Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Статья в методическй журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bakulina_konf_31_maya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бакулина Ирина Геннадьевна

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат С(П)ОО»

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Современное общество предъявляет к  человеку новые требования. Это заставило переосмыслить  цели образования. Главнейшими  стали -  умение учиться в продолжение всей жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

С реализацией данных целей связано внедрение в среднюю школу федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. В основе государственных стандартов лежит системно-деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Цели образования стали также соотноситься с формированием ключевых компетентностей (компетенций). Компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность - как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Одной из основополагающих компетентностей является коммуникативная. Умение связно излагать мысли в устной и письменной форме, анализировать и редактировать написанное, умение корректно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу,  при этом быть убедительным – её  составляющие. Без овладения коммуникативной компетенцией невозможна  учебная,  профессиональная подготовка,  трудовая деятельность.

Формирование данной компетенции происходит главным образом на уроках русского языка. Какие методы, формы работы на уроке дают наилучшие результаты?

 Считается  бесспорным, что это работа с текстом. Работа с текстом развивает творческий потенциал учащихся, улучшается качество их речи.  Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, через него реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Наиболее эффективными являются следующие формы работы с текстом:   комплексная работа с текстом, лингвостилистический анализ текста, написание сочинений-рассуждений, редактирование текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, изложения воссоздающие (подробные, сжатые, выборочные) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями). Необходимо также  максимально использовать при обучении русскому языку в качестве итогового контроля  комплексный анализ текста с выходом на изложение и сочинение.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ. В старших классах наибольшие трудности вызывает написание сочинения-рассуждения. Работу обычно начинают с ознакомления с критериями оценивания сочинения, затем обучают правилам построения текста сочинения. Стройная композиция – это уже большой процент успеха. Определение темы, проблемы, написание комментария к проблеме, формулирование позиции автора, своей позиции, аргументирование своего мнения, подведение итогов – следующие этапы работы  над сочинением.

В дополнение используют анализ текстов, заранее подобранных учителем, в которых учащиеся находят примеры аргументации  у самих авторов, и  практические работы по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений.

Таким образом, следуя по пути компетентностного подхода в образовании (например, формирования коммуникативной компетентности), мы имеем возможность более успешно двигаться в направлении формирования и развития тех умений и навыков учащихся, овладение которыми будет способствовать приобретению опыта решения значимых практико-ориентированных задач.

Литература

  1. Материалы дистанционного семинара «Системно - деятельностный подход в обучении». -  Яр-Сале: Методический кабинет департамента образования Администрации муниципального образования Ямальский район, 2012;
  2.  Сорокопытова О. Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет-ресурс, размещение: http://www.edu.ru.);
  3. ЕГЭ-2013: Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов /Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование, 2012.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Доклад  "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"...