить, во втором знаки не расставлены, их необходимо поставить и объяснить. Выбирайте тот вариант, который вам по силам.
  1. 1. Я, повернувшись, тихо вышел из комнаты.
    2. Воробьи, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
    3. Хозяин, храня праздничное настроение и радуясь веселью, слушал гостей.

  1. 1. Она стояла повернувшись к окну и горько вслипывая.
    2. Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
    3. Не сиди сложа руки.


5)
Произведите синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания.

          1. Каштанка вошла в маленькую комнату ворча и оглядываясь.

         2.Некоторое время постоял он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

Учитель: Справились, ребята. Молодцы! Поднять стены - это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, мы и с этим этапом работы справимся. 

  1. Исправляем грамматические ошибки

Исправьте предложения двумя способами: сохранив деепричастный оборот и трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию.

 Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Раскрыв газету, в ней не оказалось ничего интересного.
Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.


(Ответ) Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.

Как приятно знать, что, придя домой после школы, я встречусь со своим любимым котенком, который будет радостно мяукать.

Как приятно знать, что, когда я приду домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь все не прекращается.

Когда я шел по мокрой тропинке, дождь не прекращался.


 7) Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной.. 

  1. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось.
  2. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.

8) Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание):


!. Закаляя свой характер, ….
2.Сделав уроки,….

3……..

 Учитель: Молодцы, ребята. Хорошими кровельщиками оказались вы. Теперь не страшен ни дождь, ни  снег. Но чего еще не хватает у нашего дома?

- Окошка.

- Да, ребята. Вставим окошко, заглянем в дом и узнаем, что находится внутри дома.

 

9)Измените предложения, заменив  глагол деепричастием. Поставьте запятые.

Выполните морфологический разбор  деепричастия.

 

Туристы хорошо отдохнули и вернулись в город. Путник раздвинул заросли плечом  и наклонился над ручьём.

10)Даны предложения. Нужно выбрать те, на которых есть деепричастия

1. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги.

2. Есть у меня одна игра.

3.  Тот сидел на задних лапах, и в четвертых его глазках застыло недоумение.

4. Слушая его, я вспоминаю весну прошлого года.

5. Резко остановив машину, отец спрыгнул на землю.

6. Я написал письма и пошел на почту.

7. Коля открыл свой альбом и предложил мне взять марку.

8. Читайте книгу аккуратно, не загибая листов, не пачкая ее пальцами.

5.Обобщение материала.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили знания по трудной теме. Выстроили большой и красивый дом. Со всеми трудностями справиться вам помогли ваши знания, которые вы кропотливо копили на протяжении, когда изучали тему «Деепричастия». Молодцы, ребята.

6. Рефлексия.

Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:

  • Мне стало известно, что...
  • Меня особенно привлекло и заинтересовало...
  • Я полностью понимаю, что...
  • То, что мне стало известно, может повлиять на...
  • Считаю нужным сделать следующее..

7.Задание на дом: сочинить сказку о деепричастии

Учитель: Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ

В конце урока на доске появляется контур дома.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....