Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Панюшкина Елена Евгеньевна

В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_moya.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Цель урока:

1)  сформировать умение определять виды связи между простыми      предложениями в составе сложного;

2)  отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока:

I .Повторение пройденного.

1.Прочитайте строфу из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Еще предвижу затрудненья:

Родной земли спасая честь,

Я должен буду, без сомненья,

Письмо Татьяны перечесть

- Какое это предложение? (Бессоюзное).

- Сколько простых предложений в составе этого сложного?(2, первое осложнено деепричастным оборотом, второе- вводным словом).

2. Прочитайте ещё одну строфу из этого же произведения:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.

- Сколько простых предложений в составе этого сложного?  (4)

- Какая связь между предложениями?

-Объясните постановку знаков препинания.

II .Знакомство с новым материалом.

Проанализируйте строение сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1)с сочинительной и подчинительной связью

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался обед.

- Рассмотрим линейную схему этого предложения.

 [  ], но  […глаг. ], ( что…).

            ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

2) с бессоюзной и союзной сочинительной связью:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум…

[  ], [   ] ,и [  ].

               ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

3) с бессоюзной и союзной подчинительной связью:

Вы помните : текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

[  ] : [  ],  [ …тому],  (кто..)…

                 (  А.С.Пушкин «Была пора»)

III. Тренировочные упражнения.

  1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обоснуйте правильность их выбора.

 Я думаю что если бы маленькую порцию этой слюны с которой он говорил о большевиках впрыснуть кролику то кролик издох бы в мгновение ока.

 Я ожидал взрыва со стороны молодого симпатичного человека игравшего благодушно квитанциями однако никакого взрыва не последовало а за спиной молодого человека без всякого сигнала с его стороны словно из воздуха соткался милиционер.

 Непман о котором я расскажу был вероятно благодушный человек и единственно что его выводило из себя это большевики.

Проверка 

 Я думаю, что если бы маленькую порцию этой слюны, с которой он говорил о большевиках, впрыснуть кролику ,то кролик издох бы в мгновение ока.

 Я ожидал взрыва со стороны молодого симпатичного человека, игравшего благодушно квитанциями, однако никакого взрыва не последовало, а за спиной молодого человека без всякого сигнала с его стороны, словно из воздуха, соткался милиционер.

 Непман, о котором я расскажу, был, вероятно, благодушный человек и единственно, что его выводило из себя, это большевики.

IV. Творческая работа.

Продолжить текст, используя сложные предложения с разными видами связи.

У каждого из нас была в детстве пора, когда мы зачитывались былинами, русскими сказками и дух захватывало от описаний побед над двенадцатиглавыми змеями и радостных пиров в честь богатырских подвигов в теремах, изукрашенных так, что скатный жемчуг и красное золото меркли в сравнении с их красотой.

 (Из текста «Все начинается с детства» С.В.Михалкова)

Домашнее задание: Из любого художественного текста выписать 8 предложений с разными видами связи, Составить схемы этих предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с различными видами  союзной и бессоюзной связи...