Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

             Охлопкова Елена Семеновна

               Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)

               УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года

               Педстаж – 27 лет

              Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год                  

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

          Актуальность. Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.

          С 2000 года мы включились в эксперимент по введению ЕГЭ. За эти тринадцать прошедших лет я сделала восемь выпусков учащихся средней школы. Но приведу в пример только результат этого года. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавало 18 учащихся. Наивысший балл – 90 баллов, наименьший – 52. Средний балл – 69,1. Средний балл выполнения задания С – 17,8. По литературе сдавало 4, из них наивысший балл – 91, наименьший – 69. Средний балл по литературе – 75,7.

          Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка. Правда, дополнительно  консультации проводила 2 часа в неделю.

           С моей точки зрения, самой интересной частью ЕГЭ по русскому языку является задание С в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

          Цель: научить учащихся написанию сочинения-рецензии в формате задания С ЕГЭ

         Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

          Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии?

1.Формулировка проблем исходного текста

2.Комментарий к сформулированной проблеме

3.Отражение позиции автора

4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

           Я решила, что буду готовить постепенно, поэтапно.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Подготовка начинается сразу с 5 класса. Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы:

- О чем этот текст?

- Чему учит этот текст?

- Что хотел сказать автор?

- Какова основная мысль текста?

Вопросы несложные для уровня 5 класса, доступны и понятны им. Причем на эти вопросы мы отвечаем независимо от размера текста, от жанра и от стиля. Это может быть и стихотворение, и сказка, и басня, и текст из учебника русского языка. То есть подобная работа по осмыслению текста проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В ходе ответов на эти вопросы мы учимся выделять главное в тексте, учимся определять основные проблемы текста.

2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения  на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

Я объясняю учащимся, что существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?  

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  В этом случае учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1.      насколько актуальна проблема;

2.      кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;

3.      какова «история вопроса»;

4.      как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;

5.      есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

1.      указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;

2.      обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;

3.      отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры

3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это  итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.

       Учащимся важно дать понять, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то,  в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция  автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

       Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

                           Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)

2. Оценочная лексика

3. Средства выразительности

4. Вводные слова

5. Побудительные предложения

                      На этом этапе я ввожу использование типовых конструкций  (клише) для выражения авторской позиции. Например,

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к  следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор призывает нас (к чему)…

Автор убеждает нас в том, что …

Автор осуждает (кого/что, за что)…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

          Важно, чтобы учащиеся поняли основные правила определения авторской позиции.

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной  части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

4. При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением  в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.

 Итак, в средних классах мы при работе с текстом научились формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста, также умеем формулировать авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны  или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

тезис-обоснование-вывод:

Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимое в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

- Что мы относим к сильным аргументам?

Сильные аргументы: Факты, события.

1.      Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).

2.      Статистические данные.

3.      Свидетельства очевидцев.

4.      Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

5.      Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

6.      Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.

      Хочется отметить, что в конце каждого учебного года я провожу переводной экзамен, включающий задания по материалам ЕГЭ. Первым вопросом каждого билета является работа с текстом по представленной методике: в 5 классе – формулировка проблем текста, в 6 классе – комментарий проблемы, в 7 классе – определение авторской позиции, в 8 классе – аргументация собственной позиции. В 9 классе все полученные навыки учащиеся применяют на ГИА. А в 10 классе провожу малый ЕГЭ. Кроме того, второй вопрос каждого билета содержит задания формата ЕГЭ соответственно программе: в 5 классе – А1,А14,15,16; в 6 классе – А18,19,В1, В2; в 7 классе – А4,21,В3,В8; в 8 классе – В4,В5, В6,В7

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С. .

         

. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

 

 

 

             Охлопкова Елена Семеновна

               Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)

               УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года

               Педстаж – 27 лет

              Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год                  

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

          Актуальность. Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.

          С 2000 года мы включились в эксперимент по введению ЕГЭ. За эти тринадцать прошедших лет я сделала восемь выпусков учащихся средней школы. Но приведу в пример только результат этого года. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавало 18 учащихся. Наивысший балл – 90 баллов, наименьший – 52. Средний балл – 69,1. Средний балл выполнения задания С – 17,8. По литературе сдавало 4, из них наивысший балл – 91, наименьший – 69. Средний балл по литературе – 75,7.

          Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка. Правда, дополнительно  консультации проводила 2 часа в неделю.

           С моей точки зрения, самой интересной частью ЕГЭ по русскому языку является задание С в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

          Цель: научить учащихся написанию сочинения-рецензии в формате задания С ЕГЭ

         Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

          Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии?

1.Формулировка проблем исходного текста

2.Комментарий к сформулированной проблеме

3.Отражение позиции автора

4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

           Я решила, что буду готовить постепенно, поэтапно.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Подготовка начинается сразу с 5 класса. Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы:

- О чем этот текст?

- Чему учит этот текст?

- Что хотел сказать автор?

- Какова основная мысль текста?

Вопросы несложные для уровня 5 класса, доступны и понятны им. Причем на эти вопросы мы отвечаем независимо от размера текста, от жанра и от стиля. Это может быть и стихотворение, и сказка, и басня, и текст из учебника русского языка. То есть подобная работа по осмыслению текста проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В ходе ответов на эти вопросы мы учимся выделять главное в тексте, учимся определять основные проблемы текста.

2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения  на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

Я объясняю учащимся, что существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?  

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  В этом случае учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1.      насколько актуальна проблема;

2.      кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;

3.      какова «история вопроса»;

4.      как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;

5.      есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

1.      указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;

2.      обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;

3.      отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры

3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это  итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.

       Учащимся важно дать понять, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то,  в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция  автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

       Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

                           Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)

2. Оценочная лексика

3. Средства выразительности

4. Вводные слова

5. Побудительные предложения

                      На этом этапе я ввожу использование типовых конструкций  (клише) для выражения авторской позиции. Например,

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к  следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор призывает нас (к чему)…

Автор убеждает нас в том, что …

Автор осуждает (кого/что, за что)…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

          Важно, чтобы учащиеся поняли основные правила определения авторской позиции.

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной  части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

4. При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением  в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.

 Итак, в средних классах мы при работе с текстом научились формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста, также умеем формулировать авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны  или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

тезис-обоснование-вывод:

Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимое в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

- Что мы относим к сильным аргументам?

Сильные аргументы: Факты, события.

1.      Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).

2.      Статистические данные.

3.      Свидетельства очевидцев.

4.      Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

5.      Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

6.      Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.

      Хочется отметить, что в конце каждого учебного года я провожу переводной экзамен, включающий задания по материалам ЕГЭ. Первым вопросом каждого билета является работа с текстом по представленной методике: в 5 классе – формулировка проблем текста, в 6 классе – комментарий проблемы, в 7 классе – определение авторской позиции, в 8 классе – аргументация собственной позиции. В 9 классе все полученные навыки учащиеся применяют на ГИА. А в 10 классе провожу малый ЕГЭ. Кроме того, второй вопрос каждого билета содержит задания формата ЕГЭ соответственно программе: в 5 классе – А1,А14,15,16; в 6 классе – А18,19,В1, В2; в 7 классе – А4,21,В3,В8; в 8 классе – В4,В5, В6,В7

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С. .

         

. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Охлопкова Елена Семеновна

               Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)

               УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года

               Педстаж – 27 лет

              Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год                 

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

          Актуальность. Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.

          С 2000 года мы включились в эксперимент по введению ЕГЭ. За эти тринадцать прошедших лет я сделала восемь выпусков учащихся средней школы. Но приведу в пример только результат этого года. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавало 18 учащихся. Наивысший балл – 90 баллов, наименьший – 52. Средний балл – 69,1. Средний балл выполнения задания С – 17,8. По литературе сдавало 4, из них наивысший балл – 91, наименьший – 69. Средний балл по литературе – 75,7.

          Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка. Правда, дополнительно  консультации проводила 2 часа в неделю.

           С моей точки зрения, самой интересной частью ЕГЭ по русскому языку является задание С в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

          Цель: научить учащихся написанию сочинения-рецензии в формате задания С ЕГЭ

         Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

          Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии?

1.Формулировка проблем исходного текста

2.Комментарий к сформулированной проблеме

3.Отражение позиции автора

4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

           Я решила, что буду готовить постепенно, поэтапно.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Подготовка начинается сразу с 5 класса. Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы:

- О чем этот текст?

- Чему учит этот текст?

- Что хотел сказать автор?

- Какова основная мысль текста?

Вопросы несложные для уровня 5 класса, доступны и понятны им. Причем на эти вопросы мы отвечаем независимо от размера текста, от жанра и от стиля. Это может быть и стихотворение, и сказка, и басня, и текст из учебника русского языка. То есть подобная работа по осмыслению текста проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В ходе ответов на эти вопросы мы учимся выделять главное в тексте, учимся определять основные проблемы текста.

2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения  на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

Я объясняю учащимся, что существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?  

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  В этом случае учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. насколько актуальна проблема;
  2. кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;
  3. какова «история вопроса»;
  4. как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
  5. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  1. указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
  2. обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
  3. отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры

3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это  итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.

       Учащимся важно дать понять, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то,  в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция  автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

       Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

                           Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)

2. Оценочная лексика

3. Средства выразительности

4. Вводные слова

5. Побудительные предложения

                      На этом этапе я ввожу использование типовых конструкций  (клише) для выражения авторской позиции. Например,

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к  следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор призывает нас (к чему)…

Автор убеждает нас в том, что …

Автор осуждает (кого/что, за что)…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

          Важно, чтобы учащиеся поняли основные правила определения авторской позиции.

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной  части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

4. При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением  в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.

 Итак, в средних классах мы при работе с текстом научились формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста, также умеем формулировать авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны  или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

тезис-обоснование-вывод:

Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимое в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

- Что мы относим к сильным аргументам?

Сильные аргументы: Факты, события.

  1. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).
  2. Статистические данные.
  3. Свидетельства очевидцев.
  4. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
  5. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  6. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.

      Хочется отметить, что в конце каждого учебного года я провожу переводной экзамен, включающий задания по материалам ЕГЭ. Первым вопросом каждого билета является работа с текстом по представленной методике: в 5 классе – формулировка проблем текста, в 6 классе – комментарий проблемы, в 7 классе – определение авторской позиции, в 8 классе – аргументация собственной позиции. В 9 классе все полученные навыки учащиеся применяют на ГИА. А в 10 классе провожу малый ЕГЭ. Кроме того, второй вопрос каждого билета содержит задания формата ЕГЭ соответственно программе: в 5 классе – А1,А14,15,16; в 6 классе – А18,19,В1, В2; в 7 классе – А4,21,В3,В8; в 8 классе – В4,В5, В6,В7

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С. .

         

. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

        

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Личностно ориентированный подход при подготовке обчающихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ....

Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА

материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...

Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА

материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...

Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)

Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...