Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

   Борискина Галина Георгиевна

Класс: 6

Тема: «Местоимения в тексте»

Цели:

деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, образовательная — определение разрядов местоимений, выяснение роли местимений в тексте,

развивающая — развитие памяти, устной и письменной речи, творческого, логического мышления,

воспитывающая — формирование навыков самостоятельной работы, воспитание любви к слову, к русскому языку.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 6

Тема: «Местоимения в тексте»

Цели:

деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, образовательная — определение разрядов местоимений, выяснение роли местимений в тексте,

 развивающая — развитие памяти, устной и письменной речи, творческого, логического мышления,

воспитывающая — формирование навыков самостоятельной работы, воспитание любви к слову, к русскому языку.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Ход урока

Начинается урок с приветственного стихотворения

В этот майский тёплый день

Заниматься нам не лень.

Тексты будем мы читать, писать,

Местоименья в них искать,

И разряды называть,

Орфограммы объяснять

И свои этюды сочинять.

-Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.

Формулировка учащимися темы урока, запись её в тетрадь

-Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения, их разряды.

-Решаем 1 учебную задачу —  выборочный диктант: я читаю стихотворение, вы выписываете местоимения, указываете их разряд

По обстоятельствам, стоящим выше нас,

По зову долга, сердца повеленью

Я вновь в пути. Уже в который раз

На зов дорог спешу без промедленья.

Кто мог идти, но захотел сойти,

Кто полз наверх, но вдруг упал со скал,

кто путь искал, но не нашёл пути,

Наверное, не там его искал.

За поворотом — снова поворот,

А за лесами — реки и поля.

Ты будешь прав, шагнув к дороге от ворот.

А не шагнёшь — и Бог тебе судья..

И пусть столбом клубится за спиной

Вся пыль столетий — звёздная труха,

Нет у дороги шансов стать иной,

Она ведёт вперёд и от греха.

Дорога- жизнь, но есть другая сила,

Важна дорога, но важней одно:

В какую даль тебя б не занесло,

Пускай в конце пути горит окно.

Проверка выполненной работы. Ребята называют местоимения, их разряды.

-Определите: в чём особенность употребления местоимений в этом тексте.

-Прокомментируйте употребление анафоры кто

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова из стихотворения

                                                                                                      Нет у дороги шансов стать иной,

                                                                                                               Она ведёт вперёд и от греха

Запись эпиграфа

Письмо по памяти

Д..р...га — жизнь, но есть другая сила,

Важна д..р..га, но важней одно:

В какую даль тебя б (не)зан.сло,

Пускай в конце пути г..рит окно.

Проверка выполненной работы: ребята читают, объясняют орфограммы

-Как вы понимаете это высказывание?

Индивидуальное задание: работа по карточкам, задание:объяснить орфограммы, указать разряды местоимений,  у доски работают 3 человека.

1 Ветер был слабый, (еле) еле дул, а поезд ш..л медле..о, он поднимался в гору, колёсашумели, и я потихоньку к ним подладился и сочинил песню.

2 Я увидел конец нашего поезда, он был полукруглый. Я тогда посм..трел (на)лево и увидел наш пар..воз, он карабкался (на)верх, как какой(нибудь) жук. Я догадался, что здесь поворот.

3 А рядом с поездом была тропочка совсем узкая, по ней ш..л человек. Мне пок...залось, что он совсем маленький, но поезд ш..л быстрее его, и я постепе..о увидел, что он б..льшой.

 Класс выполняет задание:

1 прочитать текст, определить тему и основную мысль,

2 списать, объяснить орфограммы, указать разряды местоимений

А что это за дорога? Я н..когда её раньше (не) видел. Она всё равно н...куда (не)в...дёт! Все дороги (куда)нибудь в...дут. Разве мы (не)знаем, почему дорогу забросили? А может быть,кто(то) на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто(то) идёт мне (на)встречу, и мы встретимся. Дороги — это очень важно. Без дорог н..кто и н..когда (не) будет вместе.

Самопроверка по ключу

А что это за дорога? Я никогда её раньше не видел. Она всё равно никуда не ведёт! Все дороги куда-нибудь ведут. Разве мы не знаем, почему дорогу забросили? А может быть,кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Дороги — это очень важно. Без дорог никто и никогда не будет вместе. (Ю.Нагибин)

-Назвать разряды местоимений

-Какова роль местоимений в этом тексте?

 Творческая  работа: написать сочинение-этюд «Дорога»,  используя  местоимения.

Проверка выполненной работы.

Заключительное слово учителя:

Дороги бывают разные: большие и маленькие, узкие и широкие, асфальтированные и шоссейные. Но все дороги ведут вперёд. К свету, счастью, победе, успеху. И сегодня вы были успешны в определении разрядов, роли местоимений в тексте.

-Какова роль местоимний в тексте?

-Почему необходимо знать разряды местоимений?

Д.З. -заполнить таблицу-рефлексию

Упражнение «Плюс — минус — интересно» Эдварда де Боно

В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, нформация и формы работы, которые вызывали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, оказалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалось ему бесполезной с точки решения жизненых ситуаций.

В графу  «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

П

М

И



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 6

Тема: «Местоимения в тексте»

Цели:

деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, образовательная — определение разрядов местоимений, выяснение роли местимений в тексте,

 развивающая — развитие памяти, устной и письменной речи, творческого, логического мышления,

воспитывающая — формирование навыков самостоятельной работы, воспитание любви к слову, к русскому языку.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Ход урока

Начинается урок с приветственного стихотворения

В этот майский тёплый день

Заниматься нам не лень.

Тексты будем мы читать, писать,

Местоименья в них искать,

И разряды называть,

Орфограммы объяснять

И свои этюды сочинять.

-Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.

Формулировка учащимися темы урока, запись её в тетрадь

-Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения, их разряды.

-Решаем 1 учебную задачу —  выборочный диктант: я читаю стихотворение, вы выписываете местоимения, указываете их разряд

По обстоятельствам, стоящим выше нас,

По зову долга, сердца повеленью

Я вновь в пути. Уже в который раз

На зов дорог спешу без промедленья.

Кто мог идти, но захотел сойти,

Кто полз наверх, но вдруг упал со скал,

кто путь искал, но не нашёл пути,

Наверное, не там его искал.

За поворотом — снова поворот,

А за лесами — реки и поля.

Ты будешь прав, шагнув к дороге от ворот.

А не шагнёшь — и Бог тебе судья..

И пусть столбом клубится за спиной

Вся пыль столетий — звёздная труха,

Нет у дороги шансов стать иной,

Она ведёт вперёд и от греха.

Дорога- жизнь, но есть другая сила,

Важна дорога, но важней одно:

В какую даль тебя б не занесло,

Пускай в конце пути горит окно.

Проверка выполненной работы. Ребята называют местоимения, их разряды.

-Определите: в чём особенность употребления местоимений в этом тексте.

-Прокомментируйте употребление анафоры кто

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова из стихотворения

                                                                                                      Нет у дороги шансов стать иной,

                                                                                                               Она ведёт вперёд и от греха

Запись эпиграфа

Письмо по памяти

Д..р...га — жизнь, но есть другая сила,

Важна д..р..га, но важней одно:

В какую даль тебя б (не)зан.сло,

Пускай в конце пути г..рит окно.

Проверка выполненной работы: ребята читают, объясняют орфограммы

-Как вы понимаете это высказывание?

Индивидуальное задание: работа по карточкам, задание:объяснить орфограммы, указать разряды местоимений,  у доски работают 3 человека.

1 Ветер был слабый, (еле) еле дул, а поезд ш..л медле..о, он поднимался в гору, колёсашумели, и я потихоньку к ним подладился и сочинил песню.

2 Я увидел конец нашего поезда, он был полукруглый. Я тогда посм..трел (на)лево и увидел наш пар..воз, он карабкался (на)верх, как какой(нибудь) жук. Я догадался, что здесь поворот.

3 А рядом с поездом была тропочка совсем узкая, по ней ш..л человек. Мне пок...залось, что он совсем маленький, но поезд ш..л быстрее его, и я постепе..о увидел, что он б..льшой.

 Класс выполняет задание:

1 прочитать текст, определить тему и основную мысль,

2 списать, объяснить орфограммы, указать разряды местоимений

А что это за дорога? Я н..когда её раньше (не) видел. Она всё равно н...куда (не)в...дёт! Все дороги (куда)нибудь в...дут. Разве мы (не)знаем, почему дорогу забросили? А может быть,кто(то) на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто(то) идёт мне (на)встречу, и мы встретимся. Дороги — это очень важно. Без дорог н..кто и н..когда (не) будет вместе.

Самопроверка по ключу

А что это за дорога? Я никогда её раньше не видел. Она всё равно никуда не ведёт! Все дороги куда-нибудь ведут. Разве мы не знаем, почему дорогу забросили? А может быть,кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Дороги — это очень важно. Без дорог никто и никогда не будет вместе. (Ю.Нагибин)

-Назвать разряды местоимений

-Какова роль местоимений в этом тексте?

 Творческая  работа: написать сочинение-этюд «Дорога»,  используя  местоимения.

Проверка выполненной работы.

Заключительное слово учителя:

Дороги бывают разные: большие и маленькие, узкие и широкие, асфальтированные и шоссейные. Но все дороги ведут вперёд. К свету, счастью, победе, успеху. И сегодня вы были успешны в определении разрядов, роли местоимений в тексте.

-Какова роль местоимний в тексте?

-Почему необходимо знать разряды местоимений?

Д.З. -заполнить таблицу-рефлексию

Упражнение «Плюс — минус — интересно» Эдварда де Боно

В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, нформация и формы работы, которые вызывали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, оказалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалось ему бесполезной с точки решения жизненых ситуаций.

В графу  «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

П

М

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...