Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Криулина Елена Валерьевна

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии "вызова", целью которой является активизация работы, задаю вопросы обучающимся: "Что характерно для правильной речи?", "Что нужно избегать в своей речи?", "Что вы еще хотели бы узнать по данной теме.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На "стадии осмысления" учащиеся знакомятся с содержанием текста методом ИНСЕРТ (чтение с пометками): ставят на полях: "?" (непонятно), "+" (согла "-" (вызывает сомнение), "!" (это главное, это удивило..) Для исследования на уроке был выбран текст Д.Лихачёва о культуре речи. В беседе по прочитанному  тексту происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю учащимся самим задать вопросы по тексту: используя приём "толстых" (требующих размышления) и "тонких" (требующие однословного ответа) вопросов. Учащиеся обсуждают, какие из предложенных им вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. В применяемое технологии большое внимание уделяется приёмам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно заполнить таблицу. Данная таблица состоит из двух частей: 1) " Что мне известно по данной теме" (афоризмы о языке); "Что нового я узнал из текста? " (эта часть заполняется на уроке). На уроке звучит запись текста И.С.Тургенева "Русский язык", а учитель зачитывает текст Н.Рериха по проблеме урока. На следующем этапе урока используются опоры-схемы, опорные инструкции. Так учащиеся работают с опорной инструкцией "Определение типа речи". Проанализировав содержание отрывка, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с текстом-рассуждением. Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности позволяет составить опорную схему (клайстер.) Затем составляется логическая схема текста.

тезис

аргументы

вывод

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На "этапе рефлексии" учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста завершается написанием творческой работы. Например, синквейна. Так на уроках был создан синквейн:

речь

неряшливая, грубая,

портит, губит, калечит

данное нам в наследство богатство

язык.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется

индивидуально, в парах или группах. 

Используя некоторые методы и приемы данной технологии, я смогла добиться следующих результатов:

- внимание на уроке;

- снижение утомляемости, перенапряжения;

- самовыражение;

- творчество;

- социальная адаптация

- изменение у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над текстом;

-изменение отношения детей как к урокам русского языка, так и к урокам литературы;

- создание атмосферы доверия, сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс".

Такую технологию развития критического мышления можно использовать и на уроке, и в процессе выполнения учащимися домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...