Разряды местоимений. Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данилова Екатерина Сергеевна

Конкект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razryady_mestoimeniy_lichnye_mestoimeniya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Автор: Смирнова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, школа №510

Тема: «Разряды местоимений», «Личные местоимения»

Тип урока по цели: сообщение новых знаний.

Тип урока по содержанию: морфология.

Цель урока:

-знать разряды местоимений

-знать местоимения, относящиеся к разряду личных

-отличать личные местоимениях от других

-правильно употреблять личные местоимения в речи

-создавать тексты с использованием таких местоимений

Оборудование:

1. Учебник для 6-го класса по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской

2. Распечатки с песенкой

3. Таблицы склонений местоимений

Литература:

1. Учебник для 6-го класса по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской

План урока:

Этап урока

Время

1. Орг. момент

1 мин

2. Повторение изученного материала

6 мин

3. Подготовка к восприятию нового

4 мин

4. Сообщение темы и цели

1 мин

5. Объяснение нового материала

10 мин

6. Первичное закрепление материала

20 мин

7. Подведение итогов

2 мин

8. Объяснение д/з

1 мин


Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

I Орг. момент

Ребята, прозвенел звонок. Успокаиваемся. Присаживайтесь, пожалуйста. Сейчас у нас с вами второй урок русского языка.

II Повторение изученного материала

Ребята, послушайте сейчас песенку Бориса Заходера.

На днях, не знаю сам зачем

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем 

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё

А теперь посмотрите, на раздаточный материал у вас на партах. Ваша задача сейчас – еще раз прочитать этот текст про себя и найти в нем все местоимения, посчитать их и подчеркнуть, а затем мы проверим. На это вам даю 3 минуты.

Итак, сколько местоимений получилось в итоге?

(26)

Как много! Правильно ребята!

III Подготовка к восприятию нового

А теперь давайте обратим внимание на значение этих местоимений.

Посмотрим на слова:

\записаны на доске\

Я, ты

Кое-кто

Кто, что

Давайте попробуем определить, на что же, на кого указывают эти слова.

На кого указывают слова «я, мы»?

(На человека, на того, кто что-то делает.)

Да. Может сказать, что они указывают на лицо? На лицо, которое совершает действие, обладает какими-то признаками?

(Да.)

Конечно, поэтому такие местоимений называются личными.

\сверху над местоимениями подписывается разряд\

А теперь посмотрите на местоимение «кое-кто». Можем мы определить, о ком говорится?

(Нет.)

Правильно. Такие местоимения поэтому и называются неопределенными.

\подписывается разряд\

А что нам помогает понять, что человек неизвестен?

(Приставка «кое».)

Хорошо.

А местоимения «кто», «что», посмотрите, относят ли нас мысленно к действующему лицу? Например: «Мы знаем, кто налил клея в твои ботинки».

(Да, относит.)

И поэтому такие местоимения называют относительными.

\подписывается разряд\

Все эти группы, которые мы определили у местоимений, называются разрядами. Как вы видите, во многом их названия отражают смысл, назначение местоимений. Личные указывают на лицо, неопределенные указывают на неопределенного человека или предмет.

Но на самом деле разрядов намного больше, чем мы определили. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 158 и прочитайте, какие же еще есть разряды местоимений.

\чтение ученика\

Спасибо. Итак, сколько же всего разрядов местоимений?

(9)

О каких разрядах мы не сказали?

(Возвратные, вопросительные, относительные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.)

Хорошо. О них мы с вами поговорим на следующих уроках.

IV Сообщение темы и цели урока

А тема нашего сегодняшнего урока – «Личные местоимения». И сегодня мы узнаем, какие это местоимения, их значение и правописание. Запишите тему урока.

\записана на доске\

V Объяснение нового материала

Итак, ребята, вы уже правильно сказали, что личные местоимения указывают на определенное лицо, но, как и все местоимения, не называют его.

Посмотрите на доску.

Это местоимения, которые относятся к разряду личных.

Я, ты

Мы, вы

Он она, оно)

Они

Какой вывод можно сделать, посмотрев на третий столбик?

(Местоимение «он» изменяется по родам.)

Верно.

А теперь давайте попробуем просклонять все местоимения. Напомните мне, что значит просклонять?

(Изменять по падежам.)

Сколько падежей в русском языке и какие?

(Шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

Верно. Просклоняем эти местоимения.

\ответы детей\

Хорошо.

\выдается раздаточный материал\

скл.jpg

Посмотрите на таблицы, которые я вам раздала. Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье.

И в этой таблице записаны местоимения, которые вы просклоняли.

А теперь попробуйте проанализировать таблицу и ответьте на два вопроса:

1. Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

2. Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(1 – Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).

2 – Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Молодцы, ребята. Правильно! Хорошо анализируете материал.

Итак, обобщим все сказанное.

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Хорошо. А теперь откройте страницу 161 в учебнике и прочитайте то, что написано в рамке.

\чтение ученика\

Спасибо. Послушайте известные строчки Н.В. Гоголя из повести «Майская ночь, или утопленница».

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее.

К кому обращается автор?

(К читателю.)

Это конкретный человек?

(Нет, он может быть кем угодно.)

Верно.

А теперь послушайте строки из комедии «Ревизор» того же писателя:

Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками?  Грешки

грешкам  - рознь.

Понятно ли нам, кому адресованы эти слова?

(Да.)

Почему мы это понимаем

(Понимаем, потому что есть обращение.)

Верно.

Вот, ребята, вы видите, что местоимение «вы» может обозначать и определенного человека, и любое лицо. Как и его собрат – местоимение «ты».

И еще следует запомнить, что если обращаются к одному человеку, то местоимение «Вы» пишется с заглавной буквы. Например, когда письменно обращаешься к директору и пишешь «Прошу Вас…», то это местоимение следует писать как раз с большой буквы.

VI Первичное закрепление материала

А теперь, когда мы разобрались, что же такое личные местоимения, давайте поработаем с упражнениями.

Прочитайте задание к упражнению №395 на странице 160.

\чтение ученика\

Спасибо. Сейчас по одному будете выходить к доске и записывать словосочетания в столбик, указывая глагол и подписывая падеж местоимения. Выходите сразу с учебником. А остальные записывают в тетрадь.

\работа по цепочке\

Приблизился* ко мне дат. (к кому?)

Беспокоился* обо мне предл. (о ком?)

Соревновался* со мной твор. (с кем?)

Расстилалась* передо мной твор. (перед кем?)

Не смейся* надо мной твор. (над кем?)

Приготовить* для меня род. (для кого?)

Не расстраивай* меня вин. (кого?)

Хорошо.

А теперь, чтобы немного отвлечься, поиграем в игру.

Она называется «Помоги Пете Ошибкину».

Я буду читать вам предложения, а вы должны найти и исправить в них ошибку.

Предложения записывать не надо.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

(ко мне)

2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

(последовать)

3. Я с отцом ездили на рыбалку.

(мы с отцом)

4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.

(могу ждать)

5. Он был любимцем с детства матери.

(любимцем матери с детства)

Молодцы!

А теперь послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ».

Я счастлив был с вами (дополн.) твор., ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по
вас (дополн.) дат..
Там видел
я (подл.)имен. пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                Люблю
я(подл.) имен. Кавказ!..

Запишем его. Как мы записываем стихотворные строки?

(Каждую с большой буквы.)

Верно.

\диктует\

Ребята, пожалуйста, найдите личные местоимения и подчеркните их как члены предложения, укажите падеж.

Две минуты на это.

\проверка\

Что необычного встретилось в этих строках? Может быть, форма какого-то местоимения?

(Да, форма местоимения «вы». Оно очень странно употреблено.)

Верно. Но, несмотря на это, такая форма употребления является правильной в русском языке. Посмотрите на слова в рамке на 160-ой странице. Прочитайте, какие слова еще будут писаться так же.

\чтение ученика\

Спасибо. Видите, как все интересно в русском языке. Запомните это написание.

VII Подведение итогов

Итак, подведем итог.

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Какая роль у местоимений «ты» и «вы?

(Они могут обозначать и конкретного человека и вообще любое лицо).

Верно.

VIII Объяснение д/з

Домашнее задание – упр. № 396, и принесите, пожалуйста, завтра цветную ручку.

Молодцы ребята, сегодня вы хорошо работали.

Урок закончен, можете собираться.


Эскиз оформления доски.

Личные местоимения.

Я, ты

Кое-кто

Кто, что

Я, ты

Мы, вы

Он она, оно)

Они

Приблизился* ко мне дат. (к кому?)

Беспокоился* обо мне предл. (о ком?)

Соревновался* со мной твор. (с кем?)

Расстилалась* передо мной твор. (перед кем?)

Не смейся* надо мной твор. (над кем?)

Приготовить* для меня род. (для кого?)

Не расстраивай* меня вин. (кого?)


Эскиз оформления тетради.

Личные местоимения.

Приблизился* ко мне дат. (к кому?)

Беспокоился* обо мне предл. (о ком?)

Соревновался* со мной твор. (с кем?)

Расстилалась* передо мной твор. (перед кем?)

Не смейся* надо мной твор. (над кем?)

Приготовить* для меня род. (для кого?)

Не расстраивай* меня вин. (кого?)

Я счастлив был с вами (дополн.) твор., ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по
вас (дополн.) дат..
Там видел
я (подл.)имен. пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                Люблю
я(подл.) имен. Кавказ!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» урок в 6 классе

Урок в 6 классе по теме:«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» ...

Местоимения личные разных разрядов в таблицах

Местоимения личные в именительном падеже, в объектном падеже, в притяжательном падеже, возвратные местоимения, абсолютные местоимения в красочных таблицах с краткими пояснениями, где выделение цветом ...