Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по русскому языку по теме

Зинова Любовь Николаевна

Материал по обобщению педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного  инновационного  педагогического  опыта

«Повышение уровня культуры и образованности учащихся на уроках русского языка и литературы и внеклассных занятий»

 1. Актуальность и перспективность опыта 

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Я работаю в общеобразовательных и профильных классах. Моя задача , как учителя русского языка и литературы ,организовать деятельность учащихся на учебных занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, отобрать и классифицировать языковедческое содержание каждого занятия, вовлечь своих учеников в исследовательскую деятельность как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность проверить силу своего познания в сравнении с другими школьниками. Я пришла к выводу, что в школе ученика следует готовить не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к успешному продолжению их образования в вузах нашей республики и других городов. Основа моей педагогической деятельности - это не простое накопление учащимися языковедческих знаний и становление мировоззрения ученика, включающего в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды, но и сотрудничество учителя с учениками.

 2.Концептуальность 

Новизна опыта моей работы заключается в практическом преломлении идей использования исследовательского метода и проектного как его части на уроках русского языка и литературы, развития исследовательской компетентности школьников с целью их социальной самореализации.

Действующие программы по русскому языку и литературе определяют главным образом последовательность изучения определённого содержания. Они ориентируются в первую очередь на достижение «объёмных» образовательных результатов - на усвоение определённого объёма знаний. Поэтому моя задача на современном этапе - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.

 З. Теоретическое обоснование опыта

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход,  а не  состав  источников,  на основании которых выполнена работа.

4.Ведущая педагогическая идея

Представляемый опыт моей работы является единой системой «урок русского языка - урок литературы - учебное занятие с учащимися - внеурочная работа учащихся по русскому языку - подготовка к муниципальным олимпиадам по русскому языку - подготовка к ГИА и к ЕГЭ по русскому языку и литературе».

Суть педагогической идеи заключается в следующем:

научить школьников учиться, то есть научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности; 

• научить разумно развивать практический взгляд на жизнь; 

  • Цель моей педагогической деятельности обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по русскому языку через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.

В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности:

1.  Обеспечение качества усвоения знаний по русскому языку. 

2.  Содействие развитию познавательной и исследовательской компетентности. 

3.  Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности. 

5. Оптимальность и эффективность средств 

Знания в курсе русского языка и литературы я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности.

Я уверена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.

В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы - нет деятельности.

Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности); 

технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта); 

заключительный (оформление и презентация работы, её оценка исполнителем и учителем). 

   Вывод 

Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность как в самом учебном процессе, так и в его результатах. Для основной массы учеников русский язык перестает быть «сложным» предметом. У них появляется интерес к его изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Проектный  метод обучения способствует приобретению определённых качеств личности, в частности:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем; 

самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; 

грамотно работать с информацией; 

• уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и уметь выходить из них;

• самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...